У меня от слишком большого количества фильмов Мельеса подряд начинает кипеть мозг. Поэтому теперь буду отсматривать строго определённое число.
Под катом 25 первых фильмов
второго диска 21 -
Душ полковника/Douche du colonel (1901) Совершенно замечательный бурлеск. Короткий и лёгкий.
В принципе ничего особенного, очередная вариация на тему "политого поливальщика". Но Мельес ухитрился в этот маленький скетч о полковнике, проводившем построение прямо под лесами, на которых рабочие мыли стену, множество мелких деталей. Солдаты, сам полковник, рабочие... Всё у меня вызвало улыбку.
22 -
Микроскопическая Танцовщица/La Danseuse microscopique (1902) И снова фокусы. Мельес, как истинный экспло-режиссёр мог одну и ту же тему развивать бесконечно, лишь бы публика смотрела.
Это ещё неплохой образец, но скучный. Опять фокусник, опять уменьшенная девушка. Разве что финал сравнительно лихой.
23 -
Полёт на Луну/Le Voyage dans la Lune (1902) По моим подсчётам, я смотрел этот фильм уже как минимум три раза. И каждый раз замечаю там ещё что-то новое.
Этот фильм абсолютно прекрасен. С первого и до последнего кадра. Великолепная Земля, выглядящая как индустриальные фантазии на тему "паропанка", не менее великолепная Луна, с грибами, растущими на глазах. Особенно радуют глаз Селениты, замечательный грим. А какие там драки...
Романтика фронтира и изучения неизведанного в чистом, дистиллированном виде. Пройти из чистого любопытства до края известного мира, найти там новую цивилизацию, убить вождя и всех кто попадётся под руку и вернуться с пленным в клетке. Никакой рефлексии, чистое действие.
Шедевр.
24 -
Клоунесса призрак/La Clownesse fantôme (1902) И снова фокусы. Как ясно из названия - в этот раз цирк в чистом виде. Помогают два клоуна. Честное слово, я к клоунам отношусь с абсолютным безразличием, а цирк смотрю только в интерпретации Браунинга и Ходоровски. Поэтому ничего хорошего сказать не могу. Плохого, впрочем, тоже.
25 -
Казна Сатаны/Les Trésors de Satan (1902) Отлично! Мельес почему-то всегда расходится при изображении нечистой силы. Вот и тут история о незадачливом воре, пытающемся украсть золото Дьявола получилась на все сто. Золото оказалось весьма активным, в деле самообороны.
И что особенно радует - никаких ангелов в финале. Зло наконец победило.
Click to view
Georges Melies - Казна Сатаны/Les Trésors de Satan 26 -
Человек - муха /L'homme-mouche (1902) Нет, это не первый вариант истории учёного, случайно превратившегося в насекомое. Кроненберг и его предшественники тут не при чём.
Это ещё круче.
Перед нами возможно первый в истории пример фантастической "развесистой клюквы". Я серьёзно. Оформление в псевдорусском стиле, барышни в кокошниках, и бородатый мужик в рубахе, танцующий "казачок". Но танцующий довольно необычно, он регулярно перебегает на стоящую за ним стену и продолжает танцевать по ней до потолка, к большому восторгу присутствующих.
Русские вообще, странные люди, от которых можно всего ожидать.
Великолепная вещь, лучше "
Кирики, японские акробаты" Сегундо де Шомона.
Click to view
Georges Melies - Человек - муха /L'homme-mouche27 -
Невозможное Равновесие/L'Equilibre impossible (1902)
И снова фокусы, но в этот раз хорошие. Данную короткометражку отличает просто филигранный монтаж. Акробатические трюки показывают несколько копий Мельеса, они залезают друг другу на головы и держат друг друга.
По крайней мере за этим не скучно наблюдать.
28 -
Путешествие Гулливера в страныЛилипутов и Гигантов/Le Voyage de Gulliver à Lilliput et chez les géants (1902) Ещё одна прекрасная экранизация. Мизантропический шедевр Свифта превращён в серию красочных эпизодов. Гулливера взяли в плен. Гулливера кормят. Гулливер тушит пожар. Гулливер развлекает гигантов.
Мне особенно гиганты понравились, у них причёски хорошие.
Click to view
Georges Melies - Le Voyage de Gulliver 29 -
Коронование Эдуарда VII/Le Sacre d'Edouard VII (1902) Образец псевдодокументального кино. У Мельеса не было возможности снять реальную коронацию, поэтому он её повторил в павильоне. Смотреть забавно. Полное отсутствие фирменной экспрессии, наоборот - попытка имитировать торжественность и строгость реальной церемонии.
Картонный собор особенно умиляет.
30 -
Чудесная Гирлянда/La Guirlande merveilleuse (1903) И снова фокусы. В этот раз их делает некий "аристократ" с помощью вышеупомянутой гирлянды. Есть пара хороших кадров, но вообще - ничего особенного.
31 -
Беда Никогда Не Приходит Одна/Un Malheur n'arrive jamais seul (1903) Аплодисменты. Отличный бурлеск.
Охранник уснул на посту. Проходивший мимо шутник заменил его ружьё на шланг с водой. И понеслось.
В маленький эпизод вместилось такое количество гэгов, что под конец разбушевавшиеся персонажи разнесли большую часть декораций, включая тумбу с рекламой фильмов Мельеса.
Смотрел несколько раз. С неизменным удовольствием.
Click to view
Georges Melies - Беда Никогда Не Приходит Одна/ Un Malheur n'arrive jamais seul 32 -
Адский Кекс/Le Cake-walk infernal (1903)
Точное значение термина Le Cake-walk я так и не понял. Зато адского там полно, очень милая бесовщина. Танцы в аду, весьма масштабные. Сам Мельес играет Дьявола.
Очень понравилось, особенно танцевальный номер с "неграми".
И огоньки летающие очень в тему.
33 -
Волшебная шкатулка/La Boîte à malice (1903)
Ну в общем вы поняли.
Фокусы.
В данном случае в чемодан залезает девушка. И вылезает из него.
Ничего особенного.
34 -
Фантастический Колодец/Le Puits fantastique (1903) Ещё одна вещь, балансирующая на грани гениальности.
Ведьма прокляла колодец, в результате набор воды стал весьма нелёгким делом.
Сперва оттуда полезли черти.
Потом совершенно великолепный червяк, или дракон, не очень понятно.
Потом гигантские лягухи.
В конце вылез лично дьявол.
Натуральное монстр-муви, я серьёзно.
Click to view
Georges Melies - Фантастический Колодец 35 -
Гостиница хорошего отдыха/L'Auberge du bon repos (1903) Мельес снял очень много фильмов про гостиницы с приведениями. Вполне набил руку на этом сюжете, так что количество временами вполне переходило в качество.
В данном случае - перешло.
Пьяный постоялец досаждает персоналу гостиницы. Пристаёт к женщинам и всячески хулиганит.
Потом хулиганить начинает сама гостиница.
Особенно понравился портрет, мне уже интересно, кто ему все эти портреты и декорации рисовал. Если сам же Мельес и делал - то он был замечательным художником. Странным, но замечательным
36 -
Анимированная Статуя/La Statue animée (1903) История про ожившую статую. Интересна только своими декорациями, поскольку она стилизована под семнадцатый-восемнадцатый век.
37 -
Колдун/Le Sorcier (1903) Не, у Мельеса явно были панибратские отношения с нечистью. Поэтому он действительно умел снимать светлые фильмы про триумф тьмы.
В данном случае триумфатор - колдун. Сперва показавший некому принцу множество фокусов, а потом - весело поиздевавшийся над ним.
Смотреть приятно.
38 -
Дельфийский Оракул/L'oracle de Delphes (1903)
Вот это да!!!
Если судить по этому фильму, то либо сам Мельес, либо его зрители, путали Дельфы и Египтом. А скорее всего - и те, и другие.
Поэтому вместо ожидаемой древнегреческой идиллии перед нами история о египетских расхитителях могил.
А что, и там и там древность, зачем разбираться в мелочах.
В итоге получилась очень комичная вещица, хотя этот комизм вряд ли был предусмотрен заранее.
39 -
Спиритический Портрет/Le Portrait Spirite (1903)
Я уже устал от повторяющихся фильмов на тему оживших портретов или фотографий. подозреваю, что и зрители начала 20 века тоже от них уставали.
В данном случае - ещё один штампованный продукт.
40 -
Меломан/Le Mélomane (1903) А вот это отлично. Один из самых известных фильмов Мельеса, по крайней мере я его уже давно видел.
Дирижёр подкидывает свои головы со смычками. Головы превращаются в ноты. Именно так, ноты, подмигивающие и переговаривающиеся между собой.
Из этих нот складывается некая партитура.
Я не разбираюсь в нотной азбуке, поэтому не знаю, действительно ли там выложена некая мелодия.
Но впечатления от фильма самые благоприятные, это реальная визуализация музыки.
41 -
Le Monstre/Монстр (1903) Ещё немного ориентализма. Самого что ни на есть классического, француз изображает арабский Египет. Дервиш, танцующий скелет, пирамиды и Сфинкс на заднем фоне.
Сфинкс отличный. В остальном - так себе, я ожидал большего от фильма с таким названием.
Мило, но не более.
42 -
Le Royaume des fées/Королевство фей (1903) А вот тут - всё прекрасно. С первой и до последней декорации, с первого и до последнего эпизода.
К 1903 году Мельес снимал отличное жанровое кино, в данном случае перед нами сказка/фэнтези. Сравнимая как с Роу, так и с всякими "Ловчими Смерти". Ведьма, похищение принцессы, герои отправляющиеся на помощь.
Всё очень масштабно. Очень. Мельес великолепно разработал трюки, среди прочего имеется даже сцена кораблекрушения и чудесного спасения.
Вообще, такие фильмы мне у него больше всего нравятся. И мне очень странно, что их почти никто не помнит.
Georges_Melies - Le Royaume des fées/Королевство фей (1903) 43 -
Le Chaudron infernal/Адский Котел (1903) Восторг. Ещё один образец "чертовщины", только уже совсем не милой.
Два демона пытают и убивают девушек. Убивают, запихивая в котёл.
Затем девушки возвращатся как призраки и мстят.
Призраки - лучшие из сделанных до этого момента Мельесом.
Черти тоже ничего.
Пять с плюсом.
44 -
Le Revenant/Появление (1903)
Ещё один дом с привидениями.
И человек, павший жертвой шуток нечисти.
Довольно мило и весело, но без открытий.
Средне.
45 -
Le Tonnerre de Jupiter/Гром Юпитера (1903) А вот тут именно античность. И очень смешная античность.
Юпитер и Меркурий Мельеса настолько похожи на Юпитера и Меркурия Старевича, изображённых им в гениальных
Лягушках, искавших себе короля, что становится даже подозрительно. Нет ли прямого заимствования?
В любом случае, вещь очень и очень достойная.
Click to view
Georges Melies - Le Tonnerre de Jupiter/Гром Юпитера P.S
И не забывайте про блог
cecilbdemented