Просмотренное за 2008. Часть одинадцатая (Начало поста)

May 12, 2008 12:54





Как ни странно, в этот раз большинство фильмов оказались либо французскими, либо как то связанными с Францией.
В том числе и ещё пара работ Старевича. Для пропаганды творчества этого прекрасного человека выкладываю на яндекс-диск его мультфильм Старый Лев, о котором уже недавно писал.
Пост получился слишком большим, разбиваю на две части

101: Клод Шаброль - M
Шаброль вообще-то неплохой режисёр, по крайней мере Nada у него получилось здорово. И когда я увидел его короткометражку на тему шедевра Ланга то сразу скачал, чисто оценить очередной образец постмодернисткой игры с классикой. Оценил...
Что могу сказать, самое хорошее - он идёт всего тринадцать минут. Больше достоинств не видно. Больше всего происходящее напоминает старый анекдот про Рабиновича, напевшего соседу арии Карузо, из чего стало ясно что у карузо нет ни слуха ни голоса.
Действительно постмодернистская игра, точнее сказать - карикатура. Ланг, что не говори, один из уникальнейших гениев в истории кино, да и вообще в истории искусства, и любая попытка даже имитировать его стиль сразу выглядит профанацией.
Шаброль же похоже даже не пытался признаться в любви, в противном случае он бы хоть попробовал как то обыграть лучшие аспекты фильма, вроде уникальной работы со звуком, когда в почти абсолютной тишине выделяются разговоры, редкие шаги и насвистываемая мелодия. Или попробовал бы заострить внимание на том, что Ланг оставил недосказанным. Ребята из студии "Алибастер" делают подобные римейки фильмов, акцентируясь на одной фразе или эпизоде, получается здорово. Шаброль же здесь откровенно халтурит, похоже он сам не понимал,нафига это снимаетSmile Или может понимал, что чушь выходит, но не смог отказать продюссеру.
Опять же актёрская игра, я понимаю что Морису Ришу не терпелось повторить ключевой монолог, это же реально текст уровня "быть или не быть", только не такой затасканный. Но когда Риш произносит:

Да что вы можете понять!
Вы сами все убийцы и воры!
Вы сами избрали этот путь!
Вы свободны сделать иной выбор!

То видно только то, что он в подмётки не годится Петеру Лорре. Там - жуть, здесь - ералаш какой-то. В итоге лучший кадр фильма - это тот монументальный эпизод из оригинального "М". Можно считать что это диагноз.

102: Рене Лалу - Властелины Времени

Долго же у меня этот мультфильм лежал. Дикую Планету я ещё зимой посмотрел, понравилось, хоть и с оговорками. Но для этого мульта всё никак не мог подобрать соответствующего настроенияю

Классика. Ровно на один просмотр. Неплохо, но не отлично.
Очень понравились безликие ангелы на Гамме 9, хороший образ для "Однообразия". Понравилась также планета Пердида (Хорошее название:)
Музыка безликая, даже больше чем ангелы, совершенно не вставило. Персонажи... не сопереживаешь практически никому, разве что ребёнку. Покоробило то, что инопланетяне мыслят и ведут себя совершенно как люди, особенно это заметно на примеры пузырей телепатов.
Сюжет, как и в Дикой Планете несколько бессвязен. Может это проблема экранизации? Невозможность вместить в хронометраж сюжета книги. В любом случае сами книги читать не охота. Впрочем финальный финт ушами, с путешествием в прошлое и судьбой мальчика всё же порадовал своим лихим абсурдизмом. Хотя я смутно подозревал что-то подобное.
И что самое главное - художник. Планету рисовал Ролан Топор, человек может и не гениальный, но точно временами близкий к этому состоянию. манера рисунка у него получилась исключительно своеобразной. 90 процентов удовольствия от просмотра Дикой Планеты - на счету Топора, завораживающие кадры получились. Здесь же рисует Мебиус. Возможно он и хороший автор комиксов, хотя я ни одного не видел, но как художник он Топору в подмётки не годится. ни одного кадра не захотелось сохранить как скриншот.
Короче - неплохо, но Гаданахар качать не буду

Да, кстати, забавный факт:
Первый раз я про этот мультфильм прочитал давным давно, ещё в конце девяностых, в старой злобной Лимонке. Рецензия была как минимум забавна:

О чем этот мультфильм? О безмятежности счастливого действия, о будущем без гуманизма и плюрализма. Здесь нет излишнего накала и смешных архизлодеев. Просто летит себе через всю Галактику космолет на помощь ребенку. Мужчины мужественны, женщины женственны (недаром ходят дикие слухи о вырезанной получасовой порносцене), а дети не палят из бластеров. И потомок падшей династии принц Матон, за которым гонятся Межпланетные Реформаторы, адепты Нового Мирового Порядка в будущем, бросит вызов безликому Однообразию. Это мультфильм для нас. Нужно верить, что вновь прилетит Властелин Времени, повернет своё Колесо, и дети вырвутся из зубов микки-маусов и черепашек-ниндзя. А пока… “Жафар, я вызываю Жафара. Планета Пердида, шестьдесят третий сектор, 6 часов 50 минут”.


Через некоторое время автор рецензии окажется сторонником новго президента и юным помошником ФСБ. На процессе в Саратове он будет давать показания против Лимонова. Сейчас он в активных единоросах, в профиле его блога стоит скриншот с ангелами Однообразия. И целое рассуждение о серости как пути философов и воинов:)
103: Жорж Мельес - Чёрный Бес
Четыре минуты абсолютного восторга. Раньше я этот гениальный примитив видел только в ютубовском качестве. Но недавно заметил на синемагедоне, и моментально выкачал.
Мужик приходит в "нехороший номер" в отеле, где над ним начинает всячески издеваться чёрт. Чёрт просто прекрасен, жаль, что Мельес не снял какой нибудь фильм о путешествии в ад, населённый подобными созданиями. Издевательства тоже прекрасны, Мельес снова показал свой природный талант к спецэффектам, полтергейст у него получился отличным. Особенно хорош номер со стульями. Вообще в эти счетыре минуты вложено достаточно, редкий современный полнометражник столь смешон и энергичен. Финал, в котором обезумевший постоялец громит номер, уверенный что тушит пожар, вообще доказывает что именно Мельес первым показал разницу в восприятии реальности психом и нормальным человеком. Задолго до Безумия Доктора Тюба и Кабинета Доктора Калигари
Гениальный фильм. Мельес вообще велик во всех отношениях.

104: Владислав Старевич - Лилия Бельгии
Поразительно, насколько жалкой, сопливой и сусальной выглядит российская пропаганда времён Первой Мировой. Я как то видел в нашем Военном Музее подборки открыток, французские - стильные и лёгкие, а на русских солдаты выглядели рождественскими пупсами, пухлыми и румяными. Омерзительное зрелище, особенно если знать, в какую мясорубку людей этими открытками завлекали.

Лилия Бельгии - это редкий пример того, как общий слащавый стиль пропаганды вступил в столкновение с талантом Владислава.

Начало ужасно. Маленькая девочка, с лицом имбецилки, бегает по лугу с цветами и косулями. Она находит там цветок, и несёт его к деду, столь же слащаво-благообразному. И дед начинает ей рассказывать "сказку". Титры написал некий Марков, и это прекрасный пример того стиля, над которым так издевался Саша Чёрный.
Дама, качаясь на ветке,
Пикала: "Милые детки!
Солнышко чмокнуло кустик,
Птичка оправила бюстик
И, обнимая ромашку,
Кушает манную кашку..."(с)

Тут правда не дама, а МарковЪ, но принципиальной разницы я лично не замечаю.
С другой стороны, собственно мультфильм Старевича на несколько порядков сильнее и вступления, и титров. История того, как орда злобных, просто поразительно сделанных жуков пытается пробиться через территорию "лилии", а кузнечики, лягушки и некие человечки из шишек устраивают партизанскую войну сделана просто отлично. Можно даже сказать - жёстко. Чёткие детали, всё хорошо продумано и выполнено. В принципе если вырезать из Лилии только мультпликационную часть - то мог получится очередной шедевр. А так - максимум неплохо.

105: Жан Люк Годар -
Альфавиль.
Холодная и ироничная пародия на антиутопии. Немного скучновато правда, но это нормально для "Новой Волны", поэтому не является минусом. Главный плюс - стильность и общий абсурдизм происходящего. Мне показалась гениальной сама идея снимать тоталитарное государство некого абстрактного будущего без бластеров и рабов в серебристых костюмах, просто в обычной одежде и обычном интерьере середины 60-ых. Тем более что фильм не смотря на внешнюю "халтурность" по сути совсем не глуп. Подробнее можете посмотреть в отличной статье известного левака Александра Тарасова Годар как Вольтер

hНо в том же самом рубежном 1965 году Годар совершил прорыв в новое кино, в новую эстетику - своим знаменитым фильмом "Альфавиль".

Фильм этот по ошибке был зачислен в "антиутопии". Видимо, французская критика и французский зритель ощущали в антиутопии сильную потребность. Но настоящая антиутопия появилась на французских экранах лишь в следующем - 1966 - году. Это был фильм Франсуа Трюффо "451 по Фаренгейту".

"Альфавиль" же был антиутопией лишь по внешним признакам и в последнюю очередь. На самом деле это была пародия на антиутопию и - одновременно - пародия на "крутой" шпионский боевик a la Джеймс Бонд.

Дело в том, что в середине 60-х годов Годару было, безусловно, неинтересно ставить классическую антиутопию в духе Замятина, Орвелла и Олдоса Хаксли. Их идеи к тому времени были давно переработаны западной общественной мыслью и включены в "канон". Вот над этим-то "каноном" Годар и издевался.

Тоталитарная утопия в его фильме была не страшной, а чудовищно глупой, и глупо побивалась глупым противником.

Пародия была во всем. Во-первых, было совершенно непонятно, где разворачивались события - на Земле (и если на Земле, то где) или на другой планете (при том, что время действия высчитывалось элементарно - 1995 год). С одной стороны, герой вроде бы прилетел в Альфавиль "из других галактик", а Альфавиль был назван в фильме "столицей этой галактики"). С другой стороны, "галактика" Альфавиля была смехотворно сужена - в нее не входили Париж, Токио (в фильме именуется Токио-рама: пародия на распространенный в фантастике термин "видеорама") и Нью-Йорк (в фильме: "Нуэва-Йорк"). И вообще, кажется, вся остальная земля (кроме Альфавиля) объединилась в одно содружество (именуемое в Альфавиле "внешними странами") в духе идей конвергенции, так как главный герой фильма - Лемми Кошэн - прибывал в Альфавиль под характерным именем Ивана Джонсона, корреспондента газеты "Фигаро-Правда".

Сам Лемми Кошэн тоже был пародией, причем доведенной уже до нелепости. Лемми Кошэна Годар не изобрел - ни персонажа, ни его имени, ни актера, ничего! Лемми Кошэн - это подлинный герой серии третьесортных полицейских фильмов 40-х - 50-х годов, где его неизменно играл тоже третьесортный актер Эдди Константэн. Именно этого же Эдди Константэна Годар и снял в "Альфавиле" в роли Лемми Кошэна! Но это тоже не все. Лемми Кошэн - это, собственно, герой детективных романов английского писателя Питера Чейни: полицейский инспектор Лемми-Осторожность (Lemmy-Caution; Lemmy the Caution), то есть "Кошэн" - это не фамилия, а прозвище; и, заставляя всех в Альфавиле говорить "месье Кошэн", Годар попросту издевается над средним французом, который, как известно, не любит учить языки. Кстати, "Осторожностью" инспектор Лемми был прозван потому, что сначала стрелял, а уже потом выяснял, что, собственно, привлекло его внимание. И в фильме Годара он вел себя точно так же: в отеле чуть ли не с первых шагов палил из пистолета в прислугу, дырявя двери и зеркала, а в страшном угрюмом тоталитарном Альфавиле, управляемом безжалостной машиной, каравшей даже за малейшие проявления эмоций, никому, конечно, и в голову не пришло хотя бы отнять у него пистолет!

Фильм вообще перенасыщен издевками над "массовой культурой". Лемми Кошэн именуется в фильме "агентом 003" - это уже откровенная пощечина Джеймсу Бонду, отставшему на целых четыре ранга. Даже самый фильм начинается с пародийного закадрового голоса Лемми Кошэна: "Было 23 часа 17 минут по среднеатлантическому времени, когда я прибыл в предместья Альфавиля. Случается так, что реальность оказывается слишком сложной для нормального восприятия, и тогда она принимает форму легенды, путешествующей по всему миру". Это - откровенное пародирование стилистики "джеймсбондовских" романов, где герои без конца сбиваются с языка военных репортажей на псевдофилософские рассуждения.Фильм щедро оснащен шаржированными атрибутами "масскульта". Он был так хорошо замаскирован под "триллер", что даже многие критики купились. Для потребителя боевиков тут все понятно и узнаваемо. Если уж показывают здание, где расположился злой правитель Альфавиля - электронный мозг Альфа, то непременно с бесконечными коридорами, с закрытыми дверями (так и ждешь, что из-за угла выйдет Штирлиц); если уж показывают главного жреца Альфы, то зовут его, конечно, фон Браун (как Вернера фон Брауна, про которого зритель хоть краем уха, да слышал) если уж Альфавиль - порождение "науки", то и улицы там называются, конечно, улица Энрико Ферми или улица Радиации (если обыватель не вспомнит, что Энрико Ферми - физик-ядерщик, то уж "радиация"-то его проймет наверняка!).

Штамп в фильме наезжает на штамп - с назойливостью, доходящей до гротеска. Если у "злого гения" фон Брауна есть дочь, то она, конечно, подсылается к Лемми Кошэну и, разумеется, влюбляется в него (это в обществе, где любовь и вообще эмоции неизвестны - представления о них смыты Альфой из мозга своих подданных!); сам фон Браун (тоже типичный персонаж комиксов и масскультовской фантастики - "сумасшедший ученый") оказывается элементарно доступен, и Лемми Кошэн убивает его без всяких сложностей, а уж всесильную Альфу-то бравый агент 003 побеждает, в два счета, загадав ей неразрешимую загадку. И т.д., и т.п.

Годар высмеивает в этом фильме не только современную "массовую культуру" - суррогат духовной пищи, призванный, занять время и, упаси бог, не побеспокоить голову. Он высмеивает еще и ставшее уже привычным в руках у правых пугало "тоталитарной антиутопии". Предельно технизированный тоталитарный мир оказывается на поверку "бумажным тигром", разваливается от столкновения с живым человеком (даже таким идиотом, как Лемми Кошэн) - подобно тому, как карточная Страна Чудес разваливается от столкновения с живой Алисой. Это подчиненная, идеологическая задача - разгипнотизировать тех, кто зачарован уверениями, будто революционное действие неизбежно ведет к установлению непобедимой тоталитарной деспотии.

Но поскольку действие "Альфавиля" разворачивается все-таки в антиутопии, есть смысл присмотреться к этой антиутопии повнимательнее. Здесь не все так очевидно, как кажется. Ну, хорошо, номера на теле - от Бухенвальда и Освенцима, ежедневно меняющийся словарь - от Орвелла, но вот откуда такое внимание к вопросам языка, чисто лингвистическим конструкциям? Почему обитатели Альфавиля постоянно пользуются фразами-заклинаниями, да еще и содержащими в себе явные логические противоречия ("Я чувствую себя хорошо, спасибо" говорят, например, в Альфавиле вместо "Здравствуйте" и "К вашим услугам")? Что за странный текст вкладывает Годар в уста Альфы - текст, который отрицает реальность и ценность прошлого и будущего и сводит жизнь только и исключительно к "настоящему"?

Именно это поучение Альфы и является ключом. Только из него и можно догадаться, что построенная Годаром декорация антиутопии - это уже не антиутопия Орвелла и Замятина, а антиутопия Маркузе. Весь этот пласт фильма - явная популяризация только что (в 1964 году) вышедшей книги Маркузе "Одномерный человек". Это именно одномерное индустриальное общество, нарисованное Маркузе в своей книге, сводит реальность до настоящего, создавая тем самым между ним и будущим "пропасть". Вот в этой "пропасти" и живут обитатели Альфавиля. Значит, это уже не будущее, это - вечное настоящее, это, говоря откровеннее - современный Годару мир. И именно в этом мире, строго по Маркузе, "авторитарные" (ритуальные, магические) противоречия заменили в языке "живые" - это, собственно, метод подавления подлинных, диалектических противоречий, заложенных в самом языке, "протестующих сил самого языка". Именно в Альфавиле, строго по Маркузе, Наука под знаком Разума с помощью Техники выступает в качестве поработителя. Прошедшим мозговую перестройку ("излеченным") жителям Альфавиля навязаны ложные потребности, и в то же время у них "эффективно подавлены потребности, для удовлетворения которых необходима свобода" - любовь, например.

Фильм Годара, таким образом, содержал еще одну "скрытую диверсию": он в неявной форме пропагандировал последние достижения леворадикальной философской мысли.

106: Мэл Гибсон - Апокалипто
Хотя я совершенно не доверяю всему современному Голливуду, да и вообще всему современному, но пропустить этот фильм я всё же не мог. Слишком интересует культура Майя, во всех её аспектах. Посмотрел. Теперь всерьёз думаю, стоит ли записывать, ибо фигня полнейшая, по всем параметрам.
Нет, сперва смотрелось интересно. Вполне аутентичные майянские морды (их дедушки вполне могли сниматься у Эйзенштейна в прологе к Да Здравствует Мексика!), незнакомый язык (интересно, местные релизеры его с сурдопереводом пустили?), татуировки, одежда... Действительно интересно. Но потом началась такая, блядь, голливудчина, что просто полный аллес. Во первых - эта идиотская эсхатология, да, майянская культура к приходу конкистадоров уже сильно деградировала, но... Даже весьма жёстокий к аборигенам Диего Де Ланда, лично уничтоживший на аутодафе большинство имевшихся в доступе рукописей и ритуальных предметов Майя всё равно в своём подробнейшем Сообщении О Делах в Юкатане описывает совсем другую жизнь. Не скажу, что Гибсон всё переврал, но "идеологическая направленность" фильма очевидна. Да, кровавая была цивилизация, но европейская тех лет была не менее кровавой.
Другая проблема - сюжет. Это полный пиздец, я за последнее время вообще забыл про штампы голливудских фильмов. Уже на затмении я начал просто хохотать (Майя были хорошими астрономами, и уж что что, а солнечное затмение было хорошо известным для них явлением), этот жрец, стилизованный под Муссолини только добил впечатление. Не говоря уже про основного злодея, дико похожего на Гитлера. Вообще чёткое разделение на "хороших" и "плохих", поразительная предсказуемость событий и ещё более удивительная живучесть "хороших" привели к тому, что всю вторую часть фильма я просто хохотал. Когда истыканный стрелами доблестный индеец Лапа Ягуара бегает сутками, в том числе обгоняя пантеру, прыгает с водопада и вообще изображает смесь Ван Дама с Чаком Норрисом... А если вспомнить, что в яме его ждёт беременная жiнка с сыном, по имени Быстрая Черепаха... Под конец мы просто делали ставки, кто точнее угадает следующую сцену. И при каждом бое болели за его противников, вдруг совесть у режиссёра проснётся и главгерой всё же сдохнет наконец.
Финал, с использованием сразу двух классических приёмов, "ружья на стене", в роли которого выступила ловушка для тапиров из начала фильма, и "бога из машины". в роли которых выступили хорошие белые католики, наконец приплывшие на истёрзанную глупыми язычниками землю, полностью усугубил впечатление.
Нельзя фанатичным христианам снимать про другие культуры. У коммуниста Эйзенштейна получилось в тысячи раз достовернее.
Нет, технически всё неплохо сделано. Но вывод прост, пусть Мел Гибсон экранизирует жития святых, в первую очередь мучеников. Мясорубка у него красиво получается.

107: Орсон Уэлс - Сердца Века
Странно, у меня в несмотренном лежат интереснейшие по концепции фильмы Уэлса, а я уже третий, если не четвёртый раз пересматриваю The Hearts of Age. Вроде ничего сверхособенного, просто эксперимент. Но почему-то хочеться пересмотреть, надеясь заметить что-то, что прежде ускользнуло.
Больше всего меня поражает чудовищная разница между "Сердцами" и Гражданином Кейном Ничего общего, вообще. Я очень люблю смотреть дебюты, так вот, обычно в дебютах всё же видна основа для будущих работ режиссёра. Здесь всё совершенно иное. И интересно иное.
Сам Уэллс в интервью про этот фильм говорит со снисходительностью...
К. Вы заговорили о проблемах возраста, времени; случайно ли, что ваш самый первый фильм вы назвали «Сердца века»?
О. У. О, конечно. Абсолютно случайно. Это была шутка. Я хотел сделать пародию на первый фильм Жана Кокто. Вот и все. Мы его сняли за два часа, забавы ради, в воскресенье после полудня. В нем вообще нет никакого смысла..

И дальше в том же интервью весьма жёстко прошёлся по сюрреализму в целом.
К. Но все же название очень красиво...
О. У. Это можно сказать о названиях всех сюрреалистических фильмов. Они прекрасны... Но абсолютно бессмысленны! Впрочем, я никогда не придавал большого значения сюрреализму, хотя у меня было много друзей-сюрреалистов и я, например, восхищаюсь Бретоном и Бунюэлем. Но я не люблю сюрреализм. Это что-то «шикарное», как журналы мод, забитые рекламой. Это грезы, которые продаются на вес..


Ничего удивительного, Уэллс вообще был по хорошему консервативным новатором. Но всё же остаётся чувство, что он что-то не договаривает. Ну не похож его дебют на Кокто, вообще не похож. Ни под одним ракурсом. Он вообще ни на что конкретное не похож. Единственная ассоциация у меня - карандашный набросок. Абсолютно белый фон, засвеченная плёнка словно картон, и персонажи, словно нарисованные грубыми мазками. В первую очередь благодаря действительно гениальному гриму, я там даже самого Уэллса не узнал.
Подозреваю что скоро опять потянет пересмотреть.

ПРОДОЛЖЕНИЕ И КОММЕНТАРИИ ЗДЕСЬ

Фриц Ланг, Клод Шаброль, Годар, Дрейер, Старевич, Лимонка, Орсон Уэлс, Рене Лалу, кино, кино 2008, Мельес, мультфильм, Акопян, Тарасов, немое кино, Антонен Арто

Previous post Next post
Up