«К конспирологии надо относиться трезво. Ведь если везде и во всем видеть заговоры, то это проявление, так называемой паранойи, мании преследования. Но, как справедливо отмечено в известном афоризме: если у тебя паранойя, это не значит, что тебя не преследуют. Заговоры являются нормальной формой политической деятельности. Собственно, что такое заговор? Это договоренность ряда лиц о действии в пользу кого-то или против кого-то или с целью достижения определенного результата при условии сохранения этой деятельности в секрете. И что в этом такого сверхъестественного! Большую часть политических и любых прочих договоренностей их участники должны держать в секрете, чтобы противники, конкуренты, оппоненты не воспрепятствовали их осуществлению. Существует коммерческая тайна, военная тайна, служебная тайна и т.д. Так что конспирология - это очень нужная наука.
Что же касается секретного мирового правительства, мировой закулисы, то я, честно говоря, не вижу оснований считать его существование невозможным. То есть доказать, что оно не существует, нельзя. Но в то же время, очень трудно или также невозможно доказать, что оно существует. Поэтому надо действовать по принципу так называемого пари Паскаля. Знаменитый французский философ и математик рассуждал о разумности или неразумности веры в Бога: что человек выигрывает или теряет, веря или не веря в Бога в случае, если Бог есть и в случае, если Бога нет. Он решил, что надо «ставить» на то, что Бог есть. Можно применить этот принцип к мировой закулисе, которой иногда приписываются прямо божественные функции управления всеобщим порядком.
Итак, первый вариант: мы не верим в мировую закулису, и ее в самом деле нет. Все прекрасно, мы живем в гармонии с миром. Второй вариант: мы не верим в мировую закулису, а она есть. Тогда наши беды будут неисчислимы, нашей жизнью будут управлять злые неизвестные нам силы и люди. Теперь, что получится, если мы верим в мировую закулису… Третий вариант: мы верим, а ее на самом деле нет. Определенные издержки будут - в виде напрасной тревожности, излишних опасений и предосторожностей. Но это небольшие издержки по сравнению с предыдущим вариантом. И четвертый вариант: мы верим, что закулиса есть, и она есть на самом деле и ведет свою разлагающую и подрывную работу. Тогда наши предосторожности оказываются не напрасными, и мы избегаем множества бед и несчастий.
Так что, исходя из совершенно рациональных соображений, а не из пароноидальной иррациональной убежденности, надо ставить на то, что закулиса есть».
Доктор философских наук, профессор
Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики»
Леонид Ионин