Человеческие жертвоприношения - тема табуированная, а оттого волнующая. Сегодня, когда человеческая жизнь считается самой большой ценностью, сложно поверить, что когда-то принесение людей в жертву было обычной практикой. Однако подобные жертвоприношения были во многих культурах с самых древних времен, и в том или ином виде сохранялись они в течение длительного времени.
Зачем нужны жертвы
Традиции жертвоприношения возникли тогда же, когда появились религии. Идея, что существует некая высшая сила, от которой зависит все, что происходит на земле, позволяла древним людям чувствовать себя защищенными. В то же время вполне понятно желание древних как-то манипулировать высшими силами, убеждая их действовать определенным образом. Одним из вариантов такого манипулирования были жертвоприношения.
В качестве жертв богам иногда предлагали ценности или продукты, но наиболее эффективными во всех культурах считались кровавые жертвы. Как правило, во славу богов закалывали скот, но в некоторых случаях приносились и человеческие жертвы. Бескровные методы умерщвления, что интересно, в таких случаях почти никогда не применялись, хотя из этого правила есть исключения.
Обряд жертвоприношения порой бывал очень сложным, а порой достаточно было зарезать жертвы на подходящем камне и окропить землю кровью, чтобы надеяться после этого на благосклонность богов. Вообще, выбор жертвы и ритуал, сопровождающий ее умерщвление, зависели от многих факторов. Например, в качестве благодарности богам за военные победы у многих народов принято было приносить в жертву военнопленных. Ради хорошего урожая принято было приносить в жертву царя-жреца, который воплощал силу земли. Для оптимального эффекта вместе с царем в жертву приносили сотню его рабов. А в некоторых случаях за пару дней до этого мероприятия на трон сажали «заместителя», которого потом и приносили в жертву вместо царя.
Жертвоприношение детей совершались у разных народов сравнительно редко. Однако в некоторых культурах было принято, например, приносить в жертву богам не только первые созревшие плоды и овощи, но и первый приплод скота, а также детей-первенцев. Это было, с одной стороны, выражением благодарности богам, а с другой - попыткой задобрить высшие силы.
В то же время многие историки полагают, что выражение «принести ребенка в жертву» не всегда следует понимать буквально - как ритуальное убийство. Вполне вероятно, что в ряде случаев эти слова обозначали, что ребенка отдавали в услужение или в монастырь, сохраняя при этом жизнь. Жертвоприношение женщины тоже в некоторых случаях могло быть не убийством как таковым, а отказом в реализации женской сущности - например, девочку отдавали в монастырь, или женщина давала обет не выходить замуж, жертвуя такой возможностью по собственной инициативе или под давлением. Есть, впрочем, вероятность, что такие толкования появились лишь в новом времени, а в древности все жертвы были кровавыми.
Разные культуры - разные обычаи
Человеческие жертвоприношения в Древнем Египте были широко распространены. При этом люди приносились в жертву не столько для воздействия на богов, сколько для выполнения в загробном мире определенных обязанностей. Так, вместе с фараонами и вельможами хоронили сотни их слуг, чтобы и после смерти они могли обеспечить своим господам надлежащий уход. Интересно, что в большинстве захоронений конечности слуг оказываются сломанными, причем неизвестно, ломали принесенным в жертву слугам ноги до смерти или уже после нее.
Несколько позднее египтяне отказались от жертвоприношений: в свое последнее путешествие богатые вельможи стали брать лишь символические изображения слуг и воинов-защитников. А по другим поводам, кроме как для заботы о хозяине после смерти, приносить человеческие жертвы в Египте вообще было не принято.
Древние греки периодически совершали жертвоприношения, но в качестве жертв выбирали животных. Однако сохранились свидетельства и о немногочисленных человеческих жертвах.
Гладиаторские бои у римлян изначально были разновидностью жертвы богу войны. Со временем это значение было забыто, и поединки превратились в обычное развлечение. В 97 году до нашей эры человеческие жертвоприношения в любых формах были запрещены, и скоро римляне стали считать их исключительно варварским обычаем.
Германцы человеческими жертвами тоже не брезговали. Кельты после смерти главы семьи охотно сжигали и его домашних. Китайцы заодно с почившим императором хоронили и его приближенных, однако этот ритуал вряд ли можно назвать настоящим жертвоприношением, так как такая смерть была делом добровольным. А вот о жертвоприношениях славян известно крайне мало, хотя некоторые находки говорят о том, что ритуальные убийства у славянских народов все-таки практиковались.
С размахом
Культура человеческие жертвоприношений была развита в странах Америки. Индейцы полагали, что Солнце питается человеческой кровью, поэтому жертвоприношения были массовыми и регулярными.
Индейцы майя, отмечая каждый год праздник маиса, приносили в жертву тысячи людей. Для этих целей были сооружены специальные храмовые комплексы. Инки отмечали обильными человеческими жертвами смену власти. Ацтеки также считали человеческие жертвы весьма эффективным способом умилостивить богов. Причем, если в качестве повседневных, малозначимых жертв использовались животные и птицы, для сколько-нибудь важных поводов необходимы были кровавые человеческие жертвы.
Как правило, жертвами у ацтеков становились добровольцы, а в некоторых случаях - военнопленные. Для жертвоприношения выбирались праздничные дни, желательно - связанные с богом Солнца. Подготовленную специальным образом жертву вели на вершину специальных пирамидальных сооружений и убивали, а затем вынимали сердце и сбрасывали тело с пирамиды вниз.
Были и более мучительные разновидности жертвоприношений. Например, окуренных коноплей пленников бросали после исполнения ритуального танца в костер или метали в них стрелы, пока жертва не испустит дух.
источник