Нет, я уже точно знаю, что до конца года не успею отрецензировать и половину от просмотренного. Поскольку смотрю кино каждый день, а пишу рецензии даже не каждую неделю.
61: Хидео Наката -
Кольцо/Ringu(1998)
Диск с этим фильмом у меня долго пылился на полке. Я его купил просто из ностальгических побуждений, поскольку в конце 90-стых и начале нулевых мне еще нравилась стилистика J-хоррора. В те годы, как бы ни странно сейчас вспоминать этот факт, "самыми пугающими фильмами" считались "Ведьма из Блер" и "Кольцо", переведенное нашими гениальными толмачами как "Звонок". И я тоже его смотрел, наверное тоже боялся, уже не помню. но точно помню что очень уважал Накату, даже не за "Кольцо", скорее за отличный фильм "Темные Воды", лучший известный мне неокайдан.
Почему я его все таки пересмотрел? Просто в один прекрасный день я включил телевизор и увидел там одну из частей американского ремейка. Я смог посмотреть максимум треть, редко когда меня мутит буквально от каждого кадра. А тут мутило. Ребенка хотелось лично придушить, мать тоже не вызывала положительных эмоций. плюс переизбыток "красивостей", в основном в качестве спецэффектов. Это жуткое зрелище еще раз напомнило, до какой степени за короткое время деградировала рассматриваемая стилистика. И стало интересно, были ли это заложено в ней с самого начала? Поэтому я и решил проверить правоту своих юношеских впечатлений. Проверил. Не разочаровался, вполне хорошее, атмосферное кино.
Насколько я знаю, Наката до приглашения на роль режиссера "Кольца", кстати не первой версии это истории, вовсе не считался хоррор режиссером. Да и вообще, получил место в кресле режиссера только по решению продюсеров. Сам он теперь уверяет в интервью, что в течении нескольких лет каждый вечер смотрел фантастику и ужасы, выделяя в первую очередь имена Дрейера, Уайза и Кроненберга. Более того, по его словам снимая Садако он цитировал "Антропофага" Джо д'Амато. В итоге фильм получился немного пресным, но крепким хоррором про приведение. Это не шедевр, но и не проходная работа.
Главное украшение фильма, безусловно, кассета. Этот фрагмент выглядит как профессиональная имитация авангарда. Словно стилизация по классическое стихотворение, использованное в бестселлере. То есть отдельно от фильма ее смотреть было бы невозможно, в отличии скажем от подобных работ Майи Дерен. Но в структуре собственно рассматриваемого фильма она смотрится более чем достойно.
еще очерь радуют многочисленные отсылки к хтонической мифологии. Японское кино вообще отличается удивительной способностью переносить на экран образы явно связанные с мифами об изначальном хаосе. Намеки на происхождение Садако и песня про гоблинов в пучине на самом деле вызывают мороз по коже. И приятно напоминают тексты Лавкрафта, тоже большого специалиста по переносу хтонической символики в современный антураж.
В итоге перед нами вполне приятный жанровый фильм, вовсе не виноватый в том, что его стилистика вызвала волну подражаний и в итоге деградировала ниже плинтуса.
А вот про Накату я такого не скажу. Поскольку именно он оказался режиссером того продолжения американского римейка. Это наверное худший вид проституции, лично перекраивать свои самый известный фильм под вкусы американского зрителя.
62: Альберт Пьюн -
Вышибатель Мозгов... История Любви/Brain Smasher... A Love Story (1993)
Да, я всегда старался включить в фильм юмор. А как же иначе, учитывая какие чокнутые сценарии я экранизировал! Мое восприятие помогает увидеть мне юмор и иронию многих ситуаций в моих фильмах.
(с)Альберт Пьюн
С одной стороны это не очень типичный фильм Пьюна. Киборгов здесь нет. С другой - сам Альберт называет его в числе своих самых любимых работ, одним из фильмов, в которых ему действительно удалось подобраться к реализации "собственного видения". Уже этого замечания хватает, что бы присмотреться к данной комедии.
И присмотревшись придется признать, что глубокими философскими откровениями тут и не пахнет, к счастью. Пьюн просто веселится, снимая по вполне штампованному сценария очень легкое и свободное кино. Интересно сравнить его с многочисленными постмодернистскими комедийными боевиками, расплодившимися в девяностые после успеха синефильских опусов Тарантино. По моему мнению этот фильм на их фоне выглядит очень достойным. И незаслуженно забытым. Да, это не арт-хаус, это простое жанровое кино, сделанное с большим зарядом самоиронии. Буквально каждый персонаж выпадает из заложенного стереотипа, но только для того. что бы в конце все произошло в строгом соответствии с канонами и штампами. Пусть "благородный герой" выглядит закомплексованным и затюканным родителями евреем, "прекрасная модель" старается всем доказать, что она в первую очередь личность и так далее, а "злобные ниндзя" постоянно кричат что они не ниндзя а честные китайские сектанты - все будет как надо. Ах да, сюжет... Сестра главной героини, ученая, нашла цветок дарующий бессмертие и сверхчеловеческую силу. И спрятала его от вышеупомянутых китайцев, от горя разносящих город в поисках. Разносят здорово, все вообще снято вполне на уровне. Эпизоды на концертах убеждают, что Пьюну по жизни нужно было в клипмейкеры идти, он хорошо музыку чувствует. Боевые сцены тоже ничего.
К финалу, творящийся цирк начал подозрительно напоминать подобный цирк в финале "Радиоактивных Грез", что не может не радовать.
Резюме:
Не самый лучший фильм Пьюна, но и не самый худший.
Вполне неплохо.
63: Дон Сигел -
Вторжение похитителей тел/Invasion of the Body Snatchers (1956)
Сказ о том, как царица полей копирайт нарушала.
В двух действиях.
Давным давно, в мрачные сталинские времена, Никита Сергеевич Хрущев выпивал с Мичуриным и академиком Лысенко. И пожаловался он им на беду свою, что некому кукурузу убирать в селе далеком, работников вишь ли не хватает. Посидели Мичурин с Лысенко, подумали, и началась с тех пор в селе "Верхние Шишы" совсем другая жизнь. Поскольку село было избрано площадкой для тотального эксперимента, по созданию кукурузы, способной самостоятельно воспроизводить колхозников для собственной уборки. Колхозников клонированных назвали "кузьки", а проект соответственно, "Кузькина Мать". К началу пятидесятых мастерство растительного клонирования достигло вершины, клонированные ничем не отличались от обычных колхозников. Тоже пили, гуляли и не хотели на работу выходить. И тут возникла вторая идея. А почему бы таких работяг в Америку не заслать, показать ей так сказать, Кузкину мать. Замаскировав ее под инопланетное вторжение. И показали.
А теперь серьезно
Спорный фильм.
С одной стороны - многочисленные восторги имеют под собой основание, в нескольких моментах фильм просто великолепен. С другой - очень мешает слабая работа сценариста. Может не сверхслабая, но слишком часто возникают глупые ляпы, портящие впечатление.
Что хорошо - так это атмосфера. Сигел вообще не специалист по фантастике, насколько я понял, это его первый и последний фильм этого жанра. Но атмосферу тотальной паранойи он передал мастерски. К сожалению с логикой сюжета гораздо хуже.
И так, врач психиатр приезжает в родной город, и быстро обнаруживает что что то не так. Отличные эпизоды с ребенком, убегающим от родителей сразу настраивают зрителя на нужный лад. Не говоря уже о совершенно ирреальном моменте. с обнаружением в подвале "тела двойника". Пожалуй первая часть фильма получилась лучше всего. Но потом происходящее начинает буквально рассыпаться.
Инопланетные растения копируют тела? Хорошо. Память тоже? Ну ладно. Но почему эти копии сохраняют все слабости оригинала? Куда эффективнее было бы заодно вырастить в новых телах пару тройку новых органов, для быстрого распознания своих к примеру. Или для телепатии, что бы инопланетной петрушки не пришлось бы английским пользоваться. Знаменитая сцена на площади была бы гораздо более жуткой, если там все делали молча.
Опять же, трудно опасаться "пришельцев", чья единственная особенность - безэмоциональность. Некоторые наркотические вещества тоже эмоции блокируют, и ничего страшного. Но в ходе погони клонированные, как ни странно, проявляют буквально весь спектр эмоций, так что и тут получилось не очень удачно.
И главное - способ размножения. Ладно, примем за аксиому, что для создания нового клона необходимо спрятать в подвале стручок с вызревающей копией, развивающейся пока человек спит. А куда труп оригинала пропадает? Лучшая сцена фильма - преображение Бекки в пещере. Действительно лучшая. Но из нее получается, что для создания полноценной копии достаточно заснуть на секунду в месте, неизвестном пришельцам. Откуда в пещере стручок то взялся? И почему клон сразу оказался в той же одежде, что и оригинал? Выросла?
Фальшивый хэппи-энд, введенный сразу после очень сильного эпизода на шоссе, заканчивает картину маслом.
Самое обидное, что все перечисленные недостатки можно было легко устранить просто внимательно отредактировав сценарий. Хотя общие восторги вполне логичны, даже в этом виде фильм по крайней мере неплох и оказывает впечатление.
Но вот лучшим НФ фильмом десятилетия я бы его точно не назвал.
64: Рам Гопал Варма -
Призрак/Bhoot (2003)
Главный фильм ужасов Вармы. А значит самый знаковый хоррор современного Болливуда. Более того, Варма этим фильмом исполнил тайную мечту всех жанровых режиссеров, специализирующихся на страшных историях. Он убил им зрителя. Натурально. Индус пришел в кино, испугался и получил сердечный приступ. В истории кино таких историй хватает, но в 21 веке такие неискушенные посетители кинотеатров, наверное, только в азиатских странах и остались. И то не во всех, японца таким не возьмешь.
Японц упомянуты не зря. По визуальному ряду "Призрак" ближе всего к прогремевшей в начале нулевых волне "неокайданов", снятых в подражание "Звонка". К счастью тут подражание не полное, по сюжету фильм скорее классическая история о квартире с приведениями, во второй части плавно перетекшая в нечто вроде "Экзорциста", поскольку индийские призраки имеют привычку вселятся в людей. Я уже второй такой фильм видел, причем в обоих случаях мертвая девушка мстила своим убийцам чужими руками.
Если оценивать саму картину, то я немного в смущении. С одной стороны - Варма как всегда отлично нагнетает сапиенс, похоже у него прирожденный талант к созданию атмосферы практически на ровном месте. Первая половина фильма хоть и не оригинальна (по европейским меркам, для индусов наверное все же непривычно видеть фильм без единой песни и танца), но очень хорошо снята. Все эти игрушки убитого ребенка, тихая музыка, тени в зеркалах. К моменту первого убийства эта тема достигает своего пике, действительно жуткий эпизод. Муж (биржевой аналитик и полный скептик, считающий что у жены нервный срыв), видит что жена, которая должна была спать, тихо возвращается в квартиру. Выходит и в коридор посмотреть, что она там делала, спускается на первый этаж и видит охранника дома. С головой, повернутой на 180 градусов.
И сразу после него начинается полный цирк. Следователь, психиатр и экстрасенс начинают вести просто хоровод вокруг женщины, споря о том, что происходит. Когда к делу подключилась мама покойницы и стала уговаривать дочку утихомирится, я уже улыбался. Экстрасенс, кстати, очень раздражает. Ее играет некая Рекша, мегазвезда классического индийского кино. И играет ужасно, изображая некую копию Мортишии Адамс. К остальным актерам, впрочем, претензий нет.
Резюме. Удачная первая часть, слитая вторая. Уверен, что зритель на начале коньки отбросил. Рам Гопал Варма доказал, что умеет снимать как на западе, со всеми соответствующими недостатками. Его лучшим фильмом для меня так остался "Кто Там?"
65: Тод Браунинг -
Неизвестный/The Unknown (1927)
Актер неразрывно слит со своей общественной ролью: он делает актуальным виртуальный образ роли, становящийся видимым и светящимся. Актер - это «монстр», или, скорее, прирожденные актеры являются монстрами - как, например, сиамские близнецы или человек без рук и ног, поскольку их роль осознается ими в поразившем их избытке или недостатке. Но чем больше виртуальный образ роли становится актуальным и прозрачным, тем сильнее актуальный образ актера уходит во мрак и тускнеет: это похоже на частное дело актера, смутную месть, до странности неясную криминальную или юридическую деятельность. И эта скрытая активность может проявиться и, в свою очередь, сделаться видимой по мере того, как прерванная роль тускнеет. Здесь мы узнаем основную тему творчества Тода Браунинга, еще в немом кино.
(с)Жиль Делез.
Как то так сложилось, что из творчества Браунинга более менее известны широкому кругу зрителей только звуковые работы. Начиная от шокирующих и безусловно гениальных "Уродцев" и заканчивая крепким и профессиональным стилеобразующим хоррором "Дракула". Однако рассвет таланта Браунинга пришелся на эпоху немого кино. "Неизвестный" - пожалуй самый яркий образец стиля раннего Браунинга. И он гениален. С первого и до последнего кадра.
Самое поразительное - фильм очень современен по духу. Даже интересно, первый ли это в истории кино образец использования психоанализа? С сексуальными фобиями у одного персонажа (девушка не может общаться с мужчинами, поскольку испытывает ужас перед их руками). И психологической аномалией, если не сказать мутацией, у другого. Убийца, которого легко опознать по сросшемуся пальцу на руке, изображает безрукого циркача. И достигает такого мастерства в этом деле, что легко соглашается отрезать себе руки. Сюжет в духе Ходоровски или Линча, если не Кроненберга. Ходоровски, кстати, возможно знаком с этим фильмом, по крайней мере в его "Священной Крови" присутствуют многочисленные отсылки к нему. Цирк, метание ножей, отрезанные руки и так далее. Это совсем не похоже на совпадение.
Думаю с сюжетом уже ясно. Полное безумие. Мне кажется, тяга персонажей Браунинга к саморазрушению связана с личностями авторов. Под авторами я имею в виду не только режиссера. С моей точки зрения полноправным соавтором фильма можно считать и актера, исполнившего главную роль. Лона Чейни. Естественно старшего.
Теперь я действительно вижу, что он гениальный актер. Абсолютно гениальный. Его роль в этом фильме, где он обходится без внешнего грима, просто завораживает. Действительно веришь, что перед нами человек, не пользующийся руками. И при всей моей симпатии к Бэлле Лугоши вынужден признать - роль графа Дракулы нужно было играть Чейни. И жаль, что Чейни не дожил до начала съемок.
И что самое интересное, Браунинг не просто превратил фильм в оформление к гениальному перфомансу одного актера. Сам фильм снят красиво. Очень красиво. Я только тут впервые увидел, насколько меткий был взгляд Браунинга, он снимает как настоящий художник. Думаю даже без Чейни этот фильм стал бы великим, ведь стали же великими упомянутые в начале рецензии звуковые работы Браунинга. Хотя теперь я вижу, насколько там сильно давление продюсеров. И насколько заметно отсутствие единственного актера, способного воплотить на экране паталогические замыслы режиссера.
Шедевр. 10 из 10.