Ну что, опять начинаю.
Теперь уже решил выдавать рецензии меньшими порциями, по пять за раз. Думал даже писать про каждый фильм отдельно, но тогда бы весь блог превратился в сплошные рецензии.
Под катом два фильма братьев Маркс, два немых фильма, в том числе шедевр Штрогейма. И один гениальный образец жанра "мондо".
01: Сэм Вуд -
Ночь в Опере\A Night at the Opera (1935) Тридцатые годы были периодом расцвета таланта братьев Маркс. Их фильмы снимались крепкими голливудскими профессионалами, да и уровень гэгов временами приближался к запредельному. Я, на самом деле, не люблю Голливуд 30-тых, но в случае с Марксами у меня нет ни малейших претензий.
"Ночь в Опере" была снята буквально сразу после гениального
Утиного Супа. И хотя с ними уже не было Лео МакКери (категорически отказавшегося продолжать работу с братьями), то новый фильм снял Сэм Вуд. Не думаю, что его можно назвать великим режиссёром, хотя место в истории он застолбил уже стем, что был одним из режиссёров, снимавших
Унесённые Ветром. Я лично его ценю только за две комедии с неоднократно упомянутыми братьями Маркс. Вторая -
День на Скачках, хороший фильм с одним из лучших, самых анархистских музыкальных номеров этой команды.
"Ночь в Опере" тоже снята на весьма высоком уровне. Как ясно из названия, сюжет крутится вокруг высокого искусства. То есть петь братьям не дадут, все вокальные партии исполнены слащавыми профи:( Зато номера музыкальной эксцентрики отданы в полное распоряжение братьев, особенно хорош Чико, высочайшая скорость и техника. Конечно же не обошлось и без номера Харпо с арфой, он вообще в каждом фильме обязательно устраивает подобный номер. Это так же неизбежно, как смерть Кенни в
"South Park" .
Описывать сюжет? Как всегда, несчастные влюблённые, удары судьбу, и тут в дело вмешиваются три ярко выраженных отморозка и разносят всё вокруг, заодно по случаю помогая "хорошим". Если вам не нравятся братья Маркс, то вы вряд-ли поймёте в чём соль этого конкретно фильма. А если нравятся - то вы его уже или смотрите, или собираетесь смотреть.
Я, как любитель, скажу. Фильм хоть и не лучший в их фильмографии, но точно один из лучших. Я лично смеялся весь просмотр.
Click to view
Ночь в Опере. Фрагмент.
02: Дэвид Миллер -
Счастливая любовь\Love Happy (1949) Имдб сообщает, что этот фильм помогал режиссировать Лео МакКери, не указанный в титрах. Что очень странно, мне казалось что его сотрудничество с братьями закончилось
Утиным Супом. С другой стороны - логично. Человек, снявший лучший фильм братьев (когда их было ещё четверо), вполне мог появится в последнем официальном фильма трио "братья Маркс". Именно так, последний официальный фильм.
На самом деле это должен был быть сольный фильм Харпо. Именно ему уделено наибольшее количество времени и он в своих гэгах жжот напалмом, замечательно взаимодействуя с Чико. (Утверждают, что его роль вписали в сценарий по той причине, что Чико нуждался в деньгах в связи с карточными долгами). Ну и раз пошла такая пьянка, буквально в последний момент вписали и Граучо, что бы продюссеры дали деньги на всю звёздный состав. Граучо не скрывает своей ненависти к этому фильму, в своей автобиографии он вообще утверждает, что последним совместным фильмом команды была
Ночь в Касабланке.И его можно понять, я впервые вижу столь беспомощную и пустую роль, написанную для этого актёра. Свадебный генерал в чистом виде. В основном "голос рассказчика", типа он детектив и расследует всё происходящее. Что забавно - Граучо в образе детектива выглядит подозрительно похоже на Питера Селлерса в
Розовой Пантере .
Так что фанаты "братьев Маркс", в большинстве случаев являющиеся фанатами Граучо (я, кстати, тоже из этих), этот фильм попросту не принимают. Дело не только в отсутствии фирменных фраз, братья Маркс были именно слаженной командой, и выпадение одной из частей весьма разочаровывает. Всё неплохо, но нет того драйва.
Хотя с другой стороны, собственно к Харпо нет никаких претензий, очень сильно отыграл. Несколько эпизодов сняты на уровне лучших работ, начиная от его безумнейшего "дома" и заканчивая финальной погоней. Поэтому фильм не стоит огульно критиковать, вполне хорошее завершение легенды. Но не отличное.
Да, кстати, там ещё молодая Мерилин Монро на минуту появилась. Но она тоже выгладит не к месту.
03:Эрик фон Штрогейм -
Алчность\Greed (1924) В истории было уничтожено много фильмов. случайно утеряно, сознательно смыто. Но ни одна потеря меня так не злит, как история уничтожения фильма "МакТиг", дела всей жизни великого Штрогейма.
Просто цитата. Большая. Но необходимая:
Я показал телеграмму мистеру Майеру, - писал режиссер, - но он ответил мне, что ему плевать и на Рэкса Ингрэма и на меня, поскольку фильм принесет фирме чистые убытки и в любом случае его следует сократить до десяти частей. Картину передали монтажеру, работавшему за 30 долларов в неделю, который не читал ни романа, ни сценария и в голове которого мозга было не больше, чем в шляпе.
Этот человек уничтожил плоды двух лет моего труда. За эти два года я продал дом, автомобиль, страховой полис, чтобы продолжить работу, поскольку мне не платили ни за время написания сценария, ни за время монтажа фильма. Деньги, которые я получил за девять месяцев съемки, равнялись сумме, выплачиваемой за две недели съемок. Я знал, что «Алчность» - шедевр, который прославит и меня и фирму, позволившую создать этот памятник реализму.
В эпоху, когда фирма производила комедии и комические ленты по 14 частей, мой фильм был произвольно сокращен до 9 или 10 частей. Оставшиеся негативы отправили на смывку, чтобы получить серебра на какие-то 43 цента. <...> И если прокат фильма закончился относительным коммерческим провалом, то только потому, что фирма не организовала никакой рекламы. А чтобы не платить подоходный налог, стоимость производства фильма была отнесена бухгалтерией к статье чистых убытков
У меня нет цензурных слов. Просто злость. Почти безграничная.
Как можно было просто так, между делом, уничтожить большую часть такого фильма??????????
Из восьми часов оставили полтора!!!! Точнее час сорок пять минут, но дело не в деталях.
И знаете что самое страшное? Даже в таком, изуродованном виде этот фильм абсолютно прекрасен. То есть видно, что монтажёр довольно посредственнен и что история сильно сокращена... Но каждый кадр и каждый эпизод столь прекрасен, что дух захватывает. Это всё равно, что взять гениальные рисунки, и составить из них аппликацию. Пусть аппликация и плоха, на качестве рисунков это не отразиться. Да, вместо монументального "МакТига" получилась куда менее монументальная "Алчность", да, эти сволочи удалили целые сюжетные линии и нескольки важнейших персонажей. Всё равно, фильм великолепен. И до боли обидно, что я никогда не увиду настоящую версию.
Что касается сюжета, то перед нами блестящий образец кино натурализма. Исключительно жёсткая и бескомпромиссная история деградации трёх людей под влиянием патологической жажды золота. Эйзенштейн этот фильм охарактеризовал так:
Распад духовного мира трёх личностей, обуреваемых любовью к золоту, описан горечью и жестокостью
Горечи хватает, но жестокости больше. Совершенно отмороженный мегаломан Штрогейм не щадил ни себя. ни актёров. Кстати, сцена убийства лошади подозрительно реалистична. Жизнь и деградация главных героев снималась прямо в тех помещениях, которые были описаны в романе-первоисточнике. А смерть - в той самой Долине Смерти, на тот момент совсем неисследованной.
Актёрские работы тоже на высоте. МакТига играет Гибсон Гоулэнд, уже знакомый мне по роли в Штрогеймовских
Слепых Мужьях. Только тут роль совсем не похожая, точнее похожая в начале, когда МакТиг ещё молодой и честный шахтёр. Но дальше только хуже. Зазу Питс меня просто поразила, ещё одна сильнейшая актриса немой эры.
Самые сильные моменты так и не смог убить монтажёр. Это свадьба, когда на фоне проходящей за окном похоронной процессии гости обжираются крупным планом, становясь похожими на зверей.
Это убийство Трины, поразительный по силе момент.
И это финал. Пожалуй самый безысходный финал, который я видел за последнее время. В центре Долины Смерти, где вокруг на сотню миль неи ни капли воды, сидит убийца. Рядом с ним труп лошади и мешок с золотом. А к телу наручниками прикован труп его бывшего друга, предавшего его в своё время. Впрочем в этом фильме все друг друга предали. Говорят, в полной версии были и честные люди, но при монтаже они вылетели в корзину. И были смыты ради серебра на 43 цента.
Резюме:
Шедевр. Искалеченный шедевр.
04: Уолтер Бут -
Загадочный автомобилист\"The (?) Motorist" (1906) Подарок от
mimoid и
ru_silent_movie Практически это британский Мельес. Разумеется, масштаб личности несравнимо меньше, но в остальном - тот же тип художника. Нечто на грани фокусов, фантастики и мультипликации. Причём в дальнейшем Бут стал именно пионером британской анимации.
В этом же случае мы наблюдаем ещё один фильм из серии "фантастических путешествий", но сделанный с удивительным вкусом и талантом.
Автомобили, автомобили, улицы Лондона заполонили. И ведут их какие-то очень странные персонажи, способные сбивать полицейских и не останавливаясь ехать по стенам домов вверх, на небо. Кружится по кольцам Сатурна и так далее.
Смешной фильм. Если бы его Мельем снял - то это был бы один из лучших его фильмов. А от малоизвестного кинематографиста такой красоты тем более не ожидаешь.
Фильм целиком05: Гуальтиеро Джакопетти, Франко Проспери -
Прощай, Африка\Africa addio (1966) Этот фильм очень долго лежал у меня на харде, всё никак не находилось подходящее для просмотра настроение. С одной стороны, фильм посмотреть было необходимо, хотя бы от того, что многие знакомые и незнакомые расисты ссылались на него как на доказательство тезиса о "необходимости колониализма". С другой стороны - Меренков в
рецензии на фильм. чуть ли не кипятком мочился от восторга. Типа шедевр и всё такое. Я далеко не расист, однако стоит составить своё мнение. Что касается Меренкова, обычно я его рецензии читаю как отличный источник информации о режиссёрах и актёрах, с оценками зачастую не согласен. Но опять же, стоит составить своё мнение.
Смотреть начал с опасением. Более двух часов шокирующей документалистики, с убийствами перед камерой, то есть то, что обычно не вызывает у меня особого восторга. Не люблю
Шокирующие Азии и тому подобное.
Однако этот фильм оказался совсем другим. Да, он местами дико жестокий, и профессионализм авторов зачастую близок к крайнему цинизму. Да, перед нами убивают животных, расстреливают людей, показывают крупным планом последствия пыток. Но фильм отличается совершенно особым настроением, авторы подчёркнуто спокойно и даже нейтрально комментируют происходящее, что очень сильно контрастирует с очевидным риском, которому они подвергаются. Пожалуй только в эпизоде с очередным геноцидом, когда вертолёт с оператором с красным флагом (для маскировки) летит над территорией заполненной трупами уничтожаемых арабов и зависает над местами, где происходят расстрелы, закадровый комментарий проявил реальные эмоции. Технически фильм снят просто виртуозно, даже сочетание шоковых кадров с красивыми и даже чуток юмористическими эпизодами выглядит удачным. Банально, но действует. Храбрость авторов тоже безусловно, хотя знаменитый эпизод, где их чуть не расстреливают очередные повстанцы вызывает некоторые вопросы. Как оператор ухитрился не выпустить камеру и удержать всё в фокусе?
Идеологический вопрос ещё интереснее. Не расистский это фильм, ни фига не расистский. Скорее мизантропический, наглядно показывающий, что есть человек. Для тех, кто воображает, что Африка при власти белых была тихим местом, в котором бойня началась сразу после ухода милосердных хозяев, я могу посоветовать пару познавательных книг. Во первых великое "Сердце Тьмы" Конрада, безусловно лучший роман о колониализме. Ещё хороши африканские эпизоды из "Путешествия на Край Ночи" Селина. Но особо полезен недавно вышедший "трэввелинг" Свена Линдквиста "Уничтожьте Всех Дикарей", блестящий комментарий к этой фразе из "Сердца Тьмы", подробно описывающий историю просвещённого, цивилизованного и крайне научного геноцида, проводимого европейцами в Африке.
Этот фильм выглядит идеальным идеальной иллюстрацией к данным текстам. Африка никогда не была территорией мира и согласия, тот же Чака, вождь Зулусов многое в своё время устроил. Но европейцы научили африканцев тому, что есть настоящая, массовая и поставленная на поток резня. И африканцы оказались хорошими учениками. Местами даже отличными. То, что белые ушли из сердца тьмы, не означает того, что тьма рассеется. Эта тьма есть всегда и всюду, но в сравнительно мирной Европе её ощущаешь только иногда. "Прощай, Африка" показывает тьму в во всей её первобытной мощи.
Великое кино.
Шедевр.