Первый пост в рамках
Драконьего альфабета прошел незамеченным. Ну и ладно, все равно продолжу! ) Тем более, что Амару займет место не только в букве "А" оного альфабета, но и вольется в русло
американских драконов...
.
В мифологии перуанских индейцев кечуа
амару представляет собой божество в виде крылатой змеи с светящейся головой и рыбьим хвостом.
.
Дракон Амару. Иллюстрация Гонсало Ордонеса Ариаса.
Кроме того, у амару глаза-кристаллы и красноватый нос. Как и подавляющее большинство других драконов, перуанские амару связаны с культурой ирригационного орошения, символизируют "жизненную силу воды, которая допускает существование народа аймара".
.
Amaru by Kuroi-kisin.
В мифологическом смысле, амару символизируют радугу, молнию, град и любую воду, которая приносит жизнь - оросительные каналы, реки и источники. Но не только...
.
Дракон Амару. Попытка реконструкции.
.
В мифологической культуре плодородие нерасчленимо - природное связано с социальным, зерновое с сексуальным. Потому амару воплощал и сексуальную силу людей. Но принадлежать она должна было только мужчинам, потому у девочек практиковалось обрезание клитора (клиторэктомия):
.
«Дракон (то есть амару) был жизненной силой Создателя; и как мы, католики, почитаем женский облик Божества Святой Девы Марии, подобным же образом вместилище и жало скорпиона у [Инков] символизировали женский клитор, почитая в нем мужское начало в женщине».
Хуан Анелло Олива (**)
.
Змеи на храме культуры Чавин (ок. 1000 г. н.э.)
.
По всей вероятности, изначально амару представлял собой исходный хаос, пугающий людей.
.
Дракон Амару в представлении индейцев департамента Хунин, Перу..
В различных вариантах мифов амару предстает как тот, кто был одним из первых, а люди появляются только после него:
.
Дракон Амару на инкском керамическом стакане-керо
Прорисовка
.
...вначале из вод поднимается Амару; он сын Радуги (Чирапа), у него оленьи рога на голове, крылья летучей мыши, короткие и толстые ноги; он пожирает людей; Ветер и Гром убивают его; после его смерти озеро заливает равнину; некоторые говорят, что Амару в облике смерча поднимается к небу; град - его экскременты...
Ю.Е.Березкин "Тематический каталог..."
.
Двухголовый змей-радуга Амару. Дом Дракона (XI-XIII в.). Чиму. Перу
.
По другому варианту, раньше земля была покрыты водой, в которой обитал чудовищный змей Амару. Он был жесток и всех достал. Тогда Радуга породила второго Амару. Не вынеся наличия конкурента, амару вступили в кровопролитный бой. Долго длилось действие сие, но победить не мог ни один. Тогда бог Тиксе (по другим версиям - Виракоча) вышел из себя и просто убил обоих своими молниями. Мир очистился. После этого из источника Уари-пукио вышла первая пара людей, Мама и Тайта (до этого они были под землей из страха перед Амару).
.
Виракоча - победитель драконов-амару. Ворота Солнца в Тиауанако, Боливия.
Вся фишка в том, что при любом раскладе амару были уничтожены не до конца. Известно, что некоторые индейцы до сих пор верят, что и сегодня молнии - это когда боги отбиваются от пытающихся подняться на небо амару. Кроме того, амару плодятся и успешно гадят людям:
.
...радуги есть двуглавые змеи Амару; они воры, забираются в женщин через их гениталии, вызывая боль в животе; среди них есть самцы и самки...
Ю.Е.Березкин "Тематический каталог..."
.
Часть росписи на сосуде культуры мочика, север побережья Перу. IV-VI вв. н.э.
Двуглавая змея над фигурой мифологического персонажа изображает Млечный Путь либо радугу. В ряде индейских традиций эти два объекта считаются ночным и дневным воплощениями одного и того же небесного змея. (
с)
.
Сегодня сторонники нативных религий классифицируют амару как посредникв между Верхним, Средним и Нижним мирами, считают его покровителем шаманских путешествий.
Дракон Амару. Современный рисунок