И
вновь «Вечерний Терри Ганнелл». В этот фольклорный, с серьёзным уклоном в психогеографию. То есть полностью укладывающийся в один из моих специнтересов.
В основе статьи лежит богатейший современный материал про «места силы/álagablettur» на исландских фермах. Обычно это просто случайно выбранное возвышение или участок с хорошей травой, к которому лучше лишний раз не приближаться и точно ничего оттуда не забирать. Традиция эта явно связана с хорошо известными в Исландии «эльфийскими камнями» и верой в скрытый народ в целом. Известны легенды где про такие места респондентов предупреждали во сне, что указывает именно на старый добрый huldufólk. И хотя нет прямых источников о идентичных поверьях из эпохи викингов, но известный фрагмент про эльфийский hóll из «
Саги о Кормаке» и не менее известный пример с жившим в камне доброжелательным ármaður определённо указывает на наличие схожих идей в ранний период. Ганнелл в статье сопоставляет исландский материал с очень близкими по структуре ирландскими, шотландскими и фарерскими легендами, доказывая что это части общего нарратива распространённого по всем северным морям. Но именно сравнение с другими примерами явно демонстрирует уникальность Исландии.
Причина проста. Исландия была белым пятном, девствнной территорией без легендарного прошлого. Возможное присутствие в начале колонизации нескольких ирландских отшельников роли тут не играет, Исландия была лишена самого главного. Курганов. И прочих следов человеческой деятельности, идущих до бронзы и неолита. Сама Скандинавия буквально переполнена ими. Тоже самое можно сказать и про каждый колонизируемый скандинавами остров в Атлантике. Уже на англо-саксах в Британии можно отследить этот паттерн поведения, выбирать священные места на основании уже существующих деталей ландшафта, интерпретируя их исходя из собственной религии. Римские развалины? Работа йотунов! Кельтские земляные работы? Водан. Или Гримм. Вполне логичный вывод. Но в Исландии ничего похожего не было и колонистам пришлось создавать сакральную географию буквально с нуля. Следуя снам и интуиции. И этот пример, на самом деле, вполне полезен для современных неоязычников. Очень удобно жить в старых землях переполненных подходящими местами на карте. Я это хорошо знаю, так как живу на землях бельгов-атребатов и саксов, оставивших после себя множество следов. Но на самом деле каждый ландшафт сакрален. Каждый камень, каждое дерево и каждый участок заросший травой являются потенциальным местом силы. Внезависимости от того, считалось ли оно таким предыдущими поколениями.
Terry Gunnell
(статьи)
The Power in the Place: Icelandic Álagablettir Legends in a Comparative Context [файлом с телеги]