«Я поцеловала твои уста, Иоканаан!» - Ирина Гринёва в «Саломее», Театр «Модерн»

Nov 06, 2022 20:54


Сейчас, когда я посмотрела спектакль во второй раз, мне хочется разобрать его буквально по косточкам, чтобы понять кто сотворил это чудо?

Пересказом сюжета библейской притчи из Нового Завета увлекаться не буду, она известна всем, если не знакомством с литературным первоисточником, то через изобразительное искусство. Саломея, дочь царицы Иродиады и падчерица тетрарха Ирода Антипы, с головой пророка Иоанна на серебряном блюде изображена на множестве картин.



Оскар Уайльд, как представитель английского декадантства и выразитель идей имморализма, превратил притчу в пьесу, несколько переставив акценты, за что его чуть не отлучили от церкви.

Константин Бальмонт, поэт из Серебряного века, пьесу перевёл, и надо признать его перевод очень удачным, обладающим завораживающей ритмикой, утончённым эстетизмом и гиперболизировано театральным.



О Владимире Агееве, режиссёре «Саломеи» в первую очередь следует сказать главное - он ученик легендарного Анатолия Васильева, режиссёра, наделённого талантом превращать бытовое и обыденное человеческое в метаметафору, как бы соединяя в театре эвклидову геометрию с бесконечностью пространства и времени.

В 2008 Владимир Агеев встречает Ирину Гринёву, которая обучалась танцу на экспериментальном классе экспрессивной пластики в театре Васильева, музыканта Алексея Айги, имеющего к этому времени уже несколько престижных музыкальных премий (за фильм «Страна Глухих» в частности), хореографа Альберта Альбертса и художника-сценографа Марину Федотову (о них совсем мало информации).

Так рождается уникальный спектакль «Саломея» на площадке Театра «МодернЪ» (тогда ещё с твердым знаком в названии).

14 лет Ирина Гринёва играет Саломею, и честно признаюсь, я не представляю себе никого другого в этом образе. Потому что боюсь, что будет нарушена магическая упоительная сингулярность из живых эфиров и пленительной ауры, которые присущи именно Ирине Гринёвой. Она особенная актриса, обладающая экзотической красотой, непохожая ни на кого. Её Саломея это непослушный ребёнок, дикарка. Она абсолютно стихийна и руководствуется чувствами. Иудейская принцесса, рожденная развратной матерью, что видела она на пирах, освещенных пламенем факелов, чему научила её душная темнота дворцовых лабиринтов? Как хлыст бича настигает Саломею любовь и вспыхивает багровым рубцом. Да и хочет ведь не так уж и много, погладить волосы любимого, дотронуться, поцеловать... Но пророк Иоканаан кажется лишенным гендера, он Глас Божий, и призван обличать Содом творящийся в Галилее и Палестине. А Саломея «дитя порока»...













Ирина Гринёва прекрасна в своем золотом платье и с распущенными по обнаженным плечам волосами (влюбленная Саломея). Прекрасна в белой тунике и алмазных сандалиях (обиженная и замышляющая месть царевна). Прекрасна и в черной хламиде (получила желаемое и сходит с ума).

Судорогами сводит живот от наслаждения смотреть как танцует Саломея.

Танец - транс, танец - гипноз, танец - дикая животная энергия.

Так, пожалуй, танцуют древние жрицы перед обрядом жертвоприношения.

Так, возможно, танцевала богиня Кали на груди бога Шивы.

Невозможной красоты танец Семи покрывал.

Это платье, распускающееся по всей сцене, и пять девушек, которые создают его движение.

Руки, тени, босые ноги, тело танцовщицы подобно огненному цветку - кровь Саломеи кипит от пожирающей её любви-ненависти.

Страшный танец, цена которому голова пророка.

Страшно произнести, но этот танец того стоит...

Невероятная музыка Алексея Айги.

Полет ввысь. Невесомость. Светоносное состояние. Удар о землю. Катарсис.

























После того, как спектакль заканчивается, в голове выстаивается понимание общего замысла, которое несколько теряется в первом действии. Спектакль состоит из Начала (перед закрытым занавесом стоят озлобленные люди, которые требуют чей-то казни, Христа или Саломеи?), вводной части Пролога (петербуржский салон, Серебряный век, декаденствующие поэты) и основной (собственно Притча - дворец тетрарха Ирода, казнь Иоканаана и гибель Саломеи).





Возможно, таким образом сюжет закольцован через микс времён и попыткой одновременно сблизить и противопоставить морали эпох. На резком контрасте декадентство, идиллистически восславляющее древние века, выглядит слащавым, девичьи щебетания про поцелуи наивными.

Мне кажется, что талант Алексея Багдасарова (тетрарх Ирод) заиграл более ярко и всеми гранями уже в новом Модерне. Открытием для меня стал Александр Сериков (молодой мириец, начальник отряда телохранителей) - убедительный гибкий актёр. Александр Усов (Иоканаан), Арина Маракулина (Иродиада), Роман Коваль (Тигеллин, молодой римлянин), Александра Богданова (паж Иродиады) - сильный достойный состав.







За Саломею Ирина Гринёва получила премию «Золотая лира» в номинации «Совершенство».

Почти каждый год Алексей Айги получает за свою музыку Золотых орлов, Золотых слонов, Золотых овнов и Ник. Его музыка звучит в «Стране глухих», «Орде», «Диком поле», «Испытании» и во многих других фильмах. Откуда был взят фрагмент для танца Семи покрывал мне не удалось найти. Альберт Альбертс работает балетмейстером в Электротеатре Станиславского. Мария Федотова в Театре Пушкина.

Владимир Агеев ушел в 2014 году.

В память о нем осталась его прекрасная «Саломея» в Театре Модерн.

Слова Владимира Агеева из одного интервью: «Я не люблю реализм, абсолютно. Искусство не должно заниматься реализмом, особенно театр. Я могу допустить реализм в кино, в быту, в телевизоре, но в театре это неинтересно. Там царит надреальность, мистическое ожидание чуда».

Театр Модерн

Аккредитация от сообщества московских блогеров ЛЮБЛЮ МОСКВУ @moskvalublu ВКонтакте

Мой первый отзыв о «Саломее» в Модерне (2016) читать

Христианское и языческое встретились на сцене. «Саломея», Театр Вахтангова, реж. Гульназ Бальпеисова читать

ТЕАТР, ***Сообщество блогеров MOSKVA LUBLU, МОСКВА, я/Кино-Театр/Цирк-Концерт

Previous post Next post
Up