Я действительно считаю главным дефектом цивилизации ее утилитаризм - то, что она не смогла отвести достойное место в обществе присущей человеку иррациональности, и поэтому иррациональное, которое невозможно подавить, продирается на свет божий в виде абсурдности. Таким образом, возникает, по определению Маркузе, «одномерный человек», единственной идеологией которого становятся деньги, а единственной нитью, связующей его с миром - прагматизм. Конечно, существуют и альтернативные пути развития, и всегда будут существовать - доказательством этого являются мировые цивилизации, которые испортила и развратила цивилизация христианская или, если угодно, атлантическая. Смешно говорить об этой цивилизации, как о чем-то возникшем естественно, как на единственно легитимную, как на лучший из миров. Прошлое этой цивилизации - жестокое и кровавое, в ее основе - жестокие репрессии и гнусные манипуляции. Мне кажется, что эта цивилизация недостойна жалости. Если согласиться с тем, что человеческое счастье - главная жизненная ценность, я не вполне уверен (и не только я, разумеется), что человечество, шагнув на путь цивилизации, не совершило роковую ошибку, за которую заплатит своим существованием, как вид. Всегда действовало правило: в доживающей свой век цивилизации (а доживающей будет всякая цивилизация, потерявшая духовное измерение) присутствуют ростки новой. Настало время приступить к их поискам. Всё таки он гений, один из последних оставшихся. И одновременно настоящий человек. По крайней мере я готов подписаться под каждым словом. Редкий случай, человек не просто снимает шедевры, но и способен сформулировать, что этим хочет сказать. Кстати, я давно хочу написать рецензию на
"Безумие", но абсолютно не представляю, что можно добавить к его речи в начале фильма...
Дамы и господа, фильм, который вы сейчас увидите - фильм ужаса,со всем упадничеством, присущим этому жанру.
Это не произведение искусства.
Сегодня искусство почти мертво, его заменило некое
рекламное отображение лица Нарцисса в зеркале воды.
Можно воспринимать этот фильм как посвящение Эдгару По, у которого я позаимствовал некоторые мотивы, и Mаркизу Де Саду, которому этот фильм обязан богохульством и всеми ниспровергающими идеями.
В сущности, фильм предлагает идеологическую дискуссию о том, как управлять сумасшедшим домом.
В принципе, существует два способа это делать.
Оба в равной степени экстремальны.
Один поощряет абсолютную свободу, другой, старый и опробованный, - абсолютный надзор и наказание.
Но есть и третий метод, который комбинирует и обобщает худшие стороны двух первых.
Это сумасшедший дом,
в котором мы живём.