В Москву с масштабными гастролями приехал Архангельский драматический театр и сразу начал удивлять.
Во-первых, театр носит имя ученого, что само по себе необычно, и расположен прямо на сакральном месте основания первой крепости будущего Архангельска.
Во-вторых, жители города Архангельска - не архангелы и не архангельцы, а архангелогородцы!
В-третьих, если будете в Архангельске, найдите театральную кофейню в Петровском парке, и попробуйте кофе «Горький», на дне которого есть QR-код со скидкой на билеты в театр.
А еще, на спектакле «Гамлет» на сцене находится 5 тонн воды 17-18 градусов, актеры работают в килтах и военных берцах, обмотанных пищевой пленкой, чтобы не попадала вода.
Удивились? - Удивились!
(c) фотограф Илья Буяновский
Команда театра была представлена на пресс-бранче в Медиа-центре Русского Географического общества, при поддержке которого проходят гастроли.
Главный режиссер театра Андрей Тимошенко, похож на викинга, спрыгнувшего в холодные воды Белого моря со своего драккара (хотя уверяет, что закончил Щукинское училище). Директор театра Сергей Самодов являет собой образец блестящего менеджера-управленца, владеющего несколькими иностранными языками. Они и внешне похожи. Вместе директор и режиссер образовали идеальный творческо-хозяйственный тандем, основанный на подлинной любви к театру, порядочности, финансовой прозрачности и потрясающей креативности. Вытащив театр из долговой ямы, куда погрузили его прежние «хозяева», они, не останавливаясь ни на минуту, закрутили вокруг театра энергетический вихрь прогрессивных обновлений. Как результат - полные залы, успешные гастроли, масса творческих инициатив и планов.
Помимо 5 лучших спектаклей из репертуара театра в фойе Вахтанговского театра проходит уникальная фотовыставка на мольбертах, соединяющая воедино два контекста - географический и театральный, и рассказывающая об Архангельском крае и Архангельском драмтеатре.
Сергей Самодов, директор театра
В Москве у нас целая неделя - 10 показов и 5 спектаклей, очень сложных в монтировке. СТОЛЕТВМАКОНДО, «Василий Теркин», «Пряслины», «Доктор Живаго», «Мастер и Маргарита».
Всего в нашем репертуаре около 45 спектаклей, но зато это самые яркие и интересные постановки, которые определяют наш технический и художественный уровень.
В спектакле СТОЛЕТВМАКОНДО у нас реально льёт дождь, а в конце появляются живые бабочки, как оптимистический символ весны и продолжения жизни.
В «Докторе Живаго» главный герой умирает, но на финальной минуте звучит молитва «Господи, храни страну нашу Россию», возвышенная и оптимистичная концовка.
Василий Теркин это былинный персонаж, которому приписывается много подвигов. История нашего «Василия Теркина» необычна. Режиссер сделал так, что современно одетые ребята появляются на каком-то чердаке и начинают как бы иронично играть в Теркина, а потом перестают играть и понимают, что идет настоящая война.
Не могли не привезти спектакль «Пряслины» - вы же понимаете, что это Архангельск, Пинега, Русский север, писатель Федор Абрамов. Спектакль готовился к 100-летию Федора Абрамова, но он не формально-«датский», а очень тонкое, эстетическое, изящное высказывание. Мне кажется, что получился прекрасный спектакль, хотя мы привезли отрывок, а не всё 6-7 часовое полотно.
Андрей Тимошенко, главный режиссер театра
У нас много хороших спектаклей. Самый горячий СТОЛЕТВМАКОНДО - наш северный огонь. Он необычно пространственный, зрители будут погружены внутрь действия, которое проходит вокруг, поэтому количество мест ограниченно и на него трудно попасть. Во время спектакля зритель может повернуться на вращающихся креслах в любую сторону, а актеры, которые играют по периметру, не могут расслабиться ни на секунду. Вышли на сцену и полностью в работе. Учитывая при этом, что они играют по нескольку ролей в этом спектакле и все время переключаются с одной задачи на другую.
Екатерина Зеленина играет Ремедиос, маленькую девочку, на которой женился Аурелиано. Она смогла создать этот образ без «тюзятины», не стала изображать «ребеночка», а нашла внутреннее звучание маленькой девочки, которая уже совершает осознанные поступки взрослой женщины.
«Мастер и Маргарита» у нас тоже очень необычный. Мы всегда должны давать зрителям надежду, что от человека всегда много зависит. Точно так же и здесь, мы даем шанс. Когда Маргарите предложили на блюдечке мастера, она просит за Фриду, и по сути именно она спасает Москву, куда приезжает вся нечистая сила. Это жертвенный бескорыстный поступок. Я верю, что все зависит от человека, каждый день мы выбираем между добром и злом, светом и тьмой.
Артур Латыпов, директор Департамента регионального развития РГО
РГО - старейшее общественная организация нашей страны, которой в следующем году будет 180 лет. Географы это те же путешественники, об этих людях стоит рассказывать, чтобы подрастающее поколение любило, гордилось своей родиной и понимало, что и кто стоит за достижениями.
Идея фотовыставки родилась спонтанно, но при этом мы закладывали в нее глубокий смысл. Посыл у нас такой: давайте перед спектаклем Архангельского драматического театра познакомимся с географией Архангельской области. На фотографиях представлены действительно уникальные места. Я думаю, что когда люди перед посещением спектакля увидят эту выставку, они погрузятся в тот регион, где этот театр родился, заинтересуются, влюбятся и у них появится огромное желание его посетить. Страна начинается с нашей малой родины. Быть патриотом и не знать свою родину невозможно.
Мы даем старт уникальному проекту и надеемся, что другие театры это поддержат.
Сергей Самодов, директор театра
Есть такая федеральная программа «Большие гастроли», когда театры обмениваются и ездят друг к другу в гости. Это не накладно, можно в фуру с декорациями загрузить планшеты с фотографиями, и приезжая в другой регион представить свой регион в виде вот такой выставки на мольбертах. Мольберты как подставки для фотографий это наше ноу-хау. Важный опыт и хотелось бы, чтобы его переняли другие театры.
Поморы это не национальность, а субэтнос. Ломоносов называл себя холмогорский крестьянин, есть понятия онежский крестьянин и так далее. Так или иначе, у поморов в крови была тяга выходить на кораблях. Памятна история четырех поморов, которые в 18 веке дошли до Шпицбергена, корабль их затерло во льдах, и они остались на острове на 6 лет. Все свои охотничьи снасти создали из того, что нашли на острове. Потом вернулись. У нас скоро появится спектакль об этой истории.
Андрей Тимошенко, главный режиссер театра
Хотел бы провести мостик между нами и РГО. В одном интервью я сказал, что наш театр находится на краю земли, что вызвало оживленное обсуждение «кто крайнее». Но у нас страна большая и краев много. География театров это география всей страны.
Дмитрий Беляков, актер
В СТОЛЕТВМАКОНДО у нас интересное решение - зритель находится в центре, актеры существуют вокруг зрителя, но при этом и зритель тоже вокруг актеров, потому, что крутится на стульях. Действие идет сначала по часовой стрелке, потом против, что создает ощущение смещения времени. Атмосфера создается звуками, скрипами помоста, загораются лампочки, и создается целый мир вокруг зрителя. Потом люди уходят с этим миром и не расстаются с ним.
Иван Братушев, актер
Для любого артиста встреча с новым зрителем это проверка профессиональных возможностей, новые впечатления, новые эмоции. Артист, находящийся внутри спектакля, видит его по-другому нежели зритель.
Трагедия моего героя Аурелиано Буэндиа в спектакле СТОЛЕТВМАКОНДО в том, что его способности никому не пригодились, и в этой дыре, зияющей в груди, заключается тотальное одиночество.
Сергей Самодов, директор театра
Как можно сделать так, чтобы театр зарабатывал и чтобы были полные залы?
В 2023 году мы сыграли 914 спектаклей. У нас 6 форматов работы и 5 площадок. Недавно мы открыли отлично оснащенный Абрамовский зал. Есть лекции, экскурсии, например экскурсия с директором, программы для детей, программы с психологами, когда они отсматривают спектакли и потом разбирают с точки зрения психологии, какие там триггеры, сублимации, сепарации (называется. «синдром Гамлета»). У нас есть беби-театр, взрослые спектакли, подростковые. Репертуар для зрителя от 0 лет до бесконечности.
Вокруг театра в Петровском парке жизнь кипит. У нас несколько фестивалей.
Летом в нем проходит книжный фестиваль «Белый июнь». В рамках «Белого июня» мы провели «Абрамов-фест» и собрали спектакли по современной российской прозе. Люди приходят на книжный фестиваль, покупают книги, встречаются с авторами и вечером идут в театр по произведениям тех же авторов. Вот такая отличная получилась закольцованность.
Фестиваль «Родниковое слово» посвящен инсценировкам по русской классике.
Главный же для нас это «Ломоносов-фест», где мы собираем мультижанровую программу из спектаклей, связанных либо с учеными, либо с открытиями, либо использующими новые технологии, например в опере «Главный вопрос» использовались собака-робот, «захват лица» с помощью искусственного интеллекта, VR эффекты. В следующем году мы будем проводить этот фестиваль уже при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, что очень радует и внушает надежду, что двигаемся в правильном направлении.
Хотим возродить фестиваль современного танца и перформанса, который не проводился 15 лет. К нам приедут замечательные коллективы, планируем лаборатории, обсуждения и гастрольные туры.
В самом Петровском парке будем менять фонтаны, обновляем детскую площадку. Также работаем со средой, зимой парк превращается в ледовую дорожку длиной более километра.
Открыли кофейный павильон, где зарабатываем на содержание парка. В 1932 году театр открывался пьесой Горького «На дне», поэтому мы придумали кофе «Горький» на дне стаканчика которого находится QR-код со скидкой на билеты нашего театра.
Архангельск - это первый морской город-порт. Специально не придумаешь ведь, когда территория театра, расположенного в Петровском парке, и есть место основания первого «Архангельска» (город тогда назывался по-другому). Что может быть более символично, чем эта данность! Приезжайте к нам в гости и приходите на спектакли в Вахтанговский театр!
(с) фотограф Илья Буяновский
varandej Гастроли
Архангельского театра драмы проходят при поддержке Русского географического общества (РГО)
Информационная и PR поддержка гастролей Архдрамы: Театральное
PR-агентство «Три сестры»
Партнеры: журнал “Театрал”, интернет-портал “Ревизор.ру”, ресторан “Грядка”
Сообщество
МОСКВА ЛЮБЛЮ