“...Of art the miracles
Its tribes of pinnacles
Gleam like to ice-picks snowed; and higher,
Erect upon each airy spire
In concourse without end,
Statues of saints over saints ascend
Like multitudinous forks of fire.”
Herman Melville, "Milan Cathedral" 1891.
Сегодня наконец продолжу фотопрогулку по Милану, и во втором фотосете Милан будет представлен с его религиозной стороны... Творческая энергия сотен строителей, архитекторов, художников и скульпторов разных времен, как малоизвестных так и с мировыми именами, направленная на одно - прославление и возвеличивание Бога, Церкви, Города в одном лишь здании, но зато каком! Результаты этих усилий мы сегодня с благодарностью и восхищением можем созерцать в самом центре столицы Ломбардии...
...Среди всех миланских архитектурных попыток удивить мир эта, безусловно, затмила все остальные. Это многовековая главная стройка города, завершившаяся лишь в 1960-х, но, в связи с бесконечными реставрациями, продолжающяяся и по сей день. Я говорю о соборе Дуомо - главном религиозном и туристическом символе Милана.
Вообще в разных источниках существуют разночтения о его величине по сравнению с другими соборами. Одно точно бесспорно, что это второй по величине собор в Италии, после собора Св. Петра в Риме. Ну и, возможно, третий в Европе, после того же Св. Петра в Риме и собора св. Павла в Риме (при этом по вместимости уступает собору в Севилье?). Также пишут, что четвёртый в мире. Короче, большой он, большой...:) Ну, и в дополнение еще троху фактов "первости" и "единственности":
- Миланский Дуомо - единственный беломраморный готический храм в Европе;
- Миланский Дуомо - первый готический храм построенный по южную сторону Альп.
На самом деле Дуомо действительно поражает своей величавостью и масштабом, как днем...
...так и ночью...
Амбициозная мысль миланцев начала воплощаться в реальность еще в далёком 1386 году, причём храм начинался строиться архитекторами из Италии, Франции и Германии. Эдакий интернационал, что неудивительно для Милана. Проект с течением веков менялся вместе с появлением новых стилей в архитектуре. Это особенно видно в фасаде собора, который изначально возводили в стиле барокко, но потом, при Наполеоне, вовремя спохватились и всё-таки добавили фасаду больше готичности. Поучаствовали в проекте и Леонардо с Браманте. Они-то и предложили восьмиугольный в основании ренессансный купол.
Двери же для собора закончили только в 20-м веке (1965г.), слава богу, не поддавшись современным веяниям архитектуры (это вам не стеклопакет в Несвиже), а выполнив их хоть и консервативно, но шедеврально. Скульптурные барельефы дверей заставляют останавливаться напротив себя действительно надолго.
Впрочем, скульптур не лишён и сам фасад. Да что уж говорить, вся внешняя часть собора просто напичкана ими:
Этот водосток-горгулья и скульптура рядом уже постарше (14-15 век):
Да и вообще, хронологию собора довольно легко узреть, двигаясь от главного фасада к апсиде. Собственно, с неё всё и начиналось на месте небольшой церкви (а еще ранее языческого храма Минервы) Санта-Мария-Маджоре. А вот еще одна, казалось бы не очень-то и нужная мелочь, а вот и из таких мелочей состоит архитектурный шедевр:
Но самая узнаваемая скульптура Дуомо стоит всё же внутри собора:
Отполированный мраморный Св. Варфоломей работы Марко д'Аграте (1562г.) Выглядит как римский патриций, вышедший из бани, но на самом деле на нём висит не одежда, а собственная кожа. Как пострадал за веру, так и изображён (вы еще груди Св. Агаты из Барселоны не видели ;)). Очень впечатляют искусно выполненные анатомические подробности: сухожилия, мышцы... Можно школьникам, как пособие показывать.
Изнутри Дуомо контрастно тёмный после обласканного солнцем внешнего фасада. Но благодаря размерам не кажется давящим и сжатым. Наоборот, эта затемнённость придаёт ему антураж таинственности и мистики, а также подчёркивает узоры на витражах, сквозь которые струится свет.
Как и в большинстве готических соборов, покоряют уносящиеся ввысь колонны и крестовые своды. Большинство алтарных композиций в соборе уже из ренессансных и барочных времен, хотя есть и замечательный "увитый" виноградной лозой и "покрытый" фантастическими животными огромный Канделябр Тривульцио (состоит из 2-х частей: основание 12 в. и верхняя часть 15 в.), но на него мой фотик упрямо "мылил", поэтому фоток не будет.
По всему собору в боковых нефах "отдыхают" достойные люди. Не только сильные мира сего, но и святые мужи (как на фотке выше), причём даты жизни взрывают мозг не балованного древностями белоруса. Поэтому, чтобы отдохнуть от пустых глазниц свидетелей далёких событий, миланский Дуомо предлагает нам принять солнечные ванны на террасах и крыше.
Там-то и вспоминаешь шутливое прозвище собора - "ёж" (135 шпилей как бы обязывают):
Стоя на крыше и разглядывая горизонты и суетящихся внизу букашек-людей, чувствуешь себя выше всех. Но если посмотреть вверх на шпиль купола Дуомо, то увидишь ослепляющую золотом Мадоннину - Богородицу и святую заступницу для всех миланцев:
Когда фигура Мадоннины была водружена на шпиль собора, был издан указ, чтобы во всём Милане никогда ни одно здание не было построено выше Мадоннины. Этот указ был нарушен был однажды, при постройке небоскрёба Пирелли. Но формальность всё же соблюсти не забыли. На крышу Пирелли была установлена точная копия Мадоннины ;)
См. также:
От Дуомо до Кастелло (прогулка по Милану)