Для начала ещё одно рекламное объявление.
sessil_b - гейт в ЖЖ блога
cecilbdementedесли кому то удобнее читать так - милости просим.
Что касается этой пятёрки, то тут имеются Бретт Пайпер и ДеКото, немного советско-российского музыкального безумия и фильм Мурнау с Яннингсом.
46: Евгений Гинзбург -
Волшебный Фонарь (1974) Есть в кинематографе стили, которые я в целом не перевариваю. Один из них - советский телевизионный псевдомюзикл, точнее оперетта. Я, собственно, и настоящие мюзиклы не очень уважаю, за редким исключением в виде безумных экспериментов вроде "Запретной Зоны" или "Каннибала". Но разнообразные "Соломенные Шляпки" просто омерзительны, полная противоположенность очень ценимым мной жанровым малобюджетным постановкам "из жизни загнивающего запада", скорее смахивающая на советскую версию масала фильмов. Так что я впервые увидел образец подобной продукции, оставивший скорее благоприятное впечатление. Впрочем я слегка не точен, на самом деле я сидел возле телевизора в состоянии шока, не веря в то, что подобное безумие могли снять на советском телевидение.
С самого начала там встроили в видеоряд знаменитое "Прибытие Поезда", добавив широкую панораму "перепуганных зрителей". Увидев психоделические краски и (не поверите) целующихся братьев Люмьер я вспомнил, сколько хорошего уже писали про этот фильм шокированные зрители. Дальше показали, как Чарли Чаплина распинают на кресте(!!!!) под музыку украденную из мюзикла "Иисус Христос Суперзвезда"... И это было только начало.
Официально этот балаган считается первым фильмом Гинзбурга, довольно известного на тот момент телевизионного режиссёра. Начальству требовался какой нибудь телефильм, способный получить приз на международных фестивалях. Сейчас при такой необходимости, скорее всего наняли бы специалистов по спецэффектам и вложили кучу денег в графику. Тогда же просто разрешили режиссёру и актёрам хулиганить по полной. И они устроили ассорти из представления советских зрителей о западном кино (советский кинематограф вообще не присутствует), запихнув туда огромное количество нагло украденной западной музыки, даже Битлов обворовали. Караченцев переодетый в женское платье безусловно является одной из вершин загадочной советской психоделики периода застоя.
Особенно интересно отслеживать , какие именно образцы западного киноискусства были нормативными. Упор на мелодрамы и лирические комедии. Из чисто жанрового кино - только вестерны, изображённые совершенно китчево. Сегмент с хоррором особенно доставил, там начало выглядит как пародия на джиало, но в итоге всё оказалось музыкальной сценкой на тему Фантомаса. Видимо эта пародия действительно воспринималась как реальный образец жанрового кино, что отразилось и в других советских фильмах. Сценка, впрочем, одна из самых удачных в фильме, с молодым Хазановым в роли инспектора Жюва. Выглядит как прообраз последнего фильма "НОМ".
В итоге эта феерия получила таки приз международного фестиваля «Золотая роза Монтре» в Швейцарии. И я понимаю жюри, у самого челюсть куда то очень далеко упала.
Говоря объективно - фильм на троечку. Но в моей видеотеке он необходим.
Click to view
Волшебный Фонарь (1974) Про Фантомаса
47: Бретт Пайпер -
Нимфа Варваров в Аду Динозавров/ A Nymphoid Barbarian in Dinosaur Hell (1991) Если честно, в последние годы я совершенно не доверяю продукции студии "Трома". Раньше уважал, некоторые фильмы Кауфмана и Хертца до сих пор нравятся, в первую очередь первый
Токсичный Мститель,
Атомная Школа и
Сержант Кабукимен, отличные комедии. Но после омерзительного четвёртого Токси, где на прежнем уровне только один короткий эпизод, а остальное заполненно сортирным юмором, я стал опасаться продукции этой компании.
A Nymphoid Barbarian in Dinosaur Hell - пример того, как "Трома" раскручивает редкие независимые фильмы. Вообще хорошо, что они этим занимаются, их нужно благодарить уже за издание гениального
Каннибал: Мюзикл и неплохого
Нацисты Серфингисты Должны Умереть, однако в данном случае худшим в фильме оказалось именно крикливое название и идиотская аннотация. Люди покупают фильм ради блондинки в бикини, и получают на деле медитативный малобюджетный жанровый эксперимент. Только начало, с истеричными воплями и кадрами с Тромавиллем совпадает с названием, но его явно досняли уже позднее, сделав нарезку из кадров самого фильма. Ради удачных продаж.
Сам фильм, повторюсь, жанровый эксперимент в чистом виде. Пайпер явно из наших, любителей старого кино, с величайшим удовольствием игнорирующий каноны кино девяностых. Господи, у него даже имеется покадровая анимация, в лучших традициях Уиллиса О'Брайена и Рэя Харрихаузена!!!! Ни одного компьютерного спецэффекта, просто неторопливая история, происходящая в постапокалипсическом будущем, полном монстров и мутантов. Можно даже сказать - любовная история. Парень встетил девушку, девушку похитили, парень пошёл на поиски. Сильно смахивает на фэнтези и пеплумы. в которых магию заменяют остатки древней технологии
Я отдыхал весь фильм.
Резюме:
Отличная работа.
ПыСы
Отзыв Манцева:
Земля после атомной войны. Сильное радиоактивное излучение практически уничтожило население нашей планеты. Обычные животные мутировали и превратились в отвратительных монстров. Амазонка Леа-единственная оставшаяся в живых женщина. Ей приходится постоянно прятаться от одичавших мужчин, которые охотятся за ней. Также Леа должна сражаться с животными, которые подстерегают ее на каждом шагу…
Дешевое любительское творение. Перед началом съемок дистрибьютор сказал Бретту Пайперу, что если он хочет, чтобы фильм имел успех по всему миру, то он должен полностью состоять их сцен «action» при отсутствии диалогов. Когда картина была снята и показана тому же дистрибьютору, тот воскликнул: «Я не могу это продать! Здесь абсолютно нет диалогов!». Оценка 1 балл.Господи, какой же он дурак.
48: Девид ДеКото -
Пиявки/Leeches! (2003) Вот, решил посмотреть, чем старый извращенец ДеКото занимается в нулевые. Картинка стала гламурнее и прилизаннее, что есть нехорошо. Но таланта явно не прибавилось, что есть скорее хорошо. Фильм оказался именно тем, что я от него и ждал, то есть глупым, наивным но искренне снятым.
Американская провинция. Команда пловцов готовится к соревнованиям, для чего её участники килограммами пожирают стероиды. И эти стероиды проникают в пиявок, которые естественно тоже увеличиваются в размерах. Зачин для отличной комедии. По крайней мере иначе происходящее не назвать. Понять, в чём опасность небольших и медленно ползающих кровопивцев я лично не в состоянии. Кстати, они в основном изображались чем то вроде игрушек на верёвочках. И на липучках. Может там в Америках плавают какие то другие пиявки, у нас такого точно не водится.
Итак, коварные чудовища медленно истребляют не очень умных жертв, ухитряясь как то пролезать в их хорошо разработанные рты и пищеварительный тракт. Никто ничего, естественно, не замечает. Вообще ничего, только на третьей жертве люди вообще заметили, что жертвы есть. Причём решили, что жертва утонула (её нашли на причале, в нескольких метрах от берега!!!). Пропажа первых двух пловцов никого не взволновала, похоже режиссёр и соавтор сценария про них попросту забыл. Основной автор сценария, Майкл Гинголд, тоже удивителен, это его первая работа в данном качестве. До этого он больше промышлял эпизодическими ролями в фильмах Тромы и был редактором хоррор журнала
Фангория.Явно хороший человек.
Далее мы наблюдаем чудовищные смерти, причём пиявки почему-то погибают только от электрического тока!!!! Ну и в наличии имеется ещё и финал, типа перевернувший всё происходившее вверх дном и раскрывший истинного злодея, готового и дальше напускать зверюшек на города и сёла. Думаю я никого не обижу, сказав спойлер. Убийца - шофё... простите, задрот. Задрота сделали так, взяли актёра с внешностью безмозглой фотомодели, гламурного и накачанного. И нацепили очки.
Да, про моделей. Самое поразительное в данном произведении - это внимание к актёрам. Я впервые понял, какого девушкам смотреть все эти бесконечные молодёжные фильмы ужасов, в которых основное внимание операторов отдано безмозглым блондинкам с голой грудью. Здесь режиссёр как то безразличен к юным девам. Сисек нет. Зато есть торсы и задницы пловцов, снимаемые буквально беспрерывно, крупным планом и временами замедленно. Когда в начале фильма нам минут пять, под романтическую музыку показывают трусы... это очень отрезвляет.
Резюме:
Плохое кино, доставившее немало весёлых минут. Да ещё и позволившее взглянуть на отдельные штампы жанрового с нового ракурса.
49 -
Владимир Непевный - Курёхин (2004)
Снимать про капитана - занятие неблагодарное. Даже друживший с Курёхиным Сергей Шолохов в итоге снял очень банальную передачу, Помнится в ней даже выпустили Пугачёву с Киркоровым, которые смогли сказать только про передачу о Ленине-грибе. Непевный - достаточно статусный документалист, автор фильмов, к примеру, о семье Кауфманов. Все Вертовы даже на имдб отмечены, в отличии от остальных работ, вроде Сны об Альфеони (про великого Алексеева), Братья Васильевы и Кира. Последний про Киру Муратову. Короче - автор вполне познавательных фильмов о национальном киноискусстве. И не только, он даже снял фильм про одного из самых известных сетевых сумасшедших,
Зиновия Тенненбойма. Буду искать его работы.
Фильм про Курёхина он снял в соавторстве с женой покойного. Минимум "говорящих голов", минимум авторского текста. В основном кадры выступлений, видео из личного архива и закадровый текст самого Курёхина, расказывающего о себе. А про себя капитан говорит умел.
Есть совершенно безумные видео со съёмок "Двух Капитанов 2", в которых Курёхин импровизирует на тему того, о чём снимается фильм. Есть бешенные выступления ПОП-Механики. Есть кадры снятые дома. Хороший пример такта автора, камера регулярно останавливается на дочери Курёхина, кадры подобраны так, что мы словно следим за её взрослением... Но ни слова не сказано о её самоубийстве в юности, уже после смерти отца.
Про политику ни слова, только в одном моменте был кадр с Дугиным. Но чисто как кадр, продолжения эта тема не имела.
Резюме - неожиданно сильный и лиричный фильм. Узнал из него много нового.
ПыСы
Михаил Трофименков о Напевном:
Владимира Непевного обычно не включают в парадный список отечественных документалистов, хотя фестивальных наград у него достаточно. Он - режиссер негромкий, дотошный, отменно, что бывает нечасто, образованный. Когда работает с современной фактурой, никогда не манипулирует ею "ради красного словца". Если обращается к истории советской культуры, не опускается до стенаний о мучениях интеллигенции в тоталитарной стране. В этом он солидарен с одной из своих героинь, Кирой Муратовой, в фильме "Кира" признающейся в отвращении к театральному образу "художника-страдальца": натерпевшаяся от цензуры режиссер явно имела в виду Андрея Тарковского. И даже если в фильмах Владимира Непевного много персонажей, говорящих о главном герое, они никогда не превращаются в коллекцию "говорящих голов". Режиссер словно тушуется, доверяет реальности говорить о самой себе, но это мнимая отстраненность: он не изменяет постоянной, чуть ироничной, но неизменно доброжелательной, интонации. 50: Фридрих Вильгельм Мурнау -
Тартюф/Herr Tartuff (1925) Этот фильм обычно упоминают как проходной в творчестве Мурнау. Утверждают, что он был снят чисто с целью поправить финансовые дела. Может быть, но уровень Мурнау как режиссёра столь огромен, что даже "проходная" картина обязательна к просмотру. Впрочем тут не только имя режиссёра возбуждает интерес. В фильме набрана такая фантастическая команда, что просто необходимо увидеть, что может снять такое количество однозначных гениев. Режиссура - Мурнау. Сценарий - Карл Майер, однозначно лучший сценарист веймарской Германии. Оператор - великий Карл Фройд. Главные роли - Эмиль Яннингс и Вернер Краус. Ну как можно пройти мимо такого? Даже в снятом следом
Фаусте команда не столь мощная.
Сюжет Мольера сильно изменён и упрощён. Мурнау попытался сделать историю современной, показав лицемерие как силу, развращающую германское общество. Поэтому собственно текст пьесы обрамляет история вздорного старика, попавшего под контроль своей экономки. Старик изгоняет наследника, ставшего актёром, и переписывает завещание на экономку. Не зная, что она его травит. Актёр переодевается в бродячего прокатчика фильмов. (Именно так, фильмы показываются как средневековый кукольный театр, неужели такие люди были в реальности?) И демонстрирует сильно сокращённую историю религиозного лицемера, пробравшегося в дом глупого богача.
Вступительная история напоминает скорее Пабста и позднего Ланга. Пьеса тоже не особо изощряется в визуальных изысках, обещанных в рекламе "необычных углов камеры, неестественно поставленных ракурсов и паукообразных теней" практически нет, всё сделано стильно и со вкусом. Вообще интересно, для продажи немецкого немого кино его описывают более авангардным, чем оно есть на самом деле.
Визуальный ряд, впрочем, очень хорош. И декорации и камера на высшем уровне. Актёры? Яннингс по моему просто не умел плохо играть, да и роль ему идеально подходит по фактуре. Краус смотрится бледнее, но так и надо по сюжету.
В итоге я не понимаю, за что его так часто упомнинают с пренебрежительным тоном. Да, это не шедевр уровня "
Последнего Человека и
Фауста. Но работа очень и очень достойная.
ПыСы
Интересный отзыв Кракауэра:
Подобно "Мышеловке" в "Гамлете", фильм внутри фильма выполняет просветительскую миссию: в эпилоге охотника за богатой невестой выставляют за дверь. Но изощренность постановки обесценила то, что Майер хотел сказать. От рассказа, образующего рамку, критики отмахнулись как от архитектурного излишества, а высшего напряжения "Тартюф" достигал в те моменты, когда, по словам Пола Роты, демонстрировались высокое актерское мастерство и декоративные изыски: "кружевной дамский халат в последнем эпизоде, в спальной, узор на постельном покрывале, фарфоровые часы на камине и т. д.". Это было мастерское театральное представление. И сколько камера ни металась из стороны в сторону, она не могла использовать фигуру Яннингса и других актеров в подлинно кинематографических целях - действия камеры подчинялись Яннингсу и его партнерам. Таким образом, этот "Тюртюф", не сумевший донести атмосферу лицемерия до зрителей, был по существу сам Тартюфом, поскольку помогал публике сохранить в неприкосновенности то, что накопилось в глубинах ее сознания.
"Охотника за богатой невестой" похоже оставим на совести переводчика, элементарно не врубившегося в смысл переводимого описания фильма.