Летние вылазки

Aug 31, 2011 13:19

Август, а вместе с ним и лето, неминуемо уходят, а я в этом году так лета и не почувствовал. Долбаный ремонт, проблемы со здоровьем у отца, кризис в стране, и как следствие на работе, отняли возможность нормально отдохнуть. Не было ни моря, ни гор, да даже в речке не искупнулся ни разу. По нормальному, лето у меня начинается только сейчас. Но природе "назад" не скажешь. Что ж, что действительно я успел за тёплый сезон, так это немного получше увидеть свой край. Попутешествовать немного (капля в море) по историческим местам, насладиться атмосферой седой старины, красивой природой и чувством дороги. Сегодня, в предверии осени, решил выложить некоторые фотки из наших поездок.

А осенью, которая будет пожарче лета, меня ждут Рига, Таллинн (компенсация моря), Милан и Хельсинки. Так что рано расслабляться.

Катался я не один, а всем семейством. Часто к нам присоединялись beaverg c cупругой, так что половина фоток (те, что покачественней;)) - его.

Ну что ж, где мы были?

Богушевичи. На полпути из Минска в Могилёв. Раньше там была усадьба Свенторжецких, но в 1863-м небезызвестный граф Муравьёв велел спалить усадьбу за излишний патриотизм владельца. От усадьбы осталась одна часовня. Сейчас парафиальный костёл.




Княжицы. Деревня прямо под Могилёвом. Основная достопримечательность - бывший костёл монастыря доминиканцев (18 в.). С 2-й половины 19 в., когда костёл реконструировали под православную церковь, он постепенно ветшал. Сейчас стоит с обвалившимися лесами, и проветривается всеми ветрами.





Дуды. Деревушка на вьезде в Ивье. Возле кладбища сохранился деревянный костёл 1772 года (как раз впервые пилили Речь Посполитую).



Ивье. Самое татарское местечко Беларуси. В частном секторе, где стоит мечеть, татар узнаёшь невооруженным взглядом. И это через столько лет после их заселения сюда, как пленников великого князя Витовта в 15 веке. Кроме мечети есть бывшая водяная мельница (сейчас ресторан), интересная старая каменная застройка в центре местечка и костёл бернардинцев, впервые построенный в 1491-95 годах, позже неоднократно перестраиваемый. Мы заехали туда как раз во время службы по беотификации Папы Яна Павла 2-го. Рядом с костёлом, стоит статуя Иисуса, прям как в Рио. Только в разы меньше, естественно :)







Вселюб. Деревня, где сохранился самый старый костёл в Беларуси (считается, что построен в 1433 году). Кроме костёла успел побывать и кальвинским (протестантским) збором. Башню-колокольню пристроили к костёлу только в 19 в.





Любча. По дороге туда мы встретили лису, которая весьма удивилась появлению черного железного зверя на её пути, презрительно фыркнула и скрылась в придорожных кустах. В Любче, когда-то одном из многочисленных имений Радзивиллов, сохранился только замок, вернее его остатки. Сейчас замок, стоящий над Нёманом, служит и жильём для людей, и школой. Но благодаря энтузиазму простых людей (не государства), реставрируются башни замка. Быть может, когда-нибудь на моём веку удастся увидеть замок отреставрированный и воссозданный в комплексе.



Новогрудок - наше всё. И первая столица ВКЛ, и родина Адама Мицкевича, и источник его вдохновения. Да и просто красивые места, весьма холмистые, в отличие от привычного ландшафта Беларуси. Сердце Новогрудка - замковая гора с остатками двух башен. Под горой же Фарный костёл (1720-е), стоящий на месте более древнего костёла, в стенах которого Ягайло взял в жёны княжну Гольшанскую, родоначальницу королевской династии Ягеллонов. Фрагментарно этот старый костёл сохранился и в новом (часовни). Позже в нем крестили Адама Мицкевича. Когда сверху стоишь на замке и смотришь вниз на костёл, недоумеваешь, как можно было пытаться взять этот замок приступом. Еще Новогрудок покоряет атмосферной старинной и межвоенной застройкой. Здесь, несмотря на всю БССРскость вывесок и плакатов, новоправославность старинных храмов, ощущаешь себя на Кресах Всходних. И если б сохранились все разрушенные монастыри, торговые ряды, ратуша, дворцы-каменицы, то это чувство бы не покидало и тех, кто не видел город на старинных фотографиях и гравюрах. А вот с "покушать" в Новогрудке туго...









Свитязь. Лесное озеро и поэма Мицкевича. Таинственная романтика и кусочек моего детства.



Райца. Главная достопримечательность - церковь Св. Варвары (1817 г.), первоначально построенная как костёл, но после 1863 г. переданная православным. В том же 1863-м, с гербового столба возле усадьбы Раецких пропала медная табличка. Что там было написано, одному богу известно. Сейчас же гербовый столб в бывшем парке поражает своей "готичностью", хоть и лишился фигуры богоматери.





Строчица. Белорусский скансен, хорошее место на краю Минска, где можешь себя почувствовать, как в деревне. Ребёнок может побегать босиком, а ты пойдёшь в корчму отведать холодника, мачанку и запить это всё местным квасом.





Ольковичи. Бывшеее пограничье. Там дальше за Крайскими Пасеками уже БССР, с продразвёрстками, колхозами и тюрьмой НКВД в Плещеницах. В Ольковичах сохранился симпатичный неоготический костёл 1905 г. Кстати проведя детство в тех местах, и заезжая в окрестные деревни, можно легко почувствовать, где проходила граница Кресов Всходних. Ровненько отслеживается по наличию костёла с одной стороны, и наличию/отсутствию церкви с другой стороны. Вот так.



Камено. Отсюда в 1857 граф Тышкевич начинал свою экспедицию по Вилии, а в 80-х и 90-х 20 века в Вилию ступал и я. Сейчас в Камено (когда-то "Камень-Завилейский") я вернулся ради объекта, котрый и дал название поселению. Здоровущий (если учесть, что над землёй всего одна четверть) камень "Варацішын крыж" c высеченным в 12 в. на нём шестиконечным крестом и письменами, вот уже много веков дремлет в огороде у берега Вилии. Столько лет я катался рядом на велике, а даже не догадывался о его существовании. Впрочем название деревни оправдывает себя - камней там и кроме самого большого довольно много.





Долгиново. Старое еврейское местечко, описываемое еще Змитроком Бядулей в его автобиографической повести. Сегодня только некоторые постройки напоминают о его прошлом. В числе немногих - костёл Св. Станислава 1853 г. За брамой гламурно-розового костёла - "пьета", напоминающая о незримой культурной связи маленьких приходов в захолустьях с далёким Ватиканом, где когда-то творил Микеланджело.





Будслав. Точка, куда летом стекаются многочисленные паломники помолиться перед знаменитой иконой Будславской Божьей матери. Икона хранится в костёле монастыря бернардинцев (17 в.), прекрасным и огромном образце виленского барокко, знаменитом, помимо прочего, своими нарисованными алтарями, создающими оптический обман. В наш приезд, к сожалению, костёл был закрыт, да и часть его была покрыта лесами (перекрашивали). Кстати, Будславский костёл - один из двух в Беларуси имеющий cтатус Basilica Minoris.





Заславль. Место, где я до рождения сына замечательно провёл время, стуча молотком и зубилом по железу. Средневековая романтика, источники и отрезы ткани, пиво и медовуха, шатры и фестивали,"коцікі з харугвачкі" и "дзіфчонкі", куски наждачки и выкройки. Ностальжи, одним словом. Сейчас заехали показать сыну замковые валы и кальвинский збор 16 века.





Раков. Сегодня небольшое местечко, а в конце 20-х - польское Чикаго на Кресах, где на 5000 жителей было 100 ресторанов и 4 борделя. Где крутились огромные деньжищи, и жизнь стоила немного. А всё дело в том, что Раков был столицей контрабандистов, откуда лесными тропами несли через границу дефицитные в БССР товары. Сейчас, если бы не рассказы стариков и роман Сергея Пясецкого "Любимец Большой Медведицы", мы бы ни за что об этом не догадались.









Ивенец. Местечко в Налибоцкой пуще, посреди котрого высится монастырь францисканцев (1750г.) с костёлом, до боли напоминающем минский костёл бернардинок (ныне архикафедральный собор). Приятно, что монастырь сейчас вновь обживается, а за ним даже есть приличная детская площадка, чем не поленился воспользоваться мой сорванец. Когда-то в Ивенце было 3 костёла. Сейчас осталось 2 + новодельная православная церковь. Второй костёл Св. Алексея (1905г.) стоит на кладбище и привлекает своим неоготическим видом. Прогуливаясь вдоль могил и мемориальных плит, приходит в голову, что многие люди, покоящиеся здесь, еще жили в ту иную, старосветскую эпоху. Другие имена, другие эпитафии... Были людьми еще совсем иной культуры, не имели того комплекса вакуума, самоидентификации, который имеем сейчас мы. Многие, умершие в 1910-х, даже не подозревали, что такое большевизм, не подозревали о том как тут всё перемешается в начинающемся 20 веке. Да и о том, что большинству их потомков здесь не суждено будет жить. Интересно, что придёт в голову людям, прогуливающимся вдоль наших могил?









Вот так. С одной стороны, немного, и, возможно, не особо впечатляюще. С другой стороны, есть что вспомнить, и пережить некие особые эмоции, вспоминая об этих местах. А теперь встречать осень ;)

фоты, atlantis albarutheniae, святыня, Беларусь, via est vita, genius loci, medium aevum, magnus ducatus lituaniae, архитектура, злободневное

Previous post Next post
Up