«Стою меж веков». Презентация аудиокниги стихов Андрея Вознесенского

Dec 02, 2023 20:28



Что происходило в стране в 60-е годы? Земля попала в метеоритный поток, магнитные бури, солнечное излучение? Что стало причиной поэтического взрыва и фанатического внимания к поэтам? Как огненная сталь рождается в жерлах доменных печей, так же кипели стихи на устах целой плеяды советских поэтов. Молодые, дерзкие, свободные, талантливые - они собирали стадионы.

Один из них - Андрей Вознесенский. Совершенно особый. С мечтательным взглядом.

Его стихи становились песнями. Его стихотворения «играли» в театре.

Душераздирающая «Я тебя никогда не забуду» из триумфальной «Юноны и Авось», фантастически популярный «Миллион алых роз», милая и простая «Плачет девочка в автомате» - это всё общеизвестные песенно-поэтические «приветы» от Андрея Вознесенского.



Зоя Богуславская, жена Андрея Вознесенского. Стихи читает Иван Стебунов



Наследие Андрея Вознесенского бережно сохраняется и в настоящее непростое время. Причастны к этому его друзья и почитатели, и прежде всего его любимая Зоя, жена. С Зоей Богуславской они прожили вместе 46 лет в любви и радости, несмотря на прогнозы обывателей «поматросит и бросит, ведь он же поэт».

30 ноября в главном книжном магазине Москвы «Библио-Глобусе» на Мясницкой состоялась презентация аудиокниги «Стихи не пишутся, случаются…», где стихи Вознесенского читают уникальные артисты разных школ и поколений - Евгений Миронов, Ирина Алферова, Вениамин Смехов, Татьяна Веденеева, Алена Бабенко, Максим Аверин, Александр Галибин, Иван Стебунов и многие другие.

На встрече присутствовала Зоя Борисовна Богуславская, которая готовится отпраздновать в апреле свой 100-летний юбилей.





Зоя Богуславская, писательница, прозаик, эссеист и драматург

Мы пробили ему поэтический вечер в Консерватории, что было нелегко и непривычно. Поэты раньше не выступали в таких залах. Ждем Андрея, а он присылает из Крыма мне милую телеграмму: «Приехать не могу, цветет миндаль». Как у меня не случился инфаркт от этого миндаля, мне трудно передать словами! Битком набитый зал, перекупщики, поэт, выступающий в Консерватории и всё это отменить из-за миндаля?! Я думала, что я его убью. И тогда я ему послала телеграмму в первый и последний раз в жизни: «Не приедешь в Консерваторию, забудь моё имя». Он приехал.







Вероника Вяткина, генеральный продюсер проекта

Мы с удивлением обнаружили, что за все прошлые годы не было записано ни одной аудиокниги поэзии Андрея Вознесенского и решили исправить этот пробел. Для этого обратились к известным артистам с просьбой прочитать самые яркие, проникновенные и важные стихи поэта. Для меня особенно важно поддержать проект, который буден востребован будущим поколением.



Евгений Бунимович, поэт и общественный деятель

Андрей Вознесенский всегда был абсолютным исключением из всех правил. Он всегда сам блистательно, виртуозно, уникально, ни на кого не похоже, читал свои стихи, и это было частью его поэтического театра. Он жил в то время, когда выступление было одним из самых значимых действий его поэтического поколения. Его голос, его интонация узнавались сразу. Но ему нравилось и когда его стихи читали другие, особенно артисты.

Само понятие поэтического театра тесно связано с именем Андрея Вознесенского. Тот самый знаменитый спектакль «Антимиры» в Театре на Таганке был одной из ключевых точек того, что такое вообще представляет собой поэтический театр в России.

Он был настолько естественным в этой театральной среде, что создание и триумф спектакля «Юноны и Авось» был неудивителен. Я ему сразу позвонил и сказал, как это было здорово, когда я прочитал поэму «Авось». Я чувствовал, как ему важно услышать добрые слова.



Ольга Варцева, директор Центра Андрея Вознесенского

Мало знают, что Андрей Андреевич еще и художник, но художники его всерьез не восприняли, сказали: «Ты поэт, иди и пиши стихи». Хотя у него была выставка в Пушкинском музее. Мы, собрав весь визуальный архив, поняли, что обязательно надо рассказывать о Вознесенском как о художнике, которого полноправно можно отнести к течению поп-арта. Этой теме посвящена наша выставка «Вознесенский. ЕЩЁ», где мы показали потрясающие вещи, например «Окно из ипатьевского дома», которое помнило расстрел царской семьи.

Конечно же, в его жизни самым ярким периодом были 60-е годы. Но не менее важный период его творчества это 90-е, когда он начал создавать все эти визуальные работы, которые мы показывали в рамках выставки. По профессии он архитектор. Мы нашли ранние акварели, где уже видна рука мастера и было понятно, что рисовал он всегда.



Александр Асмолов, академик, исследователь и публицист

Андрей это не про «вчера». Андрей это вчера, сегодня и завтра. Андрей всегда оставался подростком. Всегда! Время его не брало. Его голос - был голос музыки, голос любви.

Когда мы встретились, мне было 8 лет. Андрей пришел к моей сестре Наталье Асмоловой-Тендряковой, они были одного года рождения, она работала тогда в журнале «Знамя». Он принес своё стихотворение, сказав: «Я пробую себя поэтом». Начал читать и - маленькая комната изменила пространство. Его первое стихотворение было напечатано в газете «Известия», куда удалось его отдать. И пришел успех.

Поэты делятся на разные категории. Мандельштам делил поэтов на две категории «значенцы и смысловики». Андрей Вознесенский всегда был смысловиком, чувствовал время и опережал его. Эти смыслы продолжают жить и сегодня, когда вы говорите о нем.

Андрей был всегда беспредельно созвучным времени. Помните стихотворение «Братская ГЭС» - «Мы не ГЭС открываем, открываем миры!» Андрей всегда смотрел сквозь другие пространства, которые не видел никто.

Из человека ничего не получится, если он ни в кого не влюблен. А мы влюблялись, глядя на Андрея, Евгения Евтушенко, Беллу Ахмадуллину, Роберта Рождественского! Мы бешено хотели быть как они! И оттуда появлялся такой воздух и чувство счастья, которое не может быть никогда.



Евгения Абелюк, специалист по поэтическому театру, доцент ВШЭ

В начале 60-х годов мой отец работал в Институте теоретической экспериментальной физики и туда приехал Вознесенский, читал свои стихи. Был полный зал, радовались, слушали, хлопали, но многие не понимали, сложно было подобрать ключ к его поэтическим образам. В его поэзии много открытий. Это, действительно, трудные стихи.

Юрий Любимов поставил культовые «Антимиры» по его стихотворению.  Стиль Таганки, сам любимовский стиль - много эпизодность, любовь к поэзии, определялся спектаклем «Анимиры». Ровно так же как стихи Вознесенского повлияли на Любимова, на его манеру, ровно также на Вознесенского повлиял театр.









Приобрести аудиокнигу Андрея Вознесенского «Стихи не пишутся, случаются» можно на всех крупных онлайн-площадках страны. Книга имеет особый музыкально-звуковой и переливается звуками природы, голосом города, шумом уходящих вдаль поездов и шорохом листьев.

(с) фотограф Александр Иванишин

Сцена 23
Центр Вознесенского

Пресс-конференция, Интересная Москва, ***Сообщество блогеров MOSKVA LUBLU, *Культурная жизнь Москвы, я/Книги, Интервью, МОСКВА

Previous post Next post
Up