ТОП-10+ лучших спектаклей от театрального критика

Mar 14, 2024 18:06


Часто меня спрашивают - в какой театр сходить и что посмотреть? Ведь выбор разнообразнейший, московские афиши дезориентируют широчайшим предложением. Увидеть хочется всё сразу, и, как правило, в ажиотаже выбор делается по упрощенной схеме: либо по известности театра, либо по где-то когда-то прочитанной рецензии или услышанной рекомендации, либо сакраментальному «кто играет».

Я бы рекомендовала при выборе спектакля пользоваться следующей последовательной формулой: имя режиссера -  рекомендации - название театра. Принимать во внимание собственное настроение. Не бояться классики или нестандартного подхода. Талантливые вещи - вне условностей!

Смотреть всем. Безоговорочно. Бесспорно: «Война и мир» в Театре Вахтангова, реж. Римас Туминас

Необъяснимая лёгкость пятичасового спектакля кажется невозможной вне стен театра, но являет собой константу и загадку.

Римас Туминас пересказал роман языком спектакля, соединил великую литературу с выдающейся актёрской выразительностью, говорящей музыкой, собственным исключительным стилем, тонкость которого можно сравнить с техникой «сфумато» Да Винчи и сделал это - гениально. Нигде не продешевил и с вахтанговской сцены запустил ракету в космос. «Война и Мир» в Театре Вахтангова поистине шедевр.



(с) фотограф Сергей Чалый


Билеты всегда проданы: «Калека с Инишмана» Пермский театр «У Моста», реж. Сергей Федотов

Спектакль «Калека с Инишмана» Пермского театра «У Моста» тот, о котором не хочется писать ничего, кроме краткого: «Смотреть». Потому что это прекрасно. Это театр, ради которого мы ходим в театр. Потрясающая, поразительная по точности игра актёров. И такая нежная чуть уловимая комедийность в каждой фразе, в каждой ноте, жесте. На сцене не было персонажа, в которого я бы не влюбилась. Спроси меня о чем спектакль - отвечу: о доброте, любви, одиночестве, благородстве, силе духа, сильных характерах. МакДонах это душевный Тарантино, пермяк Сергей Федотов - тонкий талантливый режиссёр. Этот спектакль получил «Золотую маску» в 2010 году. Не знаю, как раздаются эти награды, но я бы дала Маску каждому актеру в этом спектакле.

*Пермский театр «У Моста» часто приезжает на гастроли в Москву.



(с) фотограф Вадим Балакин

Вишневый сад для души: «Сансара» Пермский театр «У Моста», реж. Сергей Федотов

О «Сансаре» сложно рассказывать, потому что это пронизывающий спектакль. Любой спектакль впускает в душу множество впечатлений, но удерживает у сердца редкий.

«Сансара» из таких.

«Сансара» Богаева забавно и эклектично обыгрывает восточную эзотерику в виде переселения душ, «Сансара» Федотова - это спектакль специфично русский и очень глубокий. Драматически сильный конец спектакля включает второе дыхание, и в этом магия и талант Сергея Федотова. Не навязывать пьесе свое прочтение, а извлекать из нее запас духовной энергии. У Эфроса есть высказывание: «Театр это всегда про любовь», так и всё, что делает Сергей Федотов в созданном им авторском театре «У Моста» - всегда про любовь - к театру, друг другу, жизни.

*Пермский театр «У Моста» часто приезжает на гастроли в Москву.



(с) фотограф Вадим Балакин

Боль прошлого и настоящего: «Дни Турбиных» Театр ФЭСТ, реж. Максим Лакомкин

Что же нового захотел привнести в пьесу режиссер Максим Лакомкин, когда решил поставить «Дни Турбиных» в мытищинском театре ФЭСТ? И поставил так, что спектакль мгновенно стал аншлаговым и вызвал эмоциональную бурю у зрителей.

«Дни Турбиных» в Театре ФЭСТ не только об истории отдельно взятых людей в определенный отрезок времени. Максим Лакомкин вложил в спектакль много глубоких смыслов - и как важно сохранить в себе человеческое в самые трудные времена, и о том, как хрупки на самом деле люди и как остро даже самые сильные и мужественные нуждаются в любви и сострадании. О том, что, хотя мы, люди, отличаемся друг от друга, но любовь есть любовь, порядочность - это порядочность, а подлость - это подлость.

Трагедия русских офицеров «белого цвета» всегда была вырванной страницей из учебника истории, но благодаря спектаклю стала восприниматься как часть единой целостной истории всей страны. Максим Лакомкин безошибочно почувствовал актуальность момента и триумфально воплотил на сцене.



(с) фотограф Илья Буяновский

Переворот сознания: «Зверь» Пермский театр «У Моста», реж. Сергей Федотов

Мы стараемся говорить о войне, употребляя прошлое время. Футуристическая фантастика - всегда о вымышленном будущем, которое никто не воспринимает всерьёз, отдаленное нереальное, фантазии «понарошку», без проекции на сегодня.

Спектакль Пермского театра «У Моста» «Зверь» о странных светящихся лысых оборванцах не о будущем и прошлом - о настоящем.

После спектакля коллективное театральное бессознательное выдаёт единую мысль, Сергей Федотов, поставивший этот сильнейший спектакль - гений.

*Пермский театр «У Моста» часто приезжает на гастроли в Москву.



(с) фотограф Ольга Швецова

Прелюбопытнейше: «Мадам Бовари» Театр Маска, реж. Антон Федоров

Длинные скучные диалоги «из романа» в спектакле заменены на непереводимую игру слов в коротких эмоциональных репликах, персонажи жонглируют птичьим суржиком в комичном стиле «аля франсе пирамидон». Смесь «французского с русским», действительно, charmant, хотя «французский» с русским матом и школьными гэгами вводит в лёгкий ступор. Тюбик Шарль харасит милфу Эмму у которой нет соулмейт и это панч. Флобер краснеет и это кринж.

Впрочем - «Мадам Бовари» Антона Федорова magnifique и merveilleux a tous egards!

Театральная бомба, несомненно.



(с) фотограф Ильи Буяновский

Шок-визуальные эффекты: «Леонардо» Театр Модерн, реж. Юрий Грымов

«Леонардо» являет собой фантастический сплав интеллектуальной, актерской, литературной компоненты. В «Леонардо» Юрий Грымов вовлекает зрителей в огромный особый художественный мир, выстроенный на сцене, в подлинный Ренессанс, ювелирно материализованный из актерского мастерства, сценографии, костюмов, музыки, света, цвета, и поражает воображение зрителей зашкаливающей визуальной фантазией.



(с) фотограф Илья Буяновский

Мощная историческая трагедия: «Ричард III» Театр Вахтангова, реж. Автандил Варсимашвили

Ричарда играет Максим Севриновский. И в этой роли - он бог! Ричард Глостер у Севриновского совсем не кажется злодеем, с него не стекают потоки крови. Поначалу сердце переполняется жалостью и состраданием при виде обиженного судьбой калеки. Но постепенно мрак его души раскрывается и уже только одно появление маленького, приволакивающего ноги горбуна, вызывает леденящий душу ужас.
Спектакль являет собой тот нечастый случай, когда нравится всё и все.
Спектакль наполнен потрясающей музыкой.
Грим нарочито театральный, подчеркнутые темным скулы, подведённые воспаленно-красным глаза, кровавые губы, зигзаги бровей.
Конструкция на сцене позволяет раздвигать пространство, трансформируется в Темзу и подземелья Тауэра, королевскую резиденцию и стены королевского замка, пиршественный стол и эшафот.



(с) фотограф Дмитрий Дубинский

Филигранная комедия абсурда: «Дама, чьё место по центру» Театр на Юго-Западе, реж. Максим Метельников

У этого замечательного московского театра есть слоган «Мы вас любим!»

Абсурд всегда радует непредсказуемостью и нестандартным мироощущением. Абсурд способен дать ответы на многие вопросы, потому как в зеркале другой реальности мы лучше видим себя. Мы все живем в парадоксальном мире, когда жизнь больше напоминает театр абсурда, а в театре абсурда, как раз наоборот, больше жизни.

Кажется, что роли всех четырех главных персонажей, специально придуманы для Карины Дымонт и Ольги Авиловой.



(с) фотограф Илья Буяновский

Лёгкий и умный: «30-ГО МАЯ» Прогресс СЦЕНА, реж. Сергей Газаров

Сошлось. Всё сошлось в спектакле «30-го мая» в ПРОГРЕСС сцене. И звёзды, и то, что Сергей Газаров нашёл Родиона Овчинникова, автора пьесы, и трёх блестящих актрис Ингу Оболдину, Ольгу Кузину и Ксению Худоба, и художника Анастасию Глебову.

Жанр спектакль обозначен как «лирическая комедия». Вслушайтесь в тихую мелодию произнесённого - звучит как шёпот шампанского в бокале. Пусть вас не смущает название спектакля «30-го мая», его, действительно замечательно преподносить себе в качестве подарка на любой праздник, особенно Новый год, когда так отчаянно хочется чудес и верить в то, что всё на свете будет хорошо.

«30-го мая» своего рода получилась женским аналогом «Иронии судьбы». Там герои мужским кругом отмечали 31 декабря в бане, здесь собрались женщины в салоне красоты, который держит одна из подруг.



(c) фотограф Сергей Чалый

Лекарство от любой депрессии: «Человек из Подольска» Сцена на Перовской, реж. Павел Артемьев

У пьесы Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» феноменальная востребованность на театральных подмостках. Её ставили в Театре Фоменко, ОКОЛО, Практике, Современнике, в Театре.doc спектакль по пьесе получил «Золотую маску» в 2018 году.

Гульнара Галавинская, художественный руководитель Театра на Перовской, также обратила внимание на интересный материал и пригласила поработать с ним талантливого режиссёра Павла Артемьева, известного по многим заметным театральным работам. Теперь новогиреевский «Человек из Подольска» заставляет московскую публику вставать на аплодисментах.

Актёрский ансамбль на сцене бесподобен.

Жанр спектакля обозначен как трагикомедия, но, пожалуй, его методы можно причислить к драматерапии. Тому виду театрального искусства, которое способно выманивать из зрителя настоящее переживание и помогает вспомнить, каково это чувствовать себя настоящим.



фото из интернета

Когда ничего непонятно, но спектакль зацепил: «Магадан/Кабаре»" Театр ОКОЛО, реж. Юрий Погребничко

Спектакли Юрия Погребничко попадают под определение странные, то есть несоответствующие норме, ожиданию. Приходя в ОКОЛО необходимо расстаться с представлениями, какими должны быть спектакли в целом. Речь сейчас идёт не о том, что в ОКОЛО фраппируют театральным эпатажем, но полное обнуление на входе в этот театр требуется в обмен на приобретение чувства тончайшей сонастройки с действием на сцене. Чтобы услышать - надо быть Слышащим, увидеть - Видящим.

В ОКОЛО зрителю рассказывают о чем-то невыразимо важном и жизненно значимом, используя приёмы, лаконичнее которых на театральной сцене представить головоломно.

«Магадан/Кабаре» - спектакль, похожий на пятидесятигерцового кита, который издаёт звуки на уникальной частоте. В зал летит сигнал - думайте над тем, что есть, постигайте смысл не только явленного, но и несказанного, недопетого, недожитого, оставленного вне пространства слов. При этом не только думайте, но и чувствуйте, не только осмысляйте внешнюю картинку, но чувствуйте, что за ней стоит.



фото из интернета

Красивое, грустное: «Циники» Театр на Юго-Западе, реж. Максим Лакомкин

Нельзя не удивляться тому, насколько современно выглядит драматургический материал, написанный писателем Анатолием Мариенгофом в сложнейшие трагические постреволюционные годы. Роман долго лежал на полке ибо не был наполнен пропагандистским пафосом тех времён, не делил людей по цвету на красный и белый, а только бесстрастно давал жуткую документалистику бегущей телеграфной строкой и нарисовал точные психологические портреты тех людей, которым судьба уготовала жизнь в сложнейшей обстановке тотальной смены идеалов, власти, морали, отсутствия элементарного бытового комфорта и примитивного голода.



(с) фотограф Наталья Анисимова

Просто классно отдохнуть: «Завещание Чарльза Адамса или Дом семи повешенных» Мастерская Фоменко, реж. Олег Глушков

Невероятно стильный музыкальный спектакль с потрясающими спецэффектами! Сюр, мелодрама, хоррор в одном флаконе! Зал подпевавает, взрывается хохотом, аплодирует и после тут же бежит за билетами по второму разу.

Лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший спектакль большой формы», 2020г.



(с) фото с сайта театра

#ярекомендую

#ярекомендую, ТЕАТР, ***Сообщество блогеров MOSKVA LUBLU, я/Блогер, *Культурная жизнь Москвы

Previous post Next post
Up