Просмотренное за 2009. Часть четвёртая

Feb 10, 2009 14:59




На просмотр фильмов уходит куда меньше времени, чем на написание отзывов. Так что я дико отстаю от графика:(
Под катом философия, порнография, немного немого и мутанты из канализации.
Энжой

16: Ги Дебор - Общество спектакля / La Societe Du Spectacle (1973)

Пожалуй единственный известный мне случай, когда философ лично "экранизировал" собственную книгу. Книга гениальная, но от прекрасного автора текстов вовсе не ждёшь хорошего фильма. Рад, что ошибся.
В настоящий момент термины "общество потребления" или общество "спектакля" давно превратилось в общепризнанные и банальные понятия, которые принимаются и одновременно критикуются практически всем обществом. Если процитировать позднего Ги Дебора:

"зрелищная критика спектакля является не просто запоздалой, но даже хуже - она требует к себе постоянного, неослабевающего "внимания", неизбежно увязая при этом в утверждениях общего характера или лицемерных вздохах; она не многим полезней клоунов, которые щеголяют в газетах своим изысканным правдолюбием. Бессмысленные дебаты вокруг спектакля, судя по безразличной реакции властителей мира сего, сами организованы спектаклем: уже было наговорено столько пространных речей по поводу управления спектаклем, что не осталось времени даже на поверхностное обсуждение его саморазвития."
Ги Эрнест Дебор. Комментарии к "Обществу Спектакля" 1988 год.

В итоге нет большего лицемерия, чем переливать из пустого в порожнее, активно критикуя популярный рекламный ролик. Подобная "критика" становится лишь очередной формой спектакля, формальное отрицание потребления на деле оборачивается просто иной его формой. Мы потребляем "отрицание потребления".
Дебор всю жизнь был, безусловно, искренним противником той общественно-политической системы, которая сложилась при постиндустриальном обществе. Тем интереснее тот факт, что его художественное творчество, достаточно бескомпромиссное, адекватно отражало тенденции, в будущем названные постмодернисткими. Рассматриваемый фильм был снят в 1973, через шесть лет после написания первой редакции Общества Спектакля и является по сути своей первым развёрнутым комментарием к этому тексту, данным после звёздного часа ситуационизма в мае 1968 года. И если ранние, "летристские" фильмы Дебора отличались тотальным отрицанием зрелищности, представляя собой пустой экран и формально бессмысленные диалоги (Вопли в защиту Де Сада), то в свою очередь "Общество Спектакля" представляет собой очень изящную деконструкцию стандартного, потребительского кино. Это было продекларировано уже в самом фильме:

"То, что спектакль взял у реальности, сейчас должно быть взято у спектакля.
В свою очередь экспроприаторы спектакля должны быть экспроприированы.
Мир почти отснят. Пришло время изменить его".
В итоге взятые без всякой хронологии фрагменты крайне серьёзного философского текста иллюстрируются нарезками из хроники (включая, к примеру убийство Ли Харви Освальда и эпизоды вьетнамской войны). Кроме хроники Дебор, активно защищавший право на плагиат, в лучших традициях постмодернизма использует в своих целях большие эпизоды из классических фильмов Эйзенштейна, Николаса Рея, Джозефа фон Штернберга, Орсона Уэлса и Джона Форда. Иногда это оказывается идеальной иллюстрацией, к примеру кадры "психической атаки" из советского фильма Чапаев братьев Васильевых стали прекрасным визуальным рядом к критике структуализма с позиции современной диалектики.
И тут мы обнаруживаем, что Дебор на самом деле фактически "потребляет" классические образы для собственных целей, используя в рамках своего фильма ту же схему, которую общество спектакля в целом применяет для потребления и преобразования всей классической культуры. И хотя в некоторые моменты фильма декларировалось неприязнь к зрителям и критике, совмещённое с отказом соблюдать каноны искусства:

"За этим фильмом можно было бы признать некоторую кинематографическую ценность, если бы он подчинялся какому-то ритму.
Но никакому ритму он подчиняться не будет."

Но на деле, возможно бессознательно, фильм обладает вполне ясной структурой, ритмом и выглядит как уступка зрителю. Демонстрацию тела обнажённых молодых девушек можно совместить с холодным и серьёзным философским текстом, критикующим само понятие "зрелище". Но тела девушек от такого сочетания не становятся хуже и не вызывают реакции отторжения.
В итоге можно констатировать, что философский авангардистский фильм на деле можно смело рассматривать как деконструкцию стандартного "потребительского" фильма. Просто изменённая структура позволяет посмотреть на отдельные образы отстранённо, незамыленным взглядом. В то время как в какой-нибудь "Блондинке с Амбициями" эти же образы выстроены по стандартной схеме, подсознательно воспринимающейся как некая норма. Так же стоит отметить фактор сознательного упрощения, из достаточно глубокого анализа психогеографии и вопроса потребления времени, начиная от циклического времени традиционных обществ и заканчивая историческим временем, осталось лишь сравнительно небольшие фрагменты текста. И самый слабый аспект, немного утопический финал, вдохновлённый маем 1968. Дебор был гениальным критиком общества, но его мечта про возрождение рабочих советов явно иллюзорна. Хотя Дебор очень метко написал про то, что начало спектакля было связанно с событиями 1917-1918 годов, когда рабочее представительство противопоставило себя реальным рабочим, но довести аналогию до конца и признать, что ситуационистский интернационал на самом деле был тоже спектаклем, игрой в подлинный интернационал, он так и не смог.

17: Рэдли Метцгер - Образ\The Image (1975)

Очень давно искал этот фильм. Дело в том, что я очень уважаю французскую писательницу Катрину Роб-Грийе, не только как жену Алена Роб-Грийе но и как автора замечательных романов исследующих бдсм-субкультуру. Их на русском издали "Колонна" и Дмитрий Волчек.
"Образ" мне понравился меньше, чем "Женские Церемонии". Но фильм, как единственную экранизацию, посмотреть стоило.

Для начала две цитаты, одна из восторженной рецензии Сергей Меренкова, вторая из анонимной статьи из газеты "Спид-Инфо", посвящённой изнасилованиям:)

1)
"Середина семидесятых годов была тем периодом, когда Метцгер уже перешел от softcore-эротики к порнографии, что не сказалось, однако, на качестве его фильмов, ибо режиссер всегда ставил во главу угла не гинекологический показ половых актов на экране, а рассказываемую историю. Действительно, «The Image» содержит весьма «откровенные эпизоды» (public pissing и оральный секс, к примеру, хотя ни одного кадра проникновения пениса во влагалище в фильме вы не увидите), которые «тянут» на рейтинг «X», но их присутствие в картине обусловлено исключительно тематикой рассказываемой истории, и все внимание режиссера акцентируется не на физиологии, а на психологии садомазохистских отношений и природе сексуальности как таковой. Именно благодаря тому, что фильм рассказывает историю странных взаимоотношений трех людей, а не состоит исключительно из нарезки беспорядочных половых актов, этой картине действительно удалось весьма глубоко «раскрыть» непростую тему BDSM-lifestyle, поэтому отзывы многочисленных критиков об этом фильме в превосходной степени более чем оправданы. И хотя лично я не назвал бы картину шедевром, но отрицать тот факт, что фильм является одним из лучших исследований S&M сексуальности и прекрасной адаптацией литературного первоисточника, просто глупо.

2)
"Хотя и нет достоверной причинной связи между "жестокой порнографией" и жестокими сексуальными преступлениями, определенно существует корреляция: "Сексуально жестокая порнография вполне может навести кого-то на мысли о том, что сексуальное насилие является приемлемым". В одном из фильмов под названием "Наказание для Анны" главной героине вводят во влагалище цветок розы с усеянным шипами стеблем. В рот вставляют кляп, связывают, хлещут кнутом и подвергают совершенно немыслимым унижениям такого рода, за которые после второй мировой войны судили на Нюрнбергском процессе военных преступников. Многие приверженцы теории "социального обучения" согласятся, что порнография с жестоким насилием является благодатной почвой для возникновения мастурбационных фантазий, устанавливая устойчивую ассоциацию между изнасилованием и оргазмом."

Подсказываю, "Наказание для Анны" - одно из названий, под которым этот фильм шёл в прокате. Как видим, мнения разделились. Попробую сформулироватьс воё мнение, впрочем сразу отмечу, что поклонников моральной цензуры, на мой взгляд, нужно молча вешать по фонарям.

Итак, фильм был снят довольно известным американским режиссёром "эстетской" софткорной эротики, который как раз в середине семидесятых начал переходит к жёсткому порно. То есть автору было не трудно экранизировать самые эпатажные страницы романа. Происходящее на экране нельзя назвать жёстким порно, сцены проникновения нет. Но оральный секс демонстрируется часто и во всех подробностях, Ребека Брук молодец, честно отработала. Про других актёров я такого не скажу, они играют достаточно средне и что самое неприятное - совершенно не похожи на описанных в романе персонажей. Ребека тоже не похожа на "Анну", но она хоть более менее симпатичная. Про остальных такого я бы не сказал.
Сперва фильм очень раздражал. Франция показана так, что сразу видно, снимает иностранец. То есть обязательные сцены на фоне Эйфелевой башни и так далее. Актёры и режиссёр похоже не очень понимали, про что именно снимают, поэтому общее ощущение скорее "ванильное". То есть никакой жёсткости нет, вполне мягкий фильм с мягкими унижениями и пытками. Впрочем к середине фильма действие слегка раскочегарилось, но всё равно, основные положительные моменты в фильме связанны с качеством экранизированного романа.
С другой стороны - всё вполне стильно. И местами играет очень хорошая музыка.
Резюме: На троечку. Посмотреть стоило, но в список любимых фильмов это точно не войдёт. Как то я теперь не хочу смотреть остальные фильмы Метцгера.

18: Сегундо де Шомон - Кирики, японские акробаты\ Les Kiriki, acrobates japonais(1907)

Ещё один отличный фильм от испанского продолжателя дела Мельеса. Опять же основа традиционна для жанра феерий, в данном случае это опять таки цирк. Но реализация отличная и очень оригинальная.
Итак, перед нами целая куча французов, одетых во французское представление о японцах. Ориентализм в чистом виде. Эти псевдоакробаты сперва ходят по сцене с чёрным задним фоном. выходят вперёд, кланяются. Потом начинается собственно представление, и мне лично понадобилось некоторое время что-бы понять, как это сделано. Технически всё очень просто, камера установлена на верху и снимает чёрный пол, полностью копирующий сцену. А "акробаты", делающие трюки просто ползают по полу. Элементарно, как всё гениальное. В итоге получился совершенно замечательный, очень красочный и лёгкий образец чистой хореографии. Давно пришёл к выводу, что первый фильм фиксирующий произведение искусства - это фильмы Эдисона про танцыи что фиксирование хореографии - один из интереснейших аспектов раннего кинематографа.
Фильм долгое время существовал только в чёрно-белом варианте, хотя Сегундо де Шомон был хорошо известен как специалист по ручной раскраске фильмов, сперва его наняла фирма Патэ именно для такой работы. И чудом сохранился один маленький фрагмент раскрашенного де Шомоном варианта фильма, основываясь на котором осуществили реставрацию. Я не люблю современные эксперименты по раскраске немых картин, но тут у меня нет претензий, всё сделано просто великолепно.
Резюме: Отличный примитив. Любителям феерий - смотреть обязательно.
Смотреть в хорошем качестве

19: Лео Биринский, Пауль Лени - Кабинет Восковых Фигур/Das Wachsfigurenkabinett (1924)

Для начала отмечу несколько пунктов:

Во первых, чисто экспресионисткое кино существовало очень недолгий период, наиболее радикальные критики считают "Кабинет Восковых Фигур" лебединой песней ортодоксального киноэкспрессионизма. Блестящий обзор Садуля завершается фразой С «Кабинетом восковых фигур» экспрессионистская школа прекратила свое существование, но сама тенденция сохранилась и будет сохраняться, пока существует кино, как доведенное до крайности стремление придать новую выразительность вещам, декорациям, людям.

То есть поздний Ланг и Мурнау - уже нечто вроде постэкспрессионизма, эта ситуация чем то похожа на споры о подлинном индастриале.
Во вторых, ранний экспрессионизм был вполне комерчесски успешным, особенно за границей. В США были даже демонстрации ветеранов первой мировой войны, требовавших запретить прокат Кабинета Доктора Каллигари по причине того, что он вливает слишком много денег в побеждённую страну и составляет конкуренцию фильмам страны победителя. Так что лютый авангард визуальной составляющей "Восковых Фигур" трудно назвать примером не комерчесского кино. Хотя, объективности ради, замечу что Лени имел непосредственное отношение к авангардным художественным кругам, он учился у Макса Рейнхардта и был даже в арт-группе "Штурм", той самой, что нарисовала декорации к Каллигари. Хотя сам Лени не имеет прямого отношения к этой работе, но затем он достаточно долго был арт-директором различных фильмов. Практически это профессиональный дизайнер. Кстати, Лени вложил в него свои личные деньги, фильм снимался в разгар депрессии, так что финансирования практически не было. Видимо это и привело к тому, что после первых двух новелл, более чем масштабных, фильм резко оборвался короткой третей новеллой. Изначально фигур вообще должно было быть четыре.
В третьих, Майринк не имеет к этому фильму ни малейшего отношения. Его новелла "Кабинет Восковых Фигур" - скорее блестящий образец чистого хоррора, очень странная и паталогическая работа, которую сможет экранизировать разве что кто то вроде раннего Кроненберга. Там сюжет уровня "Freaks" Браунинга. Никаких поэтов и тиранов. Так что реальным автором фильма в литературном плане является Генрих Гален. Тоже, кстати, великая фигура. Режиссёр "Альрауне " и сценарист таких великих фильмов как, "Голем" (причём как первого фильма, так и единственной сохранившейся версии ), "Носферату" и так далее. Конечно до уровня гениального Карла Майера ему далеко, но место в пантеоне он себе обеспечил.

Итак, молодой поэт приходит в кабинет восковых фигур, в поисках работы. Работа следующая, написать по истории о каждой из представленных фигур. То есть фактически рекламный буклет. Поэту нравится и работа, и дочь хозяина, так что он с удовольствием берётся за дело. Во всех историях главную положительную роль играет тот же актёр, что и поэта, Вильгельм Детерле. Играет, ктсати, хорошо. Девушку тоже во всех историях играет одна актриса, Ольга Беляева.

Первая фигура - Гарун Аль Рашид. В этой новелле Лени устроил настоящее пиршество для любителей ориенталистики, типичная немецкая романтическая фантазия о жарких странах. В сочетании с общим экспрессионистким визуальным решением - очень здорово. Искажённые тени от минаретов и так далее. Собственно Гаруна аль Рашида играет не кто иной как великий Эмиль Яннингс. И эта роль идеально ему подходит, Эдакий большой и опасный ребёнок, обладающей властью карать и миловать. Вообще, в этом фильме поразительно сильный актёрский состав.
Вторая новелла - просто туши свет. Чистый воссторг. Лютая развесистая клюква про Ивана Грозного, авангардное прочтение псевдорусского стиля меня просто убило, смотрел всю новеллу открыв рот. В добавок и сам сюжет доставляет, более отмороженного садиста чем Иван в этом фильма я давно не видел. Кстати, Ивана Грозного играет другой великий актёр, Конрад Фейдт. Тот самый "сомнамбулист Чезаре". И играет отлично. Короче - брильянт чистой воды, хотя назвать его хоть в чём то историческим язык не поворачивается. Интересно, сорежиссёр Биринский, родившийся в России, и актриса Беляева сильно веселились на съёмках?
Третья новелла, сон о Джеке Потрошителе, так же прекрасна. Она короткая и чисто атмосферная, но редко где увидишь такое дикое буйство визуальной фантазии. Никогда не поверю, что Уэлс не вспоминал этот эпизод при съёмке финала "Леди из Шанхая". Потрошителя играет Вернер Краус, То есть лично доктор Каллигари.

Резюме:
Если и не шедевр, то работа крайне мощная. Пауля Лени после неё заметили в Голливуде и пригласили к себе. Кстати, именно он должен был снимать "Дракулу". С Фейдтом в главной роли, Но, к сожалению, неожиданно умер от болезни крови.









































20: Чарльз Бэнд - Террариум/Hideous! (1997)

Некоторые фильмы покоряют с первого скриншота. Читаешь рецензию, видишь кадр и понимаешь - это необходимо увидеть целиком. Просто что бы знать, какой был этот эпизод в движении. Именно такая история приключилась для меня с Террариумом. Читал обзоры от Шведова, и увидел один кадр:


Моё сердце было разбито:)

На самом деле я совершенно не знал, кто такой Чарльз Бэнд. Нет, я слышал про него как про руководителя компании Full Moon Enterntainment, но продукция этой компании как то не вызывала у меня особого интереса. Я задним числом узнал в описаниях несколько фильмов, просмотренных в эпоху расцвета видеопиратства, но желания пересмотреть не возникло, за исключением только странноватого судя по всему фильма Пьюэна Dollman. Сам Пьюн упоминал в интервью Бэнда как хорошего человека, с которым невозможно работать по причине политики крайней экономии на всём необходимом.

И вот, впервые за многие годы посмотрел фильм от "Full Moon", да ещё и авторства самого основателя фирмы. Был не прав. Далеко не прав. Фильм отличный, а значит и к продукции господина Бэнда стоит относится внимательно. Сюжет - чистый театр абсурда, я много чего видел, но фильмы про коллекционеров мутировавших зародышей, выловленных из канализации, мне ещё не попадались. Первая половина - производственная драма в среде этих самых коллекционеров, готовых на всё ради добычи особо уродливого экземпляра:) Актёрский состав минимальный, два враждующих эстета коллекционера, продавщица уродцев, её секретарша-предательница (ярко выраженное карикатурное блондинко), частный детектив нанятый одной стороной и отморженная телохранительница, служащая другой. Диалоги замечательны, события безумные. К середине фильма весь актёрский состав оказался заперт в замке с ожившими и вылезшими из банок уродцами, желающими убраться куда подальше. Несмотря на крайнюю оригинальность завязки, события развиваются вполне предсказуемо, по крайней мере я смог правильно угадать очерёдность всех убийств. Но это не делает фильм хуже. Ни капли.
ПыСы
Отрывок из "энциклопедии хоррора" Манцева:

Доктор Лорка, эксцентричный коллекционер биологических феноменов, наконец-то получает в свое распоряжение бесценный экземпляр-ужасного мутанта со свалки токсичных отходов. Коллекционер пребывает на седьмом небе от счастья. Но лишь до той поры, пока отвратительный уродец, обретший жизнь, не начинает воспроизводить к жизни целую армию злобных и деформированных чудовищ. За уродцем также охотятся женщина Элвина и детектив Наполеон Лазар…
Бредовый сюжет, который разыгрывают шесть актеров: три девушки, одна из которых почему-то весь фильм ходит с голыми сиськами, и трое мужчин-два шизоидных коллекционера и частный детектив с дебильным лицом. Им противостоят четыре мерзкие твари. Действие разворачивается в замке и состоит из глупых диалогов и показа тупых физиономий героев. Резиновые куклы выглядят посредственно, также, как и их анимация. Полнейшую бездарность картины венчает эпизод, когда одно из существ сосет грудь спящей девушки.Оценка 1 балл.

Впрочем Манцев известный ебаквак, к рецензиям которого я давно отношусь как к юмоистическим заметкам. Он, помнится, ухитрился объявить Radioactive Dreams Пьюна "типичным постапокалипсисом, полным клише жанра". Если добавить любовь к голливудской жвачке, то вообще неясно, на хрена это создание взялось писать о малобюджетном кинематографе?

Пьюн, Ги Дебор, Чарльз Бэнд, Вернер Краус, кадры, кино, кино 2009, Пауль Лени, Конрад Фейдт, Эмиль Яннингс, Сегундо де Шомон, немое кино, галерея, Катрин Роб -Грийе

Previous post Next post
Up