Просмотренное за 2008. Часть шестая

Mar 10, 2008 08:38





В этот раз половину просмотренного составили разные короткометражки. В основном немые.

51: Ллойд Кауфман -  Гражданин Токси: Токсичный Мститель IV

Настоящее разочарование. Вообще я люблю Трому восьмидесятых, их стиль поразительно свободен. Очень живое кино. И первый The Toxic Avenger - один из моих любимейших фильмов в жанре. Идеальный комикс. Поэтому, а так-же благодаря апологической рецензии на культсинеме я действительно ждал от четвёртой части многого. И круто обломался, фильм оказался вымученно эпатажным, с явной фиксацией на гомосексуализме и человеческих испражнениях.
Что понравилось:
Эпизод с головой негра. Злой Кабукимен (Охренительный персонаж, стильный и угарный. Впрочем "добрый" Кабукимен выглядит оскорблением замечательного фильма раннего Кауфмана). Плюс один очень хороший эпизод с "человеком-коровой", разделывающим людей на хот доги. В итоге набралось на одну отличную сцену, где участвуют все перечисленные, это где-то минут десять в лучших традициях Тромы...
Ну ещё негры фашисты были неплохи.
Что не понравилось? Всё остальное.
 Аналогии с Гражданином Кейном , кстати, тоже неудачны.

52: Эстебан Сапир - Антена
Пожалуй это можно считать открытием. Сапир - аргентинский оператор и специалист по спецэффектам, снявший до этого в качестве режиссёра лишь один фильм "Мелкий порошок" (Picado fino), вроде короткометражный. И то это было десять лет назад. Ну ещё он снял что то для Шакиры :)))
Тем удивительнее увидеть столь хорошую работу.
Очень стильный образец современной стилизации под немое кино. Прямые цитаты из Ланга и Мельеса, хотя по настроению это скорее ближе к Гаю Мэддину и Жене/Каро периода Города Потерянных Детей По крайней мере в их фильмографии La Antena смотрелась бы очень естественно и явно считалась бы одним из лучших фильмов.
Хорошая музыка, отлично сделанные титры, вплетённые в ткань фильма как естественная часть. Шлем с надписью СССР на слепом ребёнке. Этот же ребёнок, приделанный к могендавиду для противодействия "плохим", укравшим его мать для очень коварных целей. (Мать, кстати, к свастике привязали).
И главное - очень выдержанная атмосфера. Я не знаю, стоит ли считать Антену образцом новго аргентинского кино, но к самому режиссёру стоит присмотреться повнимательнее, похоже у чувака большое будущее.

53: Жермен Дюлак -  Священник и раковина
Дико жаль, что Антонен Арто практически не реализовался в кинематографе. Хотя он довольно активно снимался, но сам не снял ни одного фильма. И в качестве сценариста выступил только один раз, в этом конкретном фильме.
Судя по фильму Дюлак - интересный и своеобразный автор, в моём списке наиболее интересных режиссёров женщин явно добавилось ещё одно имя. Очень понравилась обыгрывания образов разбитого стекла и воды. Момент с линиями, появляющимися на лице Генерала тоже крут. Если сравнивать с Андалуским Псом , то пёс сильнее, поскольку более плотный и собранный. Но это не делает работу Дюлак менее радикальной и новаторской.
И ещё про Арто. Антонену фильм совсем не понравился, он даже устроил с соратниками скандал на премьере. Обычно про эту историю пишут в таком формате, будто Арто банально обиделся на то, что не ему поручили главную роль. Может и так, но мне более близка интерпретация, высказанная Жилем Делёзом:
Случай Арто следует изучить подробнее, ибо похоже, что он имеет определяющую важность. Ведь в течение краткого периода,, когда Арто верил в кинематограф, этот драматург, на первый взгляд, занимался великими темами образа-движения в его отношениях с мыслью. Он прямо сказал, что кино не должно натолкнуться на два рифа, на абстрактное экспериментальное кино, развивавшееся в ту эпоху, и на насаждавшееся Голливудом фигуративное коммерческое кино. Арто заявил, что кино связано с нейрофизиологическими вибрациями и что образ должен произвести шок, нервную волну, от которой родится мысль, «ибо мысль есть такая матрона, которая существовала не всегда». Мысль не может функционировать иначе, как рождаясь; она всегда представляет собою повторение собственного рождения, таинственного и глубинного. Отсюда Арто сделал вывод, что объектом образа является функционирование мысли, а функционирование мысли служит подлинным субъектом, подводящим нас к образам. Он добавляет, что греза, в том виде, как она встречалась в европейском кино, вдохновленном сюрреализмом, представляет собой интересную аппроксимацию, но для этой цели ее недостаточно: греза - чересчур легкое решение «проблемы» мысли. Кроме того, Арто верит в то, что кино можно приравнять к автоматическому письму, при условии, что автоматическое письмо вовсе не означает отсутствия композиции, а имеет в виду некий высший контроль, объединяющий критическую и сознательную мысль с мыслительным подсознанием: это духовный автомат (весьма отличающийя от грезы, где цензура, или подавление, объединяется с импульсивным подсознанием). Он добавляет, что его точка зрения сильно опережает свое время, что он рискует быть недопонятым - даже сюрреалистами, о чем свидетельствуют его отношения с Жерменой Дюлак, в свою очередь колеблющейся между абстрактным кинематографом и киносновидениями*.

*
Все эти темы разрабатываются в III томе сочинений Арто. По поводу «Раковины и священника», единственного сценария Арто, который был осуществлен (Жерменой Дюлак), автор его говорит (р. 77): специфика кино состоит в вибрации, напоминающей «тайное рождение мысли»; это «может быть сходным и родственным с механикой сновидения, не будучи на самом деле, таковым»; это «чистая работа мысли». Отношение Арто к фильму Жермены Дюлак возбуждает массу вопросов, проанализированных О. и А. Вирмо (Virmaux), «Les surrealistes et le cinema», Seghers. Арто постоянно напоминает, что это первый сюрреалистический фильм, а также упрекает Бунюэля и Кокто за то, что они довольствовались присущим сновидениям произволом (р. 270-272). Похоже, что его упрек в равной степени касается и Жермены Дюлак; ему не нравится трактовка «Раковины и священника» как просто грезы.

54: Роберт Уайз -  День, когда Земля успокоилась
Хорошая НФ старого образца. С большой летающей тарелкой и замечательным робАтом кирдыкуном. Всё очень интеллигентно и старомодно, сейчас таких фильмов не делают.
Впрочем мне, как человеку чертовски далёкому от пацифизма взгляды этих инопланетян показались совершенно либерально-фашизоидными, в духе классической идеи  "соберём всех хороших и поубиваем плохих". Аристократичность и интеллигентность Клаату вполне логична, посол и должен быть таким, но это ничего не говорит о системе которую он представляет. (Кстати, при просмотре я сразу решил, что актёр играющий пришельца - не американец. И точно, в Йоркшире родился, в Йоркшире помёр). Самое логичное продолжение фильма - роботы кирдыкуны потом прилетают и мочать всех, кто проявляет хоть какую-то агрессию, то есть всех кроме укуренных до состояния овощей хиппи. Помнится был хороший рассказ на эту тему, Страж Птица.
Но сам фильм действительно замечателен. Сейчас один голливудский мудак снимает римейк. С  Кину Ривзом в роли Клаату:(((
Что могу сказать, пиздец. Убивал бы.

55: Кристиана Цегавски -  Кровавый Чай и Красная Ниточка
Бурные и продолжительные аплодисменты, плавно переходящие в овацию.
Вообще я люблю хорошую кукольную мультипликацию. Кроме "детской", детям в принципе нельзя показывать движущихся кукол:) Но "взрослые" образцы жанра обычно бывают весьма и весьма интересными.
Этот мульт я тоже скачал очередной образчик современной кукольной анимации. При просмотре сразу  бросилась в глаза крайняя бедность и простота съёмки. Всё крайне старомодно, словно снято в середине или в начале прошлого века. Причём эта простота не портит мультфильм, всё выезжает на исключительно жуткой атмосфере, сделанной просто мастерски.
Когда начались титры я всё понял. И поняв, прихуел. Оказалось что практически всю работу сделал один человек, эта самая Цегавски. Когда же я прочитал, что работа заняла 13 лет!!!, то в моём маленьком пантеоне уважаемых личностей прибавилась ещё одна фамилия.
Это дико круто. Я думал, что после смерти Старевича на такие подвиги не способен никто.
Кстати, сайт автора
Хорошая она. Или он. Я так в этом вопросе и не разобрался, на фото сей персонаж скорее на трансвестита смахивает:)

56: Алехандро Ходоровски - Притчи Ходо

Здравствуйте, я родом из Бобруйска,
я гуру, эт по вашему учитель,
сейчас вам расскажу о смысле жизни,
я в натуре профессионал, а не любитель

Уважение к Ходоровскому резко пошатнулось. Нет, режиссёр и писатель великий, но пристрастие к эзотерической мути иногда приводит к параличу головного и спинного моска. Данный телевизионный проект похоже делался именно в состоянии парализованности мыслительной деятельности. Это, бля, пиздец , прошу простить мой французский.  Мне удалось досмотреть это только со второго раза.  Кстати, этот цикл даже не внесён в базу данных на имдб.
Сами притчи неплохи. Классические, в основном, тексты , исполненные в весьма стильной манере театра теней. Ничего особенного, но и не раздражает. Раздражает другое, после каждой притчи  вылезает Алехандро, весь в белом, и с абсолютно уёбищной ухмылкой  начинает вещать кондовейшие банальности.
Мне лично неприятно, когда меня, как зрителя, откровенно считают полным кретином.

57: Жан Жене -  Песня Любви

К Жене как писателю я отношусь без особого восторга. Не в связи с его ориентацией, как раз на такие аспекты мне плевать. просто он очень многословен, я же в литературе предпочитаю более строгие и лаконичные формы. Поэтому его пьесы имхо интереснее перегружённых деталями и описаниями романов. А теперь оказалось, что он был отличным режиссёром, хоть и снявшим только один фильм. Гомофобам Un chant d'amour смотреть не стоит:) Но если судить объективно - фильм сделан с безусловным талантам и большим вкусом. Можно сравнить с Патриотизмом Мисимы, как другим образцом  немой короткометражки,  снятой писателем.Но сравнение тут будет не в пользу Мисимы, Жене похоже инстинктивно чувствовал кинематограф,  в результате многие кадры заставляют вспомнить как минимум Кокто.

58: Роберт Флаэрти - Двадцатичетырехдолларовый остров

Люблю немые документалки на тему городов. Поэтому скачал без вопросов и тут же посмотрел, благо хронометраж позволяет. Очень уж интересно сравнить с Берлином глазами Рутмана и Ниццей глазами Виго.
Американский фильм как то более короток и одновременно многословен.

Я говорю о фильме, в котором Нью-Йорк - главный герой.
Это не просто картина с изображенными на ней людьми.
Иначе Нью-Йорк стал бы просто фоном происходящего.
Я говорю о таком фильме, в котором Нью-Йорк, собственно, и является историей.

В принципе всё так и есть, людей в фильме почти незаметно. Есть голландцы на старых рисунках, покупающие у индейцев место под "Новый Амстердам". И есть анонимные рабочие, рубящие где-то камни. Остальное место занято городом, однообразно снимаемым с разных ракурсов. И этот город откровенно похож на архетип некого мега Вавилона, по крайней мере мысль о зиггуратах возникает постоянно.

Нью-Йорк - символ впечатляющей технологии, финансов, власти. Человек здесь превращается в карлика по сравнению с масштабностью того, что он создал:
оборудование, небоскребы, все эти горы стали и камня.

Но вообще смотреть немного скучновато, выдумки минимум. Впрочем современная музыка спасает положение.
Итого:
Вещь хорошая, но не шедевр.

59: Дарио Ардженто - Suspiria

Я уже признавался в глубокой любви к Inferno, так что первый фильм трилогии посмотреть просто необходимо.
Миленько. Красивые убийства, и вообще визуальный ряд. Красивая музыка, Goblin рулит. Да вообще всё красиво.. Замечательные тётушки, подручные шабаша, говорившие на чистом русском. Такие фильмы - это очень хороший отдых. Но Инферно круче на несколько порядков, оно как то безумнее и страньше. Здесь всё по сути намного банальнее и предсказуемее. Это не значит, что фильм плохой, он просто другой.

60: Джордж Лукас - Электронный лабиринт THX 1138 4EB

Лукас - редкий мудак, лично ответственный за массовую инфантилизацию и  за деградацию современного кинематографа до состояния малоосмысленного зрелища.Не он один, разумеется, но он один из. И режиссёром его сейчас трудно назвать, после 77 года он только и делает, что тупо зарабатывает бабки на армии фанатов. Да и первые Стары Вары мне не нравятся:) Однако это всё не отменяет факта, что талант у парня был. И неплохой. Жаль, что весь проеден.
Electronic Labyrinth THX 1138 4EB представляет собой пятнадцатиминутную студенческую работу, сделанную молодым Лукасом ещё в конце шестидесятых. И это вещь однозначно талантливая. Правда сперва было немного скучно следить за беготнёй по коридорам и слушать компьютерно-бюрократический жаргон преследователей. Но вещь всё равно моментально цепляет своей футуристической стильностью. Очень достойная антиутопия, короткометражность ничуть её не портит.
Мне кажется, что у многих маститых режиссёров наибольший интерес представляют именно их юношеские самопальные работы. Пусть дешёвые и непрофессиональные, зато в них зачастую чувствуется потенциал, куда больший чем то, что в конце концов было реализовано. 

Флаерти, Трома, Жан Жене, кадры, кино, кино 2008, Ходоровски, Делёз, Кауфман, Дарио Ардженто, Антонен Арто, галерея, Лукас

Previous post Next post
Up