Народ, никто не знает, есть ли где-нибудь на русском текст этой статьи Сьюзен Зонтаг? Я имею в виду полный текст, то что выложено выглядит как то куце и сокращённо. Про тех же Нуба там вообще ни слова.
В глубине души, конечно, все понимают, что в таком искусстве, как у Рифеншталь, ставка делается на нечто большее, чем красота. И всё.
Текст Быкова на ту же тему выглядит на порядок сильнее и умнее.
Не сумев закончить ни одного фильма, она выпустила дюжину классических фотоальбомов -- негры, ритуальные пляски, маски, дикое звездное небо над Африкой, костры, копья; рыбы, глубины, симметричные, безупречно выстроенные кадры с кораллами, морскими змеями, гигантскими скатами... Триумф воли, на сей раз уже совсем другой воли, холодно и расчетливо создававшей бесчеловечный, дочеловечный мир.
В этом, мне кажется, и заключается загадка Рифеншталь: когда она снимала нацистов, негров или подводное царство -- все это были явления, по сути, одной природы. Это языческое, дохристианское и дочеловеческое искусство. Вот «Олимпию», допустим, сегодня высидеть невозможно: эти две части -- «Праздник народа» и «Праздник красоты» -- манипулируют мертвыми вещами. Безупречные тела атлетов манекенны, искусственны, все приемы -- при всей их изобретательности -- механистичны. Конструктор, да и только. Человек в этом искусстве не ночевал, его нет, он не учитывается. Есть безупречно красивая плоть мира: гора, атлет, коралл. Плоть, возведенная в ранг духа и о духе не подозревающая. Ведь именно с обожествления мертвых вещей начинался весь поздний немецкий романтизм, весь Вагнер, невыносимо моветонный и ослепительно величественный.
Бог Рифеншталь -- симметрия.
Символ -- кристалл. Она и сама тверда и холодна, как этот кристалл, и так же хороша, и потому-то ничто ее не сломило. Это такое искусство, по-своему великое, наверное. В нем нет места сомнению, сентиментальности, полутону. В нем есть величие, присущее, например, пейзажу. Или государству, на чей-то взгляд. Подписываюсь под каждым словом, блестящий анализ. Так по ссылке ещё очень познавательное интервью Лени.