Лейла Абу-аль-Кишек - молодой талантливый режиссёр, которая поставила на сцене Вахтанговского театра три спектакля в жанре «байопика», если только этот термин применим к театральной сцене и той форме, в которую Лейла облекает своё видение условных биографий главных героев - Фриды Кало, Вацлава Нижинского, Ромена Гари. Новая премьера под названием «Феллини. 8½» посвящена великому итальянскому режиссёру и являет собой вдумчивую попытку перевести кинематографическую историю на театральный язык. Для воплощения такой сложной задачи Лейла Абу-аль-Кишек использует восхитительный актёрский ансамбль и нетривиальный сценографический инструментарий.
Владимир Вдовиченков играет Гвидо Ансельми, режиссёра, собирая образ которого Феллини прежде всего отталкивался от самого себя, своих черт характера, собственной рефлексии и размышлений, но в то же время аккумулируя все эти качества в единый универсальный архетип творческого человека. Как рождается великое, через какие страдания и тернии ошибок проходит человек-творец? Существует ли идеальная жизнь и идеальная любовь? Какова ценность подлинных чувств, можно ли манкировать ими?
Спектакль глубокий и объёмный, многосмысловой и наполняющий - погружает в ровно, такое же задумчивое состояние, как и творения великого итальянского режиссера.
Дмитрий Трубочкин, театровед, историк искусства, доктор искусствоведения
Перед началом спектакля уместно вспомнить несколько фактов о самом фильме. Он вышел в 1963 году и включал в себя очень мощное десятилетие, когда маэстро, начиная с 1954 года, каждые 3 года выпускал фильмы, каждый из которых менял представление о кинематографе. «Дорога» 1954 и «Ночи Кабирии» 1957 с Джульеттой Мазиной, «Сладкая жизнь» 1960 и ««8½»» 1963 с Марчелло Мастроянни.
Последний был фильмом о том, как режиссер не просто не может снять фильм, а не может начать снимать фильм. И эта творческая неудача становится для него поводом для очень глубокой мощной рефлексии, которую маэстро развернул на широком экране., что дало начало целой серии фильмов о том, как режиссеры, творцы осмысливают себя в мироздании в период неудач. Таковы «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони, «Элиза, жизнь моя» Карлоса Саура, «Провидение» Алена Рене и другие.
Фильм получился сложным для восприятия и при этом пользовался зрительским успехом. Это удивительное сочетание было свойством Феллини. По отношению к этому фильму он сказал, что ему обидно за кинематограф. Симфонию слушают 10 раз, на живопись смотрят 10 раз, а картину смотрят один раз и думают, что поймут все сразу.
«В жизни человека бывает период, когда ему важно углубиться в себя, разобраться в том, что с ним происходит. И можно ли сказать об этом другим. «Мой фильм - как раз такой рассказ о самом себе. Мне хотелось бы выразить в нем веру в человека, в то, что настоящий художник должен найти в себе силы победить сомнения, которые его обуревают, даже если для этого необходимо одержать творческую победу над самим собой». Федерико Феллини
Анна Дубровская (Луиза Ансельми)
Браться за постановку Феллини - рискованная вещь была браться за постановку киносценария, так как он интересен лишь узкому срезу зрителей, тем более что литературного перевода нет, только перевод с экрана.
Любовь, лирика, мелодрама, фантазия, философия, фантасмагория - фильм «8½» для гурманов. Лейла - режиссер тонкий, чуткий, готовый к этому материалу. Это долго вынашиваемый спектакль. Играть ни легко, ни тяжело, а интересно. Для меня как для актрисы ценен этот опыт. Феллини очень театральный режиссер, в кино которого осознанно используются театральные приёмы. Спектакль постоянно передает «приветы Феллини» в виде музыки, цитат.
С Володей Вдовиченковым мы давние партнеры. В Вахтанговский театр он пришел, чтобы ввестись в спектакль «Царская охота», где я играла Елизавету. Его привела Маша Аронова, в то время сериал «Бригада» ещё не вышел на большой экран, и с тех пор он влился в наш коллектив. Я одна из его первых партнёров.
Владимир Вдовиченков (Гвидо Ансельми)
История собиралась сложно, поскольку она не совсем логическая и собиралась из наборов. Я смотрел фильм, не понимая, как это можно играть. Спектакль предоставил уникальную возможность раскопать свои жизненные триггеры - обиды, радости, обманы, предательства. Чудесная возможность через спектакль. Я пытаюсь найти зрителя в зале, который бы сказал - это про меня. Я пытался делать не режиссера, они разные, а узнаваемый архетип. Я пытаюсь играть человека, который пытается создать свой мир комфортным и хорошим, а в результате понимает, что непридуманный мир, который сложный, рваный, больной, он и есть тот единственный и настоящий. Это твоя жизнь, ничего не надо выдумать, нужно примириться с настоящим.
Лейла Абу-аль-Кишек, режиссёр
«Мне хотелось найти необычную и редкую историю для театра. Творчество Феллини всегда привлекало меня, и я давно искала возможность соприкоснуться с ним. Киноязык Феллини очень театрален. Спектакль «Феллини. 8½» не является буквальным переложением киносценария для театральной сцены. Эта история об итальянском кинорежиссёре Гвидо Ансельми, пронизанная иронией и тонким юмором, практически автобиографичная история самого Федерико Феллини. Феллини рисует портрет творческого человека в реальном мире, в его фантазиях, снах и воспоминаниях. Всё это крайне привлекательно для сцены».
В спектакле также заняты: народный артист России Юрий Шлыков; заслуженные артисты России Анна Дубровская, Олег Форостенко, Светлана Йозефий, Наталья Масич, Владислав Демченко, Юрий Красков, Агнесса Петерсон; артисты Яна Соболевская, Каролина Койцан, Олег Лопухов, Ася Домская, Елена Мельникова, Вера Новикова.
В основе постановки - сценарий Федерико Феллини, Эннио Флайяно, Туллио Пинелли, Брунелло Ронди; инсценировка Станислава Барышникова.
Театр Вахтангова Аккредитация от сообщества
Московские блогеры МоскваЛюблю