Как и
обещал, возвращаюсь к Эмшвиллеру и заканчиваю подборку всеми доступными его фильмами семидесятых годов. Извиняюсь за это перед теми, кто пришёл сюда сегодня конкретно за перестроечным и пост-советским кино, но мировой контекст всё таки тоже важен. В том числе и в сопоставлении с разными формами авангарда.
На самом деле я должен признаться, что после просмотра вышедшего наконец-то
грандиозного видео от Антона
@VHS_epoch у меня действительно было серьёзное искушение отменить этот пост и пойти пересмотреть в очередной раз «Упыря». С целью доказать ему и пришедшим от него новым читателям, что именно этот фильм был лучшим сценарием Добротворского. Но тут нет смысла торопиться, поэтому следую запланированному заранее графику, согласно которому сегодня у нас Эмшвиллер. Конец лирического отступления.
Первые два фильма подборки эстетически и тематически наследуют шестидесятым. По сути их стоило бы выкладывать в предыдущей подборке. Первый, с лирическим портретом его жены Кэрол Эмшвиллер, мне очень понравился. Второй, с тремя танцорами, показался очень перегруженным деталями. Это действительно серьёзный фильм, самый сложный по структуре из доступных экспериментов с танцевальным кинематографом. Отличный портрет трёх артистов и наглядная демонстрация возможностей монтажа, превращающего в танец вообще всё зафиксированное камерой. Но я должен признаться, что в этом объективно хорошем фильме есть нечто, что меня инстинктивно раздражает. Возможно наличие текста за кадром усиливающего сенсорную перегрузку.
Думаю именно этим фильмом можно закрыть первый этап фильмографии Эмшвиллера. Так как следующим фильмом он реально вышел очень далеко за рамки своего времени.
Формально это по прежнему один из его любимых танцевальных фильмов, причём один из танцоров, Эмери Херманс, участвовал и в предыдущем фильме. Но разница между этими фильмами действительно радикальна. Это видеоарт, основанный на компьютерной анимации. Вы правильно прочитали, фильм 72-го года был снят на видеокассету и перегружен эффектами, вполне сопоставимыми с тем, что делалось в девяностые и нулевые художниками видео-арта вроде Мавроматти. Обычно я не люблю компьютерный видеоарт. И этот эксперимент мне тоже кажется чудовищно перегруженным деталями. Но одна деталь перевешивает все недостатки. Год выпуска. Если помнить, когда и как это снималось, то становится невозможным смотреть на это мельтешение без упавшей челюсти. Грандиозный эксперимент.
Тут в доступных фильмах наступает провал до конца десятилетия. Я пока нашёл только сильно сокращённую версию «Crossings and Meetings», выкладывать две минуты из почти получасового фильма мне не позволяет совесть. Судя по таким вот обрывкам, описаниям и кадрам он всё это время оттачивал мастерство в новом медиа-формате, о существовании которого остальное человечество ещё даже не догадывалось. И в 79-ом году он достиг совершенства.
По поводу совершенства я ни капли не преувеличиваю. У меня с девяностых осталась сильнейшая аллергия на раннюю компьютерную анимацию, она меня бесит даже у очень талантливых людей вроде Кобрина, последние фильмы которого я смотрю через силу. Вот и от этих трёх минут я ожидал эффекта художественной зловещей долины, когда работу очень талантливого человека искажает сам выбранный им медиа-формат. Тем сильнее впечатление, он там вообще ни разу не сфальшивил. Изумительно красивый электронный трип, завораживающий даже в самые абстрактные моменты. Уже по работе с цветом можно понять, что перед нами профессиональный иллюстратор с огромным опытом. Мне до сих пор не получилось найти репродукции его абстрактных картин, но уже по отдельным кадрам этого короткого но очень солнечного (даже солярного в оккультном смысле) мультфильма можно понять что Эмшвиллер очень хорошо понимал и чувствовал цвет. До сих пор я критиковал его в первую очередь за перегруженность деталями, но в этом конкретно случае главная проблема это лаконичность. Трёх минут мне явно не хватает.
Да, один из програмистов на этом мультфильме потом основал «Pixar».
Carol (1970)
Film With Three Dancers (1971)
Scape-Mates (1972)
Sunstone (1979)
[Файлами с телеги]