Оригинал взят у
pravosudovs в
Разочарование в Сербии Когда несколько лет назад я впервые оказался в Сербии, то был просто очарован: природа, люди, еда, ракия. Я почувствовал себя как дома. Как сказал Эмир Кустурица: «Сербы это те же русские, только без денег». Но во время последующих визитов для восторгов оставалось всё меньше места. Чем больше я узнавал Сербию и сербов, тем больше я разочаровывался.
Сербы, в большинстве своём, действительно, хорошо относятся к русским. Однако сербская политическая элита и СМИ проводят явно антироссийскую позицию. Мне объяснили, что нынешняя политическая элита Сербии практически в полном составе состоит из людей, которые в той или иной степени связаны со спецслужбами США, Великобритании, Германии и др. стран. На словах они все за Россию, так как это нравится избирателям, но на деле проводят политику в интересах своих кураторов. Практически все эксперты по политической ситуации в Сербии говорят о том, что страной на самом деле управляет американское посольство.
Один мой московский знакомый много лет жил и работал в Сербии. Вот, что он рассказал: «В Сербии прошла моя молодость и я, вроде бы, должен стремиться туда, но этого нет. Я устал от того, что сербы всё время рассказывают о том, как они любят русских, а когда ты делишься с ними чем-то действительно важным, то они тут же бегут в американское посольство, чтобы рассказать все твои секреты. Сегодня я лучше поеду в Хорватию. Там тебе не будут говорить о любви к русским, но ты этого и не ждёшь, поэтому не разочаровываешься».
Ещё меня удивила любовь сербов к Евгению Примакову, за то, что он во время начала бомбардировок Белграда развернул свой самолёт над Атлантическим океаном и не полетел в США. Это был символический жест, который ничего не изменил в российской политике того времени. Но сербы очень любят символические жесты. Они могут во время футбольного матча вывесить российский флаг и спеть «Катюшу», а потом пойти на выборы и проголосовать за партии, которые ведут Сербию в ЕС. При этом движение «Двери», которое выступает против вступления Сербии в ЕС и говорит о том, что Сербии нужно стать членом Евразийского союза и опираться на Россию, получило на выборах 2013 года всего 4% голосов. Лидеры «Дверей» объясняют это тем, что их партия практически не представлена в ведущих сербских СМИ. Однако в век интернета в это слабо верится.
Теперь поговорим о российских проектах в Сербии. Главным активом «Газпрома» в Сербии является компания NIS в которую было инвестировано более 1 млрд евро. Нефтеперерабатывающие заводы NIS в Панчево и Нови-Саде в 1999 году были сильно повреждены в результате бомбардировок авиации НАТО. Когда правительство Сербии решило приватизировать NIS, то западные компании не проявили интереса к модернизации этих заводов. Дело в том, что в Европе очень много нефтеперерабатывающих заводов, которые загружены не на 100%. Западные компании рассчитывали, что сербские заводы будут закрыты, так как их топливо не соответствовало нормам ЕС, и они стали бы продавать в Сербии топливо, привезенное из других стран. У «Газпрома» не было своих НПЗ в Европе, поэтому «Газпром нефть» согласилась заняться модернизацией сербских заводов. В результате компания начала выпускать топливо качества Евро-5, объемов которого теперь вполне достаточно не только для удовлетворения потребностей самой Сербии, но и для экспорта в соседние страны (Боснию и Герцеговину, Болгарию, Румынию и т.д.). Стремительно расширяется за пределы Сербии и сеть АЗС NIS.
Необходимо подчеркнуть, что до прихода «Газпрома» NIS демонстрировала убытки. На момент прихода «Газпром нефти» они составляли около 450 млн евро, поэтому их нужно было погасить, что и было сделано. В 2013 году NIS впервые за много лет выплатила дивиденды в размере 25% чистой прибыли. «Газпром нефти» принадлежит 56,5% акций NIS, а остальной пакет - правительству и гражданам Сербии.
У NIS большие планы по развитию бизнеса. Особенно большие надежды возлагаются на завод в Нови-Саде, где сейчас идёт масштабная реконструкция, направленная на организацию производства уникальных моторных масел. Ожидается, что уникальность обеспечит этой продукции широкий рынок сбыта: 25-30% будет продаваться в Балканском регионе, остальное - в других государствах Европы, СНГ, на Ближнем Востоке, в Африке, Турции и т.д.
Не удивительно, что руководитель компании Кирилл Кравченко постоянно выступает за вступление Сербии в ЕС. Он не политик, а бизнесмен и явно рассчитывает на укрепление позиций своей компании на рынках стран Европейского Союза. Однако не стоит забывать, что ещё не одну страну не приняли в ЕС, до тех пор, пока она не стала членом антироссийского военного блока - НАТО. Да и европейские корпорации не испытывают восторга от успехов NIS. В связи с этим лидеры ЕС давят на руководителей Сербии, чтобы они вынудили русских уйти из NIS и передали компанию в руки какой-то крупной европейской корпорации. Тогда Сербию возможно и примут в ЕС.
В этой связи нет ничего удивительного в том, что сербское правительство неуклонно повышает налоги для NIS. В 2013 году NIS выплатила в бюджет Сербии 120 млрд динар (около 1 млрд евро) прямых и косвенных налогов (на 32% больше, чем в 2012 г.). За первое полугодие текущего года налогов было начислено на 17% больше, чем за тот же период прошлого года. После победы на парламентских выборах 2013 года Александр Вучич сразу стал требовать от руководства NIS, чтобы они направляли больше средств на дивиденды, а не на инвестиции в развитие. Но если компания не будет инвестировать в развитие, то она быстро деградирует и станет приносить убытки, что автоматически означает прекращение выплаты дивидендов. В текущем году правительство Сербии инициировало пересмотр межправительственного соглашения с Россией и начало расследовать процесс приватизации NIS. Итог этого разбирательства не сложно предсказать. Окажется, что «Газпром нефть» заплатила за NIS мало денег и ей нужно доплатить. Таким образом, «Газпром нефть» выдавливают из бизнеса. При этом, неуклонное снижение рентабельности NIS и политическое давление не позволят «Газпром нефти» продать свои акции по справедливой цене.
В Болгарии ситуация практически аналогична сербской, просто инвестиций «Газпрома» здесь пока меньше. Для того, чтобы обезопасить поставки газа в страны Южной и Центральной Европы «Газпром» строит газопровод «Южный поток». На территории России он уже близок к завершению. Вскоре стартует укладка трубы по дну Черного моря. Больше всех в реализации этого проекта должны быть заинтересованы Болгария, Сербия и Босния и Герцеговина, так как у них нет никаких альтернативных поставщиков газа. И что же мы видим?
В отношении «Южного потока» Сербия и Болгария проводят аналогичную политику. Они отказываются начинать строительство газопровода до тех пор, пока разрешение на это не даст Европейская комиссия. Особенно удивляет позиция Сербии, которая не входит в ЕС. Весьма велика вероятность, что ближайшей зимой Украина начнет отбирать из транзитной трубы газ, который предназначается потребителям в Болгарии и Сербии. Получается, что Европейская комиссия вместе с властями Болгарии и Сербии хотят, чтобы болгары и сербы замерзали зимой из-за произвола властей Украины. Не секрет, что в результате государственного переворота власть на Украине захватили ставленники США, которые считают своей главной обязанностью борьбу против России.
Россия в 1990-е годы пережила очень тяжелый период: экономика деградировала, население сокращалось, страна оказалась на грани распада. Затем ситуация стала постепенно улучшаться. Это очень не нравится США и их союзникам в Европе. Особенно их возмутило присоединение к России Крыма. Они требуют, чтобы Крым вновь стал украинским. Но за присоединение к России проголосовало более 90% населения Крыма, их невозможно заставить проголосовать за возвращение в состав Украины. Особенно после того как они увидели, что их родственников и друзей и Донецкой и Луганской областях безжалостно расстреливают украинские войска. В результате США и их союзники решили задушить Россию с помощью экономических санкций (сербы прекрасно знают, что это такое).
Проекты «Газпрома», что особенно хорошо проявилось на примере NIS, несут возможность развития балканским странам. А ЕС предлагает им только деградировать, что хорошо видно на примере Болгарии. Здесь промышленность и сельское хозяйство находятся в упадке, поэтому люди вынуждены соглашаться на низкооплачиваемую работу в других странах. Инженеры, врачи и ученые работают официантами, дворниками, садовниками и т.д. Кстати, крупнейшим налогоплательщиком Болгарии является российский «ЛУКОЙЛ», которому принадлежит нефтеперерабатывающий завод в Бургасе и сеть АЗС. Однако российская компания здесь также находится под жёстким прессингом властей, что мешает ей нормально развиваться. Огромную поддержку экономике Болгарии оказывают туристы из России. Не секрет, что более 400 тыс. российских семей приобрели дома и квартиры в Болгарии.
Население Болгарии стремительно сокращается: с 9 млн человек в 1989 году, до 7 млн в 2014 году. Если так пойдёт и дальше, то болгары просто исчезнут. Один мой знакомый болгарин сказал, что во время визита в Россию его больше всего поразил рекламный плакат, который призывал россиян рожать больше детей. Его удивило, что правительство выплачивает матерям 12 тыс. долларов за рождение второго ребенка. В Болгарии пропаганда направлена на то, чтобы люди думали только о себе. Зачем тратить время и деньги на воспитание детей, если можно поехать отдохнуть?
В Сербии эта тенденция не так заметна. Здесь население в 1994 году составляло 7,7 млн человек, а в 2014 году 7,2 млн. Но Сербия пока ещё не член ЕС, всё ещё впереди, и гей парады, и шоу трансвеститов. Все мы знаем, что если бы не русские, десятки миллионов которых погибли во время русско-турецких, первой и второй мировой войн, сербов бы уже давно не было. По крайней мере, православных сербов. Сохранились бы только те, кто принял католичество и ислам. В 1990-е годы сербы нашли в себе мужество вести войну за сохранение единства своего народа, но проиграли, так как против них были США вместе со всеми своими союзниками. Россия же была слишком слаба, чтобы оказывать помощь. Воевали вместе с сербами только русские добровольцы. Сегодня сербские добровольцы воюют вместе с русскими на востоке Украины. У нас только один путь: либо победить и выжить вместе, либо умереть поодиночке.