Судьба человека. «Фаина. Эшелон» в Школе Современной пьесы, реж. Иосиф Райхельгауз

Feb 09, 2021 19:00


«Посадка в эшелон начнётся ровно в 20:00» - предупредила нас девушка в белой рубахе санитара. Она же гулко три раза стукнула молотком по куску металлического рельса, имитируя третий звонок. Порядочно оглушенные зрители стали подниматься по лестнице на третий этаж, чтобы войти в прямоугольник очень длинной и черной как сажа комнаты, присаживаясь за столами, расставленными в одну линию на невысоком помосте. Елена Санаева вошла вместе со зрителями, как-то совершенно незаметно, ничем не выделяясь и не привлекая внимания, кроме знакомого лица, и тихо села за столик посередине. Люди в военной форме стали поднимать боковые доски возвышения, подобно бортикам грузовика. И ..эшелон тронулся.



(с) фото Natasha Pamsik



Сила актёрского таланта заключается в том, чтобы удерживать внимание зрительного зала, направленное на тебя. Елена Санаева в моноспектакле «Фаина.Эшелон» сделала это блестяще. Под размеренный стук ножа, сидя за импровизированным кухонным столом, актриса резала овощи для борща, убавляла, прибавляла огонь, следила за тем, чтобы не пригорела зажарка, и вспоминала историю своей семьи, своих родителей, знакомых. Она размышляет о Боге, о совести, с бесконечной любовью перебирает в памяти имена ушедших родителей, брата, сестёр, подруг, знакомых. Бронечка, Миша, Фаечка, Лёнечка, Этя..

О многом из того, о чём вспоминала Фаина, нельзя говорить без содрогания, да и вообще произносить вслух, даже спустя столько лет, настолько это страшно. Но ведь и забыть про это невозможно.

Спектакль насколько горький, настолько и тёплый.

Спектакль не о смерти, а о жизни и любви.

Пока мы помним об ушедших - они живы..

Картошку режем и отправляем в бульон.

Одна актриса в моноспектакле, без трагических обертонов речи, без пафосных минут молчания, просто, сидя за кухонным столом, резала овощи и тихо разговаривала как бы сама с собой, иногда смахивая с ресниц набежавшую слезу. А зрители, окутанные вкусными запахами под весёлое бульканье борща, не сводили с неё ошеломлённых глаз и гипнотически слушали..



Про трехцветную сирень, про то, как отец влюбился в бесприданницу и женился против воли родителей, как родилось в семье четверо, про подкидыша на ступеньках, про жизнь в еврейском колхозе под Одессой, про шум маслобойки, который мешал спать, как росли, кем мечтали стать.

Когда началась война и немцы подходили к Одессе, семья поехала в эвакуацию на подводе, которую обменяли на места в эшелоне для командирского армейского состава. Эшелон, казалось, вот удача, это же спасение! Когда внезапно услышали гул самолётов, то не сразу поняли, что это налёт немецких мессершмитов, которые прямой наводкой начали расстреливать разбегающихся в панике людей. Так погибли родители. Маму убило разрывом бомбы, а отец, увидев любимую жену мёртвой, умер от разрыва сердца. Мародёры вытаскивали у людей документы и деньги. А дети, две маленькие девочки, поехали дальше.



Фасоль надо вымачивать всю ночь. Свеклу варим в отдельном ковшике, потом добавляем лимонный сок.

Поезд привёз их в Узбекистан. Сбор хлопка и угольные мешки - надо выживать. Добрые люди помогли Фаине устроиться в эвакогоспиталь для безногих солдат. Невероятным чудом через случайный разговор двух попутчиков в поезде нашлась старшая сестра. Но так «повезло» не всем. Семья подруги Фаины эвакуироваться не успела и попала в еврейское гетто. Перед расстрелом их раздели догола, мать сошла с ума, старшая девочка поседела, а маленький мальчик, брат, решил, что раз разделись, значит, пойдут купаться, и громко радовался этому обстоятельству.



В зажарке главное, чтобы не пригорела. Зажарка это морковка и лук. Томатную пасту добавим в конце.

После войны Фаина вернулась в свой дом в колхозе. Из вещей всего лишь линялая кофточка и юбка из мешковины. Работала тяжело, так уставала, что больше ни на что не хватало сил. Но один раз соседка вытащила её на танцы, в местный клуб. «Чего в окно смотришь, пошли, Фая!» Кто же знал, что в этот вечер на шикарном трофейном мотоцикле, награде от Жукова за первое место в мотогонке, на несколько дней приедет из Германии её старший сын, красавец Лёнька, разведчик и танкист. И увидит этот Лёнька худенькую девушку в линялой кофточке с печальными глазами, скромно стоящую в уголочке, пригласит её на танец, потом в гости, а потом на следующий день сделает ей предложение. Весь колхоз гулял на свадьбе Леонида Райхельгауза и Фаины Коршенбойм. Из угощений были яблоки, жмых из семян подсолнечника, но всем было весело.



Вот теперь зажарку отправляем в борщ. И свеклу тоже, вы только посмотрите, какой красивый цвет получился!

От места руководителя мотоклуба в послевоенном Берлине Леонид отказался - Фаина не хотела жить у немцев. Устроился шофером, переехали в коммуналку в Одессу. Что такое коммуналка в Одессе? Так это целая отдельная от всего прочего мира планета. Жили бедно, но жили весело. На двух сотках у моря соорудили летнюю дачку, посадили розы, черешню, абрикос. Там же принимали гостей и угощали вот этим самым борщом. Галину Волчек, Льва Дурова, многих других известных людей. Друзей приглашал сын, Иосиф.

Кстати сам Иосиф Райхельгауз весь спектакль простоял у стенки и плакал. Елена Санаева тоже плакала. И почему-то совсем не было ощущения, что эти слёзы актёрские.



Сейчас порежу зелень, лучок и можно пробовать.

В целом и общем, хорошо жили, мирно и дружно, подытоживает Фаина. Только рефреном три раза, перебивая все остальные, звучала история про эшелон, те проклятые мессершмиты, бомбёжку и погибших родителей. Потому что это та горчайшая боль, забыть которую невозможно. И боль эта не только личная Фаины и её семьи, а всех нас. Потому что забывать о том, что было - нельзя. Зло, между прочим, творилось людьми и сравнительно недавно.

Но помнить мы будем о свете, который освещает нашу жизнь, о добре, о любви, о любимых людях.





В финале спектакля и наш эшелон попал под бомбёжку.

А потом перед зрителями расстелили скатерти, поставили миски и кружки, и угощали тем самым наваристым рубиновым борщом Фаины. Правда, у меня лично комок стоял в горле и попробовала я всего лишь ложечку в память о тех, на долю которых выпали страшные испытания страшной войны.









Спектакль «Фаина. Эшелон» не получил «Золотую маску» в 2020. А жаль..

Школа Современной пьесы, группы театра в Фейсбуке, ВК и Инстаграм, видео-канал на Youtube

Приглашение в театр от сообщества московских блогеров ЛЮБЛЮ МОСКВУ moskva_lublu

ТЕАТР, *Культурная жизнь Москвы, я/Кино-Театр/Цирк-Концерт

Previous post Next post
Up