Очень необычная премьера ожидается в Театре на Трубной, спектакль по пьесе итальянского драматурга, комедия с возрастным цензом 18+, с песнями и смехом, игривым винтажным шелковым женским бельем и высокими мужскими носками на подтяжках. «Воздух из Неаполя» не подвезли, но вполне ожидается, а художник спектакля получил выговор за ткань, которая «не выглядела как итальянская».
Главное только, за весельем не проглядеть очень серьёзные вопросы, которые скрываются за всей густой театральной живописностью. Дмитрий Астрахан - умный режиссер и мастер, умеющий «паковать» глубокие смыслы в привлекательные формы. Вспомнить только его замечательный фильм «Ты у меня одна».
(с) фотограф Ирина Баранова
Дмитрий Астрахан, художественный руководитель «Театра на Трубной», режиссёр спектакля
Приятная традиция у нашего Театра на Трубной - собираться в красивом месте, для того, чтобы осветить премьеру спектакля «Цилиндр» по пьесе Эдуардо Де Филиппо. Это одна из лучших пьес, которые я читал в юности, и которая запомнилась эмоционально.
Сюжет в двух словах
Нищая послевоенная Италия 47 год, Неаполь.Доведенная до отчаяния семья, которой нечем платить за аренду, убеждает героиню Риту, чтобы она изображала проститутку. Девушка выходит на балкон, соблазняет прошедшего мимо человека, разводит его на деньги, берет у него плату вперед, а потом выясняется, что у нее лежит «мертвый муж» за занавеской. Она разыгрывает сцену страданий и истерик, человек в ужасе убегает и оставляет деньги, она забирает их себе. В итоге, они так копят деньги, чтобы заплатить за аренду. Но тут происходит поворот - приходит миллионер и дает им столько денег, сколько они хотят, но говорит, я хочу ее получить. Умер муж - не умер, хочу и все. В итоге эта семейка ее продает. Но финал рассказывать не буду.
Про что эта история?
Когда на прогонах собирается спектакль, тогда внятно и законченно формулируется - про что этот спектакль? На что человек готов пойти, чтобы выжить? Борьба между чувством человеческого достоинства и жизненной необходимостью.
Рита это их беговая лошадь, они нашли выход, чтобы спастись за счет ее красоты. Ведут ее как гончую, которая должна победить, потому что она золотая курочка, которая несет золотые яйца.
В спектакле есть моменты, когда она вибрирует, когда копится, копится, и потом взрывается, что сметает ее любовь к мужу. Такая вот жуткая драматичная история и сложные персонажи, за каждым из которых своя правда. Они по-своему загнаны в угол.
Будет смешно, будут яркие актерские работы. В спектакле будет музыка, будут петь. Непростой разговор о чести и достоинстве. Насколько можно вообще этим играться? Где эта черта, за которую нельзя переступать?
Де Филиппо - большой драматург, нет ничего не случайно в его пьесе. Автор нам дает троих приходящих к Рите мужчин, один из которых влюбленный в нее мальчишка. Первая любовь, а он нарывается на ситуацию, где его обманули, отняли деньги и поспекулировали на благородных чувствах. Мы не знаем, как любовная драма отразится на его будущей судьбе. Циничному, на первый взгляд, миллионеру, Рита напомнила его жену, он почти влюбился в нее, сразу понял, что она не проститутка, что тоже загнана в угол этой семейкой.
Как передать Неаполь, атмосферу этой бедности так, что бы было созвучно с реальностью?
Будет созвучно, потому что достоинство и жизненные обстоятельства, которые вынуждают людей через них преступать, извечная тема. Этим сильны большие авторы, что в них есть эта проблематика. Этот конфликт заложен и будет работать во все времена.
Возрастной лимит: 18 плюс и все-таки минус?
18+ только из-за слова «проститутка». Школьники сейчас смотрят по телевизору более откровенные вещи. У нас все прилично, думаю, что людям, пришедшим семьей, будет, что обсудить дома, потому что вопросы очень важные, встающие начиная с юности.
Весело о серьёзном
В нашем спектакле будет много смеха, музыки, песен, при том, что он очень серьезный.
Очень сложно выстроить линию прозрения Риты и вот этих её мук, её маленьких бунтов, которые приводят к кульминации. Это то, что стоит у автора за текстом. Линия возникает не в последней сцене, это путь до финала.
Второй пласт в спектакле, - какие ты ставишь перед собой цели в жизни? Где героиня понимает, что живет в ситуации её собственной продажи, не с теми людьми, надо менять место. Ведь вся цель их жизнь - избавиться от арендной платы.
Третья тема - что такое подлинные ценности. Ради чего надо жить?
Андрей Климов, художник-сценограф, художник по костюмам
Этот спектакль, как правило, театры берут в целях экономии. Там небольшое количество действующих лиц, одна комната, особо не развернешься.
Но у нас будет многослойность. В Италии даже бедность очень красива, там даже руины вызывают не отчаяние, а любование. Из-под штукатурки у нас выступает кирпич, здесь афиши 50-х годов, которые смыты дождями, где-то приклеен рисунок современного уличного художника. Мы сделали лестницу, вдоль всей сцены, которая выходит в зал - условное пространство улицы, сзади акведук, где находятся музыканты. Мы создали пространство разных уровней - это музыканты, соседи, все время открыты окна, занавески, разговоры за окном, которые можно услышать. Мы все это пространство делаем бесконечно живописным, это красивая неаполитанская нищета.
Очень серьезно относимся к каждому предмету на сцене. Долго искали набор, которым Рита умывается - итальянские фаянсовые кувшины. Мы покупали белье! Все женщины в настоящих шелковых поясах 50-х годов. Антикварные шелковые чулки тоже нашли, но, к сожалению, они рвутся на сцене. У нашего итальянского миллионера тоже шелковое белье, высокие носки, которые на подтяжках. Даже пуховку нашли и я думал, может быть, сделать ароматный тальк, чтобы запах доносился до первых рядов. Скоро привезем воздух из Неаполя (смеется).
Несмотря на то, что пьеса бытовая, она будет киношная. Я пересмотрел все послевоенные фильмы, которые снимала итальянская кинокомпания «Чинечитта» и другие студии. Настоящие итальянские соломенные шляпы, антикварная сумка, мелочи, которые зрители любят - все можно увидеть в спектакле.
Александр Мохов, заслуженный артист РФ, исполнитель роли миллионера Аттилио
Когда меня пригласили, я долго думал, насколько она будет актуальна. Я дядька взрослый, всегда спорю с режиссером. Всегда доношу до него свою позицию - роль играет Александр Мохов, но если я не присвою себе проблему моего героя, и не подключу мое, Александра Мохова отношение к решению этих проблем - я не сыграю.
В «Цилиндре» мы отвечаем на извечный вопрос - как человеку человеком быть? Миллионер ты, из среднего общества, из низшего. До какой степени ты готов продать свою совесть?
Я спросил однажды у журналистки: «Скажите честно, за миллион долларов переспите?»» Она взяла паузу. Я сказал: «Понял».
У каждого в этом спектакле своя запредельная правда. Этой семье нужно выживать. Она же не проститутка, они разыгрывают, она ни с кем не спит. Это игра, которая переходит грани допустимого, и перестает быть игрой, становится лакмусовой бумажкой для Риты, показывая до какой же степени скотства можно дойти, чтобы торговать своей женой, чтобы играть на чувствах молодого мальчика, который влюбился, и богача, который пережил драму, а Рита напомнила ему любимую жену.
Дети должны приходить на наш спектакль, у нас все целомудренно. Мы начинаем весело, смеемся, смеемся, а потом такие - ничего себе, вопросы ставятся, какой выбор сделать. Родители должны потом объяснить, де та самая грань, черта, за которой следует наказание. Да и любой человек после спектакля может честно сам себе наедине задать вопрос: «А я бы перешел? А я бы перешла?»
Анастасия Акатова, актриса, исполнительница роли Риты
В моём понимании, Рита является самым сложным персонажем пьесы. Для неё участие в афере - не моральный выбор, а вынужденный шаг. Героиня абсолютно трезво осознаёт суть этой авантюры: она идёт на обман исключительно ради общего будущего с мужем, но в критический момент он её предаёт и всё рушится. К финалу спектакля она взрослеет и становится единственной, кто действительно понимает, что произошло. Её уход - это не бегство, а сознательный выбор что-то изменить в своей жизни
Вадим Колганов, заслуженный артист РФ, исполнитель роли Агостино
Хочу поблагодарить, что мне дали мне сыграть антагониста. Вы знаете, зло ведь не приходит с плакатом «Я зло». Оно может прийти очень обаятельным и со своей правдой. Мой персонаж это очень симпатичное зло, молодая парочка, которая купилась и пошла по плохому пути
Существует огромное количество актеров, которые играют антагонистов, тех с которыми борется наш главный герой. Моя карьера началась именно с отрицательной роли, и мне это жутко не понравилось, я тоже хотел нравиться девчонкам. Только когда становишься постарше, начинаешь понимать, то, как заиграет главный персонаж, зависит от твоего подключения, ты тень, которая оттеняет добро.
И вообще, в отрицательных персонажах есть парадоксальный момент - они ярче. У положительных только один путь, он прямой и все, без компромиссов. А тут нужно в себе найти такое, о чем ты даже и не подозревал, и это интересно, хотя иногда и опасно. Это настолько интересно. Люблю свою профессию за неповторимость.
Жалко, что вам нельзя показать весь процесс репетиций, он удивительно интересный. Пройдя этот путь со своим персонажем, смотрю на портреты, сделанные во время фотосессии, до спектакля - сейчас это был бы другие люди. В самом начале иногда, кажется, что роль не идет, не идет, не идет, а потом появляется вот это вот чудо, когда вроде бы ты и не ты. Когда сквозь себя персонаж пропускаешь и получается нечто ценное, за что ты потом благодарен и режиссеру и автору.
Люблю как зритель, приходя в театр, получать ответы на вопросы. Чем мне нравятся наши спектакли - очень много интересного и полезного, несмотря на то, что развлекаем.
Ждем вас на премьере!
Встреча с творческим коллективом прошла в итальянской гастрономической локации в самом центре столицы - ресторане
Capo dei Capi на Неглинке, 10.
Театр на Трубной Аккредитация
МоскваЛюблю (с) фотограф
Ирина Баранова Вагон и моя маленькая тележка:
«Театральная Роза... и автостоп» Подписывайтесь, чтобы не потерять!