136: Серджио Леоне -
За Пригоршню Динамита Собственно говоря я довольно слабо разбираюсь в "спагетти-вестернах". В своё время просмотрел в качестве необходимого минимума
За Пригоршню Долларов и
Однажды На Диком Западе, но глубже лезть не стал. И наверное не стал бы, слишком уж много других интересующих стилей, всё всё равно не посмотришь. Однако в последнее время у меня возникло одно предположение, пока ещё точно не сформулированное, о общем процессе в кинематографе конца пятидесятых и шестидесятых, который можно определить как стихийную волну натурализма(в его литературно-философском значении), резко изменившую основные жанры. И с этой точки зрения "спагетти вестерн" так же весьма интересен.
Одна проблема, Ложись, Придурок\За Пригоршню Динамита\Однажды Была Революция уже трудно назвать спагетти вестерном. Да и просто вестерном. Нет, начало исключительно сильное и жёсткое. Блестящая цитата из Мао (старик умел чётко формулировать), эпизод в дилижансе, почти сюрреалистический по своей силе, общее ощущение даже не классовой, а практически расовой ненависти. Если бы весь фильм продолжался в таком духе, я бы был от него в полном восторге. Но затем уже началась чисто постмодернистская оперетта, полная цитат и условностей. В принципе неудивительно, фильм должен был снимать Богданович, да и концепция судя по всему действительно основана на тексте Борхеса Тема Предателя и Героя, хоть и изменённой практически до неузнаваемости. В итоге этот фильм больше напоминает американское кино того периода. Это не делает его плохим фильмом, даже наоборот, посмотрел с удовольствием. Отдельные эпизоды просто великолепны, в первую очередь сцены террора, начиная с собственно массовых расстрелов и заканчивая тем сверхдлинным планом трупов. С другой стороны - "флешбэки" у меня лично вызвали раздражение, я имею в виду ирландские воспоминания. Слишком там всё слащаво, замедленная съёмка, улыбки, волосы колышатся... Выглядит пародией. Общая не реалистичность многих эпизодов так-же слегка испортила впечатление. Особенно момент с главой государства без охраны, убитым чуть ли не между делом.
Резюме:
Фильм не плохой, но я всё же ожидал большего. Пожалуй стоит просмотреть и пересмотреть раннего Леоне, ну и взяться за более экзотические имена в этом жанре.
137: Крис Маркер -
Взлётная Полоса Сперва немного теории...
Практически аксиома: кино возникло как вид искусства, передающее и главное фиксирующее движение. Развитие монтажа было именно эволюцией различных типов "образов-движения". Только после второй мировой войны в кинематографе началась "авторская волна", конкретно занявшаяся совсем другой проблемой, передачей через кинематографические средства "образа-времени". И, что интересно, эти эксперименты по реализации "хроносигнумов" ("Хроносигнум (точка или полотно): образ, в котором время перестает быть подчиненным движению и проявляется само по себе) зачастую выражались в статичности действия.
Жиль Делёз в своей эпохальной работе Кино: Образ-Движения. Образ-Время. проводил эту линию от Уэллса к "Неореалистам" и "Новой Волне". Ещё более чёткий пример - Тарковский, утверждавший что "время в плане должно протекать самостоятельно" и что "время в кинематографе становится основой основ, как звук - в музыке и цвет в живописи". По моему эта тема в конце концов выродилась в показушный современный арт-хаус, бездумно использующий прошлые наработки в рассчёте на призы критиков. Но изначально даная линия в кинематографе была более чем интересной.
А теперь про сам фильм.
Крис Маркер - документалист. Тем удивительнее тот факт, что именно им был снят один из самых ярких, на мой взгляд, художественных фильмов исследующих вопросы времени и памяти. Это уже практически и не фильм в его изначальном понимании, движения здесь попросту нет. Визуальный ряд представляет собой серию фотографий, иллюстрирующих рассказываемую за кадром историю. В этой истории люди живут в катакомбах под разрушенным атомной войной Парижем. И исследуют там способы путешествовать во времени, "так как космос уже недоступен". Главный герой отправлен ими в прошлое, где раз за разом знакомится с девушкой. Ключевой момент, к которому всё время возвращается действие - его странное воспоминание детства, о убийстве в аэропорту на взлётной полосе, незадолго до начала войны.
Да, это сюжет
12 Обезьян Терри Гиллиама, он и не скрывает что Взлётная Полоса была для него основным источником вдохновения. И если вы смотрели 12 Обезьян, то должны сразу понять, чью смерть наблюдал он в детстве...
Как снято? Гениально. Это действительно шедевр. Превращение фильма в набор кадров только улучшило визуальный ряд, проходных кадров попросту нет. Это всё же не реконструкция сгоревшего фильма по отдельным сохранившимся кадрам, это именно сознательное использование приёма. Причину такого эксперимента наглядно разъясняет эссе самого Маркера:
В моменты мегаломанских мечтаний нам свойственно рассматривать нашу память как своего рода книгу Истории: мы одерживали победу и терпели поражение в битвах, обретали и теряли империи. Или, по крайней мере мы - персонажи классического романа ("Что за роман моя жизнь!"). Более скромным, и, наверное, более плодотворным было бы рассматривать фрагменты памяти в терминах географии. В каждой жизни мы найдем континенты, острова, пустыни, болота, сверхнаселенные территории и terrae incognitae. Мы могли бы нарисовать карту подобной памяти, ибо образы более различимы (и более достоверны), нежели сказки и легенды. Если субъект этой памяти - фотограф и кинематографист, это не значит, что его память сама по себе заведомо интереснее памяти любого незнакомца (тем более - незнакомки), просто этот фотограф оставил следы, по которым можно вернуться, конуры для создания своих карт.
Вокруг меня - сотни фотографий, из которых большинство никогда не было показано (Уильям Клайн сказал, что,при скорости показа 50 кадров в секунду, полное собрание произведений самого знаменитого фотографа займет меньше трех минут). У меня есть обрезки пленки, отходы, которые фильм оставляет за собой, как хвост кометы. Я привез из каждой страны, которую посещал, открытки, вырезки из газет, каталоги, иногда - сорванные со стен плакаты. Моей идеей было погрузиться в этот водоворот образов, чтобы выстроить его Географию.
Моя рабочая гипотеза заключалась в том, что любая достаточно протяженная память структурированна гораздо в большей степени, нежели может показаться. Скопившись в достаточном количестве, случайные на первый взгляд снимки, открытки, выбранные согласно минутному настроению, начинают набрасывать маршрут, картографировать воображаемую страну, простирающуюся внутри нас. Приступив к ее систематическим исследованиям, я убедился, что, как в историях про пиратов, видимый беспорядок хранящихся в моей памяти образов на самом деле скрывает план. Целью этого диска было предложить "экскурсию" по некоей отдельно взятой памяти, в то же время предоставляя зрителю возможность собственной алеаторической навигации. И так, добро пожаловать в "Память, страну контрастов" - или же, как я предпочел ее назвать, в "Незапямятство" - Immemory.
Резюме:
Шедевр.
138:
Обезьянья Пыль Безусловно это самое интересное, что я видел за последние годы из мультсериалов. Для начала - это совсем не сериал. Это именно скетч-ком в его истинном значении. Есть утверждения, что это вообще первый анимационный скетч-ком. В России конечно этот жанр полностью дискредитирован чудовищными поделками (простите за выражение) Комеди-Клаба и (противно даже писать это название) Нашей Рашы. Но в случае Британии ситуация совсем иная, там скетч-комедия является старым и уважаемым жанром, развившимся ещё в бурные шестидесятые, на стыке национальной традиции абсурдисткого юмора и жанров водевиля и мьюзик-холла. Сперва в театре, благодаря
Кэмбриджской Рампе Затем в радио-шоу и на телевидении. Безусловная вершина жанра -
Летающий Цирк Монти Пайтон, ничего лучше не возникло за последнии сорок лет. И вряд-ли возникнет. Но Monkey Dust хотя-бы попытались...
В принципе использование анимации было характерно уже для Летающего Цирка, короткие мультфильмы Терри Гилиама были настоящим украшением шоу. Я лично не видел короткометражек лучше, там фактически одни шедевры. Однако Обезьянья Пыль при всём наследовании традиции в общем, явно полемизирует с классическими образцами. Стиль анимации от Монти Пайтон там стал полем для одной из самых жёстких пародий. В этом мультфильме вообще поиздевались буквально над всеми священными коровами.
Сейчас этим конечно никого не удивишь, за последнее десятилетие сложилась целая школа эпатажной анимации для взрослых. Но Обезьянья Пыль всё равно выделяется на фоне разнообразных продолжателей идей
Южного Парка. И в первую очередь - благодаря чисто британскому юмору. Но уникален и подход, мультфильм совсем не "авторский" в том смысле, который мы обычно вкладываем в это слово. Одних режиссёров на имдб насчитали 11 человек. Плюс восемь сценаристов. Понять кто из них что делал совершенно невозможно. Тем более что есть информация, будто сюжеты скетчей являются импровизацией.
Главный эффект - нелинейность. Буквально каждый персонаж выполнен в своей манере, что делает общую картину совершенно пёстрой. За серию сменяется с добрый десяток манер рисунка. Линейное время так же отсутствует, сквозные персонаж каждый раз словно начинают отыгрывать ситуацию с чистого листа, меняется лишь градус абсурда, нарастающий с каждым новым эпизодом. Здесь особо показателен Иван Добски, достаточно спокойные скетчи уже к финалу первого сезона превратились в нечто апокалиптическое по своей мощи. Вообще там полно отлично прописанных перонажей, от ячейки полностью интегрировавшихся в британское общество исламских террористов до прото гениального Paedofinder General (Да, это прямая пародия на классический хоррор
Witchfinder General)
(
1,
2, 3)
Резюме:
Очень необычный образец для своего жанра. Это трудно назвать авангардом в чистом виде, но это явно выпадает за рамки привычных представлений о мультипликации. Посмотреть онлайн и скачать эпизоды можно на этом вот
сайте Там отличная озвучка Парфёнова (наконец-то человек занялся делом, которое у него получается). Есть правда одно но, из русского перевода вырезали самого эпатирующего персонажа:(
139: Виргил Видрих -
Быстрый Фильм Вот, посмотрел наконец эту работу в приемлимом качестве. Она мне уже давно попалась
на ютубе , и снесла крышу от первого просмотра.
Впрочем Видриха я заметил уже после гениальной
Копировальной Комнаты Совершенно невероятная по силе короткометражка, наглядно показывающая, что ещё возможно создавать оригинальные технические средства для съёмок фильмов. Если кто не видел, там буквально каждый кадр фильма был распечатан и пропущен через ксерокс. Работа адская, но эффект стоит затраченных усилия. Быстрый Фильм решён в не менее оригинальной манере. Это буквальная выжимка из всей истории кинематографа, коллаж из тысяч фильмов. В принципе так и должен выглядеть идеальный блогбастер:)
Резюме: Отличное постмодернистское кино, снятое с искренней любовью к жанру. Я не оговариваюсь, это именно кино, мультфильмом подобное зрелище назвать трудно. Да и вообще, подобрать нормальное определение, такого слова походу ещё нет.
Официалый сайт 140: Фриц Ланг -
1000 глаз доктора МабузеПоследний фильм, который Ланг успел снят прежде чем почти ослеп и стал нетрудоспособен. Его трудно назвать шедевром в полной мере, мне лично последний период творчества Ланга всё же не очень близок. Но в любом случае фильм очень качественный и интересный.
Первое что бросается в глаза - большое количество цитат из двух первых фильмов. Вообще, эволюция образа Мабузе является одним из самых интересных феноменов в истории кинематографа.
Первый фильм.
Доктор Мабузе - Игрок . 1922 год, со всеми вытекающими для Веймарской Германии последствиями. Эра рассвета экспрессионизма. Для самого Ланга экспрессионизм всегда был лишь одним из художественных методов, он говорил что сюжет картины определяет стиль, а не наоборот. Но конкретно в этом случае Ланг создал почти эталонный экспрессионисткий фильм. Не скрывая своей дистанции к жанру:
Как Вы относитесь к экспрессионизму, Доктор?
Экспрессионизм - это просто способ занять время - почему бы нет?
Сейчас все просто ищут способ убить время!
Ну что ж, в таком случае, не откажетесь ли
вы от игры в покер?
Кроме экспрессионизма Ланг отразил в том фильме массовое увлечение концепциями позднего Ницше. И, хотя это более чем спорно, эпизоды в казино "Петит" на мой взгляд молгут быть инспирированы идеями Кроули;
"В казино Петит мы намерены удовлетворить все Ваши самые необычные пожелания в полном объеме.
В атмосфере изысканности и самых овременных интерьеров мы предлагаем Вам совершить
путешествие назад в Золотой Век, основной закон которого гласит:
"Все, что приносит удовольствие, - позволено!"
Сам Ланг очен многое прояснил про этот свой фильм в своей интереснейшей статье Китч-Сенсация-Культура и Кино (Kitsch-Sensation-Kultur und Film). В ней он, помимо всего прочего, высказывает свою концепцию кино как отражения происходящего момента в культуре. И вообще, эпохе.
Если же меня все-таки призовут перед лицом общественности высказаться по вопросам киноискусства в теоретическом плане, то я не задумываясь заявлю, что считаю кино точнейшим критерием нашей культуры. Мы считаем возможным реконструировать картину далекой эпохи по документам, сохранившимся в виде памятников архитектуры, произведений искусства, рукописей, причем основным критерием в оценке эпохи становится субъективная точка зрения исследователя. Будущие поколения смогут без труда воочию лицезреть наш хаотический век, когда он уже примет застывшую форму Они откроют коробку с законсервированной жизнью и посмотрят фильм. Ведь это же часть нашего времени.
И дальше он конкретно пояснил суть "Мабузе"
«Доктор Мабузе» - это и сенсация, и успех одновременно. Однако суть этого успеха заключается не в сенсационности как таковой, которая, кстати, здесь скромно отходит на второй план. Успех заключается в том, что фильм становится образом - или, точнее, документом эпохи. И тут мы касаемся еще одной, на мой взгляд, весьма важной закономерности киноискусства. Наивные сенсационные фильмы, такие, например, как американские вестерны, показывают нам современных людей в сказочной примитивности их чувств. Фильм как документ эпохи (разновидностью и отчасти предшественником подобного рода картин был «Доктор Мабузе») показывает - или, вернее, должен показывать современного человека с той же степью гиперболизации, как я пытался сделать это в «Нибелунгах». Не просто какого-то человека 1924 года, а именно человека 1924 года. Образ человека нуждается в подобной гиперболизации при изображении чувств и поступков даже тогда, когда сам он жалок и мелок. Он нуждается в пьедестале стилизации, так же как в этом нуждались прошлые века. Памятники ведь не ставят на голый асфальт: их поднимают над головами прохожих, чтобы придать им большую силу воздействия.
Второй фильм,
Завещание Доктора Мабузе блестяще продолжает эту линию, линию отражения сути эпохи. Внимательному зрителю он даст больше информации о умонастроении в Германии перед приходом к власти нацистов больше, чем десять исторических книг. Стиль резко изменнён, теперь это совсем не экспрессионизм. (Последним опытом и прощанием Ланга с данным стилем стал "М"). "Завещание Мабузе" скорее протонуар, прямой предшественник фильмов Ланга американского периода.
Образ самого Мабузе так-же резко изменился, теперь это не личность. Но и не безликая организация, как любят писать про этот фильм критики. Мабузе - текст. Поток идей, порабощающий своего читателя и переходящий из одного носителя в другого.
И вот - третий фильм. вновь чёрно-белый, хотя последние немецкие фильмы Ланга были более чем цветными, даже слишком ярко цветными. Но здесь основной цвет - даже не чёрный, здесь какая-то подавляющая белизна. Постоянный рефрен внешней слепоты персонажа скрывающей за собой всевидящее око тысяч скрытых камер, заставляет вспомнить то, что Ланг после того фильма перестал снимать по причине надвигающейся слепоты.
Ключевые эпизоды - повторяют эпизоды из первых двух фильмов, убийство в машине, взрыв в полицейском участке. Эпизод с спиритическим сеансом, где "ясновидящий" буквально пересказывает кадры с гипнозом из первого фильма...
Но это именно цитаты. Поясняю, во втором фильме Мабузе стал текстом, написанным обезумевшим доктором и прочитанным его психиатором. Мабузе третьего фильма - цитата из данного текста. Словно информационный вирус смог выйти из Веймарской Республики и пережить Рейх. До конца не ясно, кто прочитал дело доктора Мабузе, личность нового "доктора" так и не раскрыта. По простой причине, она никому включая режиссёра не интересна.
Резюме:
Очень хороший фильм. Последний ярус лестницы, перекинутой из эпохи киноэкспрессионизма в эру фантастических триллеров шестидесятых. Смешной аспект, у этого фильма вышли четыре продолжения, с названиями вроде
Луч Смерти Доктора Мабузе,судя по сюжету там Доктор стал чем то вроде Фантомаса:) Даже не знаю, качать ли их...