Продолжаем разговор 3: Как сохранить качественное журналистское образование в России?

Apr 28, 2015 14:48




Елена Корнилова

Для тех специалистов, кто работает в системе высшего образования не менее десятка лет, очевидно, что за последние пять-шесть лет уровень гуманитарного образования студентов и выпускников катастрофически снизился. Иногда в Московском университете из уст студентов можно услышать такие "перлы", что трудно удержаться от смеха. Например, вполне академического вида молодой человек на вопрос преподавателя: "Почему не было Одиссея на Итаке в течение 20 лет?" с уверенностью поведал, что, убив женихов Пенелопы, он подвергся суду Ахилла (?!!!) и был осужден на 20 лет скитаний... Юная девушка на третьей пересдаче по курсу : "История античной литературы" не знала содержания 1 песни "Илиады", а вопрос о творчестве Горация вообще повергал всех, пришедших на экзамен, в глубокое уныние.

Бездельников и лентяев, с трудом переползавших с одного курса на другой, и в прошлые времена было предостаточно, но таких беспросветных персонажей, не способных запомнить ни одного имени героя греческой мифологии или фамилии автора, чтобы не переврать его, практически не встречалось. Такие привычные имена как Патрокл, Ифигения или Гесиод превращаются в непреодолимое препятствие. И все это случается оттого, что молодые люди способны читать только СМС сообщения и "прикалываться" в чатах. Культура чтения даже у студентов-гуманитариев почти утрачена. Школа с ЕГЭ сделала свое дело, но и Московский университет не может похвастаться стремлением улучшить ситуацию. Количество аудиторных занятий сократилось вдвое в связи с переходом на Болонскую систему бакалавриат+магистратура, и планируется дальнейшее сокращение; большие литературные курсы сливаются в один семестр и вместо предусмотренных прежде зачета и экзамена, теперь остается только зачет. В программах невероятная путаница. В расписание вставляются специальные журналистские предметы (кстати, за счет общеобразовательных!), для преподавания которых просто не найдены специалисты. Аудитории стоят пустыми, у студентов 2-3 курсов заняты два или три дня в неделю, по три пары, - остальное - физкультура, военная кафедра и проч.

По болонским правилам нагрузка на студента в неделю не должна превышать 27 аудиторных часов, то есть не более 4 часов в день, как в младшей школе... Дополнительные занятия категорически запрещены, даже если кафедра стилистики и русского языка предлагает научить безграмотных выпускников средней школы писать по-русски грамотно. Зачем журналистам грамотность? Вопрос, разумеется, риторический... Журналистам не нужны ни иностранные языки, ни русская литература, сокращенные более чем вдвое. Пострадали и журналистские специальности, например такие, как редактирование и т.д.
С какой целью проводится такая реформа? Почему приказом деканата можно отменить вписанные в программу практические занятия по зарубежной литературе и обосновать это отсутствием аудиторий? Стране не нужны грамотные журналисты, особенно те, кто умеет думать и анализировать? Почему ведущая кафедра факультета - кафедра Я.Н.Засурского систематически подвергается настоящему разгрому и гонениям? Почему закрыты Центры по исследованию зарубежных СМИ - Французский колледж, Центр по изучению иберо-американских СМИ, Российско-индийский центр, Российско-японский центр, Центр по изучению итальянских СМИ, наконец, Центр российско-финских исследований, Кафедра ЮНЕСКО? В этих центрах студенты факультета изучали профильные языки, страноведение, могли получить стажировку в интересующей их стране. Потому что они были связаны с кафедрой зарубежной журналистики и литературы? Почему этой кафедре, на которой работает 8 профессоров, не позволили открыть магистратуру в текущем году и, следовательно, лишили ее и аспирантуры? Почему протесты профессоров кафедры против назначенца М деканата.И.Макеенко наткнулись на хорошо разыгранную деканом и ее окружением комедию? Или все дело в распределении финансовых потоков, которые открывающаяся магистратура должна принести только на кафедры, любезные декану?
То есть, стоя у руля, можно уничтожить всю систему журналистского образования в России ( не забудем, что Московский университет - головной вуз страны, где готовятся программы для профильных специальностей по всей России) только в угоду своим финансовым аппетитам? Можно воспользоваться болезнью и немощью заведующего кафедрой и расправиться с неугодными сотрудниками, отобрав у них часы, зарплаты и даже право высказаться?
В ученом совете факультета нет ни одного представителя кафедры зарубежной печати и литературы, кроме одиозного к.ф.н. М.И.Макеенко, который, кстати сказать является сотрудником кафедры теории журналистики и экономики, возглавляемой деканом.
Но студенты хотят учится. Они выбирают для специализации зарубежную кафедру. При выборе специализации студентами бакалавриата в 2015 г. на кафедру Засурского хотели попасть 160 студентов второго курса, а кафедре оставили только две группы (40 - 50 человек). Студенты просят вернуть им коллоквиумы и лекции в полном объеме, а натыкаются на репрессии со стороны деканата и учебной части.
Разрушение сбалансированной системы журналистского образования в МГУ может означать только одно: это - лишение страны мощного оружия, потому что слово с самых древних времен ассоциировалось с кинжалом, оба они помогали отстаивать свободу.

Слово - это оружие. В текущей политике мы проиграли информационную войну на Украине, когда спокойно взирали, как малышам рассказывали в школе про "голодомор" и ужасы сталинизма... Теперь война тлеет у наших границ. Неужели и сегодня можно методично разрушать образование для тех, кто создает информационное поле и является, в конечном счете, создателем идеологии? Важнейшую роль в этом играет Министерство образования последовательно проводимом уничтожении, в котором, кажется, газет не читают. Там с постоянством, достойным лучшего применения, внедряют стандарты Евросоюза, будто бы не знают , каково отношение этого и других европейских политических институтов к России. Если для страны так важно возрождать собственную промышленность, то почему не важно даже не возродить, а хотя бы сохранить то, что еще осталось от образования? Хотелось бы услышать мнение тех, кто заинтересован в данной дискуссии.

Из комментариев:



SiletskayaУважаемая Елена Николаевна!

Как вы знаете, я уже не первый год работаю в области освещения событий, происходящих на Ближнем Востоке. В силу своей работы, я постоянно взаимодействую с журналистами ведущих мировых информационных агентств, таких как Рейтер, АФП, ДПА и т.д., со многими из которых меня связывают дружеские отношения. Знаете, я заметила интересную тенденцию. Среди тех представителей этих агентств, кто (как и я) работает в горячих точках, очень много русских ребят, выпускников ведущих журналистских ВУЗов России. Потому что выпускники до 2005 года (приблизительно) успели завоевать славу профессиональных, умных, умеющих аналитически мыслить, отлично знающих европейские (и не только) языки журналистов. Но вот более "свежих" выпускников я не встречала. И ясно почему: введение ЕГЭ, а потом изменения в системе высшего образования сделали свое дело, и наши выпусники перестали быть конкурентоспособными.

К сожалению, привычка постоянно оборачиваться на Запад и подделываться под западные стандарты разрушает нашу систему образования. Интересно, неужели в России до сих пор бытует мнение, что навязываемые Западом ценности - это благо и дружеский совет? Удивительная слепота... Современная политика в отношении России не является дружественной, мне кажется, это очевидно любому гражданину страны, я уж не говорю про журналистов. Но нет! Мы все продолжаем "равняться"... На что равняться?

Россия откровенно проигрывает информационную войну (вернее, нельзя сказать "проигрывает", потому что это предполагает, что какая-то война все же была, а на сегодняшний момент происходит, по-моему, капитуляция и пинание лежачего). И, как я с сожалением понимаю, в ближайшее время не предвидится грамотных и умных выпускников, которые смогут правильно и эффективно работать с информацией, используя аналитику и прогнозирование, потому что учиться им будет не у кого и негде...


Светлана
Елена Николаевна, ну, это все ужасно, что Вы пишете, если дела действительно обстоят так! Однако неужели исчерпаны все средства мирных переговоров с новым деканом? Чего Вы рассчитываете добиться переходом к такой открытой конфронтации? Это крик души Ваш должен долететь до кого? (((


Елена_Корнилова

Дорогая Светлана! "Я любви искала...", как говорила Лариса Огудалова. Я пыталась спасти литературные курсы при переходе на бакалавриат. Именно я писала программы бакалавриата, потому что, кто, если не я. В этом процессе мне удалось отбить один лишний семестр с помощью Натальи Николаевны Любимовой, которую потом уволили, потому что она отстаивала интересы образования. Я была членом методической комиссии факультета, причем по своей наивности, полагала, что это серьезно. Я организовывала комиссию по синхронизации литературных и исторических курсов на факультете, в которую входили четыре заведующих кафедрами и еще трое преподавателей. Решение мы приняли - оно осталось без ответа. Я подготовила несколько документов, для того, чтобы избежать слияния двух обширных литературных периодов в 5 семестре - второй пол. ХІХ века и рубежа веков, поскольку это было крайне методически не правильно и просто вредно для здоровья студентов. Эти документы подписали практически все преподаватели на нашей кафедре литературы на тот период (2013 г.). Все документы были написаны на имя Елены Леонидовны и получая их лично в руки они снисходительно говорила: "Хорошо, мы рассмотрим..." Но ни одного ответа не последовало, даже в насмешку. Куратор организации учебного процесса Н.В.Гусев на мои вопросы о судьбе документов мрачно качал головой. Не было политической воли руководства факультетом. Последние события с приказом о запрете проведения коллоквиумов повергли меня в шок. Кстати, Елена Леонидовна в своем интервью ИТАР ТАСС не вспомнила о том, что второй коллоквиум администрация вернула вынуждено, из-за протестов большинства преподавателей кафедры. Вероятно, за делами забыла. И как бы Вы, Светлана, посоветовали мне действовать далее, когда благодаря личным связям в методическом отделе журфака я узнаю, что в следующем семестре коллоквиумы на всех курсах отменяются, а новые программы "должны быть оптимизированы", то есть кастрированы даже жалкие обрубки оставшиеся в бакалавриате курсов?
Надеюсь, что общественное мнение заставит царственный взгляд снизойти до проблем смертных и помимо монаршей воли внять голосу рассудка.

Начало темы здесь:
http://pan-ikota.livejournal.com/344107.html
http://pan-ikota.livejournal.com/345327.html
http://pan-ikota.livejournal.com/345515.html

Образование, политика, Россия, вопрос на засыпку, вот такая загагулина, Культура, жизнь, документалистика, жрать, наука

Previous post Next post
Up