По традиционным верованиям обских угров, души или жизненные силы соотносились с душой-дыханием - лил, тенью-обликом - ис-хор, уходящей вниз душой - лонхал’- минне-ис.
Согласно универсальной установке, женщины обладали 4-мя "душами", а мужчины 5-ю. Основными жизнеобеспечивающими началами для всех "душ" обских угров выступали лил/лили "дыхание" и ис /ис-хор "тень, тень-облик". Реинкарнирующая лил считалась основной жизненной субстанцией и отождествлялась с дыханием. Место ее обитания - голова или грудь Считалось, она могла ненадолго покидать человека. Ис-хор тесно связывалась с человеком и его "образами" - тенью, отражением в воде, отпечатком в снегу и т.п. Эти "образы" по отношению к человеку рассматривались как часть целого и также являлись носителями его жизненных способностей. Ис-хор олицетворяла жизненность тела как материальной субстанции. Она не покидала человека даже после смерти и гибла с разложением тела.
.
В.Н. Чернецов у северных групп обских угров выявил в качестве жизненных субстанций урт, которая отправлялась после смерти человека в загробный мир, и улем ис, приход которой обеспечивал сон. Анализ данных воззрений, начатый еще Г.Н. Грачевой, позволяет считать их производными от ис-хор. Их появление связано, вероятно с дифференциацией представлений о единой "тени-облике". В некоторых локальных вариантах сердце и глаза (и то, и другое - сэм, сам), а также ум (но-мыо, номт) трактовались как "душа". Чаще всего эти категории были несамостоятельны и связывались с лил либо ис-хор. Реальная картина, как видно, не соответствует общей установке о 4-х - 5-и "душах". Рассмотренные субстанции, в зависимости от локальных различий выступающие в разных комбинациях, универсально считаются определяющим фактором существания и жизнедеятельности человека.
.
Причиной болезни считалось нанесение вреда лил либо ис-хор злыми духами, шаманами и другими людьми.
.
Зенько А.П. Представления о сверхответственном в традиционном мировоззрении обских угров