Просмотренное за 2008. Часть девятнадцатая (Конец поста)

Oct 18, 2008 00:17

Продолжаю. Начало Поста


186: Ричард Линклейтер - Пробуждение жизни
Снотворное принимают для того, чтобы спать, но иногда его принимают, чтобы проснуться, когда человеку снится, что он не спит
(с) Нож для фрау Мюллер

Линклейтер - пожалуй единственный из современных американских "независимых" режиссёров, к творчеству которого стоит присмотреться. Я лично узнал о нём, случайно посмотрев A Scanner Darkly, весьма качественную и странную экранизацию Филиппа Дика. Тогда же и выкачал Пробуждение Жизни, поскольку оба фильма сделаны по одной технологии. Не так уж и оригинальной по сути, но весьма интересной. Короче, фильм был снят на видеокамеру, а потом раскрашен мультипликаторами. В результате получилось удивительное сочетание сюжета (вернее его отсутствия) и сновидческого видеоряда.
Главный плюс фильма - он очень качественно сделан. Главный минус -
он очень качественно сделан. В первом предложение ударение на качественно, во втором - на сделан. С одной стороны - это хороший арт-хаус. Свыше полутора часа диалогов и монологов на философские темы, в основном экзистенциализм и религия. Диалоги вполне интересные. Где то к середине фильма становится ясно, что это не просто набор идей, а вполне скомбинированный сюжет. Человек находится в необычайно длительном сновидении, каждое "пробуждение" на деле становится новым шагом в глубину сна, и все увиденные им во сне люди говорят ему о сне и жизни. Попутно размышляя, что видит человек в том последнем сне, который мозг переживает перед смертью.

Мой друг однажды сказал, что самая худшая ошибка, которую ты можешь совершить - это думать, что ты живёшь. В то время как ты всего лишь спишь в зале ожидания жизни... Самое главное совместить свои рациональные способности при бодрствовании с безграничными возможностями в своих снах. Если ты можешь это - ты можешь всё..

Визуальный ряд идеально накладывается на происходящее. Если бы это был просто фильм или просто мультфильм, то такого эффекта бы не возникло. Но в данном случае всё правильно, люди вроде живые, но беспрерывно меняются.
Однако повторюсь, это в первую очередь продукт. Качественно сделанный, продуманный, вылизанный... продукт. Не стоит ждать от этого фильма чего-то большего, чем отвлечённые умствования. Это просто хороший эксперимент, наглядно демонстрирующий возможности режиссёра. Хороший пример - диалог "Магический Момент", в котором Линклейтер слегка приподнял покров над своим кукольным театром. В диалоге два персонажа обсуждают философскую суть кино. И договариваются замолчать, что бы устроить в фильме магический момент.

Кино, в своей сущности,
это снимок реальности,
с которого, на самом деле,
снимается реальность.

Он рассматривает кино как
посредника в повествовании.

Но он чувствует что, мм...

что литература лучше
подходит на эту роль.

Ну, если ты рассказываешь историю
или типа байки -

"Этот парень заходит в бар
и видит карлика" -

это срабатывает лучше, потому что
ты представляешь себе этого
парня и карлика в баре.

Здесь появляется воображение.

В фильме этого нет,
потому что там конкретный парень...

в конкретном баре
с конкретным карликом...

конкретной высоты
и конкретного вида, так?

Ну, хм, как у Базена -
онтология кино...

должна рассматривать, ну знаешь...

- У фотографии тоже есть онтология.
- Верно,

только в кино ещё
добавляется время...

и этот больший реализм.

Итак, это про того парня...

в тот момент,
в том месте.

И, Базен, как христианин,

он, как бы верит этому, ну -

как в Бога и во всё остальное.

Для него реальность и Бог -
одно и то же.

И что кино на самом деле фиксирует -
так это истинного Бога, который творит.

Знаешь, вот прямо сейчас
Бог проявляется как всё это.

И если бы нас сейчас снимали,
то в кино это было бы...

как будто
Бог - вот этот стол,

и Бог это ты, Бог это я,
и он выглядит так же, как мы сейчас,

и говорит, и думает,
как мы думаем прямо сейчас..

потому что в этом смысле
мы все - проявление Бога.

Итак, фильм это видеозапись Бога
или лица Бога...

или постоянно меняющегося
лица Бога.

У тебя комар.
Убить его?

- Ты убил его.
- Убил?

Вот весь этот Голливуд берёт фильм

и пытается через него
рассказать историю.

Тогда берутся
эти книги или рассказы...

и потом, ну знаешь,

получается сценарий и пытаешься
найти кого-нибудь подходящего.

Но это глупо.

Это не должно быть
основано на сценарии.

Основой должен стать человек, объект.

И в этом смысле

они почти угадали с этой
своей системой звёзд...

потому что тогда фильм уже
о личности, а не об истории.
- Точно.

Трюффо всегда говорил, что
лучшие фильмы непреднамеренны.

Лучшие сценарии не делают
лучших фильмов...

потому что они имеют в себе
эту книжность,
рабом которой ты становишься.

Лучшие фильмы - те, которые
так по-рабски этим не стеснены.

Нуу...
Ну, я не знаю -

всё это "рассказывание"
кажется мне...

То есть повествование возникает
в кино из-за протяжённости
во времени.

В точности как в музыке.

Ты же не думаешь сначала
о сюжете песни, а потом пишешь её.

Это должно проистекать из мгновения.

Вот что есть в кино.
Только этот момент, сокровенный момент.

Ну, как этот момент,
он - сокровенный.

А мы упускаем его,
как будто он не сокровенный.

Мы выделяем, что вот одни
моменты - сокровенные, а другие...

они - не сокровенные.
Но вот этот момент - он сокровенный.
- Да. Верно.

А в кино можно это увидеть.

Мы можем выстроить кадр так,
что мы видим типа
"Ах, это сокровенный момент".

"Сокровенный, сокровенный, сокровенный"
кадр за кадром.

Но кто может так жить?
Кто может сказать "Вау, сокровенно"?

Потому что если я посмотрю на тебя,
на этот момент, как на сокровенный,

то я не знаю,
я наверное замолчу.

Ты будешь в этом моменте.
Сокровенном моменте - так?

Ага, но я буду открыт.

Я посмотрю в твои глаза
и заплачу...

и я почувствую всякое такое,
а это будет не корректно.

Тебе будет неудобно из-за этого.

Ты можешь и замеяться.
Почему обязательно плакать?

Ну, потому... Я не знаю.

Я склонен плакать.

Ну, давай сделаем это прямо сейчас.
Давай испытаем сокровенный момент.

И разговаривающие превращаются в облака. Хороший фокус.

В итоге фильм получил вполне престижные награды, к примеру он стал "Лучшим Фильмом" на фестивале в Венеции и получил награду американских критиков за лучший американский фильм.
поклонники стали писать целые эссе о сути данного кино
В широкий прокат впрочем не выпустили.

Резюме:
Неплохо, но далеко не такой шедевр, за какой его многие принимают.

187: Луис Бунюэль -  Симон Пустынник

Последний фильм Бунюэля, снятый им в Мексике перед возвращением в Европу. Не очень длинный, всего сорок минут. Но в сорок минут Луис смог вставить очень многое.
Итак, некая пустыня. В пустыне стоит столп. На столбе - человек. Время не указано, хотя ясно, что прототипом главного героя стал святой Симеон Столпник. Но Бунюэль снимает скорее притчу о гордости и религии, поэтому визуальный ряд очень условен. По хорошему условен.
Клаудио Брук играет человека, ставшего аскетом из неприязни к человечеству. И весь фильм состоит из его разговоров с приходящими к столбу людьми, начиная от монахов и заканчивая его собственной матерью. И бесконечным спором с Дьяволом, постоянно искушающим Симона. В этом фильме очень заметно, что Бунюэль, при всей своей ненависти к религии, был всё же воспитан в рамках католической традиции. Он крайне иронизирует над действиями Симона, но всё равно, чувствуется глубокое уважение автора к персонажу. Ещё меня, как большого поклонника ранних фильмов Бунюэля очень порадовали скрытые цитаты из Андалузского Пса и Золотого Века . Живущий в пустыне карлик немного напомнил Землю без Хлеба , но это уже не так явно, как пинок по ягнёнку и муравьи. Кстати, о карлике. Я конечно не могу утверждать, что Аррабаль снимал  И Я Поскачу Как Бешенный Конь имея в памяти этого именно персонажа, явно представляющего в фильме "природу", причём природу конкретно пустыни. Однако сходство этих фильмов доказывает, что Аррабаль и Бунюэль исходят из одной концепции.

Отличные актёры. Хорошие диалоги и визуальный ряд... и очень хороший финал. Симон принимает ещё более жёсткую аскезу. И к нему вновь приходит Дьявол. Но уже как победитель, игнорирующий все "охранительные" молитвы. И берёт его с собой на "шабаш". Шабашем оказывается современный город, вроде бы Нью Йорк, хотя это может быть и Мехико. Симон и Дьявол (кстати, забыл упомянуть, Дьявол в фильме женского рода) оказываются в баре, где играет очень неплохой гаражный сёрф. И Симон обречён на то, что бы сидеть и смотреть на ненавистных ему людей.
Кстати, музыку играет малоизвестная вне Мексики группа Los Sinners. Я потом поискал, композицию Rebelde radioactivo можно найти только на сборниках мексиканского сёрфа, психоделики и гаража. Причём даже там она вырезана из фильма, на фоне звучит диалог Клаудио Брука и, Сильвии Пиналь.
Резюме: Очень хороший фильм.

188: Георг Вильгельм Пабст  -  Дневник Падшей

Второй и последний фильм Пабста с Луизой Брукс. По уровню даже близко не приближается к великому Ящику Пандоры, однако у художников такого уровне даже неудачи интересны. К тому же в данном случае мы скорее имеем дело с нереализованным шедевром. У фильма были все предпосылки, и большинство элементов реализованы потрясающе сильно. Но не срослось, последние полчаса портят всё впечатление.

Итак, как ясно из названия, фильм посвящён такой замечательной теме как проституция. Фильмов на тему "Сонечек" с тяжёлой судьбой и золотым сердцем было снято море. Но Пабст, будучи весьма неглупым человеком, попытался полностью перевернуть привычные штампы. Брукс играет здесь 16 летнюю девочку, дочь аптекаря. И фильм буквально с первых кадров проводит одну тему, тему авторитарного общества, лицемерно проповедующего мораль одновременно с сексуальным эксплуатированием слабых. Отец Тимиан, благообразный аптекарь, имеет милую привычку соблазнять своих экономок. А потом выгонять их в случае непредусмотренной беременности. Фильм начинается с подобной сцены, которая происходит практически на глазах Тимиан, что вынуждает всех участников сохранять "благопристойность". Экономка уходит, отец принимает новую экономку. Все улыбаются. Всё прекрасно. И тут приносят мокрый труп предыдущей экономки.
Не удивительно, что в этом обществе Тимиан быстро соблазняет помощник аптекаря Мейнарт (поразительная роль Фритца Распа, он там выглядит по настоящему омерзительным). Девушка беременеет, но отказывается назвать имя отца. Совет семьи вскрывает её дневник, узнаёт имя... и оставляет всё как есть. Для Мейнарта, ведь это неприлично его выгонять за такую мелочь. А вот с Тимиан всё иначе. Новая экономка, весьма практичная, уже собирается выйти замуж за её отца, и ей совсем не нужен лишний человек в доме. Поэтому ребёнка отдают кормилице, а Тимиан отправляют в исправительное заведение для девушек. Вот в этом эпизоде Пабст превзошёл самого себя, он буквально предсказал будущий жанр WIP. Хотя я сомневаюсь, что в фильмах на тему девушек за решёткой часто встречаются такие сильные актёры как играющий директора Эндрю Энгельман (кстати русский, по крайней мере родился в Петербурге) и играющая его жену Валеска Гердт. Энгельман меня просто восхитил, такой убедительный психопат даже сейчас релко попадается в фильмах, а для немого кино его персонаж вообще уникален. Огромный, лысый тип с повадками ребёнка. Меня убил момент, когда он конфискует у пойманной девушки губную помаду (которая естественно запрещена), садится за свой стол, с улыбкой красит себе губы и рисует той же помадой в журнале надпись "Эрика Наказана" и пририсовывает сердечко... Линч со своими фриками просто отдыхает.
Девушка бежит оттуда, вместе с вышеупомянутой Эрикой. Ей помогает старый знакомый Николай Осдорф. Знакомый типа граф, но отец его выгнал из дома без средств, в связи с полной неприспособленностью к какому нибудь полезному труду. Андрэ Роане играет этого персонажа в откровенно комичном ключе, очень симпатичный и хороший паразит. Куда лучше окружающих его серьёзных людей. И эти беглецы находят лучшее место во всём Берлине. Единственный дом, в котором люди остались людьми. Бордель.
Именно в этом и заключается главный прорыв Пабста, он целиком переворачивает в этом моменте все привычные сопли на темы бедных проституток. И проститутки, клиенты, и хозяйка борделя у него показаны с симпатией и уважением. Насколько я знаю, первоначальным намерением Пабста было завершить этот фильм тем, что Тимиан поднялась в этом бизнесе и стала сама хозяйкой борделя. Но прокатчики категорически отказались как либо демонстрировать столь аморальный фильм. А Пабст вообще был довольно конформистским человеком. Достаточно того факта, что этот художник более чем левых и антифашистских взглядов в конце концов вернулся в ставшую Третьим Рейхом Германию. И снимал там фильмы по заказу Геббельса.
Поэтому я не буду рассказывать тут про последние полчаса фильма, которые сделаны тоже качественно в техническом плане. Но совершенно лицемерны.
Скажу одно, даже неудачные шедевры всё равно стоит посмотреть.
Резюме: Хорошо. Жаль, что только хорошо.

ПыСы
Небольшой отрывок из эссе Лотты Эйзнер про Луизу Брукс

Одним утром я отправилась в студию на окраине Берлина посмотреть на съемки “Дневника падшей” Пабста. В тот момент, когда я зашла в студию, как раз ставили свет. Пабст с нескрываемой гордостью представил мне актрису, которая играла главную роль. Молодая американка удивительной красоты сидела и читала книгу. К моему удивлению я обнаружила, что книгой этой был перевод сборника эссе Шопенгауэра.

Ну как её не обожать? ^__^

189: Хидеши Хино -  Морская Свинка 4: Русалка из Канализации

  Четвёртый фильм из довольно известной серии Za ginipiggu. Второй фильм, поставленный для неё Хидеши Хино, известным автором хоррор манги. Обычно считается лучшим в серии. Судя по всему - заслуженно.
Скажу сразу, я не испытываю особой любви к gore кинематографу. Вовсе не по причине какого-то ханжества, я как раз считаю показ насилия и секса вполне оправданным. Но мне кажется глупым делать фильмы, целиком состоящие из секса или насилия. Вышеперечисленные ингредиенты очень хороши в руках художника, но не стоит делать "блюдо" состоящее из одной приправы.
Однако к этому фильму Хино я давно присматривался. Просто сюжет по описанию довольно странный, причём по хорошему странный. И ещё меня позабавил разброс мнений, начиная с восхищённой рецензии Меренкова

Однозначно, это один из самых лучших и уж совершенно точно, наиболее серьезный, из всех фильмов сериала, который, не смотря на все свои отвратительные моменты, неуловимым образом притягивает к себе зрителя, на всю жизнь оставляя кровавый след в его душе. Этот эпизод Вы абсолютно точно не забудете, а это говорит о многом...

И заканчивая разгромным отзывом от Исканова:
Замышляя « ГаллюЦиноГеНнН» я не видел ни одного фильма из сериала «Guinea pig», только читал рецензии. Но его подача материала показалась мне крайне удачно и нетрадиционной. Всё было построено на графическом натурализме и сюрреалистических сюжетах. Как в серии «Русалка из канализации» где художник находит в канализации русалку и приносит домой, что бы написать её портрет…Ближе к финалу, он убивает её и расчленяет тело…. Всё просто как две копейки-но меня окрыляют такие сюжеты. В сюжете «Русалке из канализации» волшебное и реальное было сведено самым обыденным образом-в вонючем подземном отстойнике а романтический порыв художника, закономерно завершился кровавой баней. Окрылённый, я взялся разрабатывать ряд сюжетов для будущих фильмов подходящих под определение «ГаллюЦиноГеНнНости».
Смесь сказочного, гротескного, романтического и жестокого, помноженного на экстравагантность это достаточно сложно. Но именно таковой является концепция моего сериала. Кстати, уже после съемок фильма «Гвозди» я получил из США DVD с фильмом «Русалка из канализации» и был безгранично рад, что не видел его до того, как разрабатывал свою концепцию. В этом и другом фильме из сериала «Guinea pig»--«Он никогда не умирает», было по большому счету плохо всё… Слабая режиссура, практически полное отсутствие музыки, банальные эффекты, плохая операторская работа, хроническая нехватка световых или декоративных изысков. Как источники вдохновения-эти фильмы годились только в плохом пересказе


Так что посмотреть стоило. Чисто что бы составить собственное впечатление. Составил. Знаете что я скажу, дурак этот Исканов. Причём что ещё хуже - самовлюблённый дурак. По качеству съёмки, выдержанности атмосферы и общему впечатлению "Русалка" в десятки раз сильнее его вымученных Гвоздей. И бесконечно лучше так и не досмотренных мной до сих пор Видений Ужаса. Причём лучше именно по причине отсутствия его любимых "декоративных изысков".
Но если судить как собственно кино, то ничего сверхъестественного тут нет. Примерно пятьдесят минут "русалка" заживо гниёт в ванной, художник очень смешно этому ужасается и ещё рисует портрет вышеописанной тухлой рыбы. Гниение визуально сделано очень изощрённо, но не шокирует ни грамма. Поскольку очень ясно видно, насколько "эстетично" и старательно всё сделано. Ну нельзя шокировать человека видом сиреневого гноя. С другой стороны, я смотрел не для того, что бы меня шокировали, так что этот аспект только порадовал. Картина, которую рисует бедняга, не особенно понравилась. В Цветке из Плоти и Крови  визуальные аспекты были более завораживающие. С другой стороны видно, что для режиссёра привычнее не руководить съёмочным процессом, а сидеть и самому всё рисовать. Общее ощущение от происходящего действительно болезненное, воспевание распада, живо напоминающее про некоторые стихи Бодлера. С другой стороны, я как то не замечаю в этом ничего специфически японского. Может просто плохо знаю культуру. Русалок, кстати, в японской мифологии тоже нет.

Что действительно понравилось, так это финал, с его недосказанностью и двумя вариантами происходившего. Благодаря ему фильм можно рассматривать во первых как мистическую сказку (несколько патологического содержания) о о разрушении древних мифов. Согласно этому варианту Русалка была духом реки, которую загнали в канализацию. Второй, "официальный" вариант делает художника обычным шизофреником, свихнувшимся от тяжёлой болезни жены. И последние слова вполне подходят к обеим версиям.

Это результаты следствия.

Согласно отчету о вскрытии тела художник расчленил свою жену.

Она была на восьмом месяце беременности и на последней стадии рака живота.

Ребенок умер в утробе матери.
Художник упорно наставивал на убийстве русалки.

Согласно психологическому тесту, он был признан больным шизофренией и его госпитализировли.

Это результаты следствия.

В его ванной была найдена рыбья чешуйка.

Лаборатория Рыболовства Японии не смогла определить какой рыбе она принадлежала.

Резюме:
Странная вещь на один просмотр. Хотя мангу авторства Хино я бы с интересом почитал.

190: Хуан Лопез Моктесума - Особняк Безумия

Рассказ Эдгара По The System of Dr. Tarr and Professor Fether был экранизирован много раз. Первая экранизация была сделана ещё в 1913 году.
Мне лично этот рассказ показался не очень удачным, у Эдгара вообще хватает проходных текстов. Но я прекрасно понимаю кинематографистов, основная коллизия текста идеальна для экрана. Психи, захватившие власть в дурдоме, пир, в ходе которого нарастает напряжение... и финальный прорыв через окна измазанных смолой и перьями санитаров. Впрочем понятно, что точная экранизация этого текста будет небольшой, точнее лаконичной. Возможно первая экранизация была как раз такой, я её ещё не нашёл. Зато видел, что из этой идеи вывел Шванкмайер в Безумии . Поэтому я физически не мог пропустить другую, уже легендарную экранизацию данного рассказа.
Моктесума остался бы в истории кино уже как друг Ходоровски и один из продюсеров Фандо и Лиз и Крота. Но к счастью для всех нас, в семидесятые независимый театральный режиссёр Хуан Лопез Моктесума поставил три очень странных хоррора. Я лично его очень зауважал посмотрев Алукарду. И вот, наконец нашёл его дебют.
Как вы уже поняли, фильм является экранизацией Системы доктора Смоля и профессора Перро. Экранизацией, естественно, очень вольной.
Действие происходит во Франции. Молодой человек пишет статью про психбольницы, и для этого объезжает самые интересные из них. Вместе с ним едет его знакомый с сестрой, впрочем как раз им дурдома совсем не интересны, и они только согласны подбросить его до клиники доктора Мэйларда. Клиника представляет собой огромный замок, окружённый лесом и стеной. И незадачливых путешественников, проехавших внутрь ограждения, ждёт много интересного.
Если для Шванкмайера рассказ По стал основой для размышлений о тоталитаризме и анархии в целом, то Моктесума явно отталкивался от опыта 60 годов, с молодёжной революцией и соответствующими безумствами. Взбунтовавшиеся психи устанавливают у себя самую натуральную Временную Автономную Зону, некую смесь комунны художников с архаическим племенем. С одной стороны - полная свобода самовыражения, зачастую опасная для окружающих. Скажем кучеру и брату обитатели прилегающего к замку леса моментально набили морды, а сестру весело изнасиловали. С другой стороны - всем железно правит замаскированный под доктора Мэйларда сумасшедший Рауль Фрагонард. Впрочем я бы не назвал его сумасшедшим, скорее это тип философствующего преступника. Фрагонарда играет сам Клаудио Брук. И играет замечательно. Говорят, что Моктесума собирался пригласить на эту роль Питера Кушинга или Кристофера Ли, не уверен что даже они справились бы лучше.
Этот фильм цепляет вовсе не сюжетом. Его просто интересно смотрять, каждый кадр приносит что то новое. Конечно заметно, что это первый фильм, потому что действие иногда превращается в авангардный спектакль. Добавьте отличную операторскую работу Рафаэля Коркиди, оператора трёх первых фильмов Ходоровски, и весьма странные декорации Леоноры Каррингтон - и вы получите очень необычный фильм.
Резюме:
Может и не шедевр, но мне очень понравилось. Рекомендую.
 

Пабст, Бунюэль, Шванкмайер, кино, кино 2008, Ходоровски, Исканов, Ричард Линклейтер, Луиза Брукс, немое кино, Клаудио Брук

Previous post Next post
Up