Кавказская пленница или "Мачеха Саманишвили", реж. С.Федотов, Пермский театр "У Моста"

Dec 22, 2020 16:47


Сергей Федотов приехал в декабре, в хмурую и напряженную ковидную Москву с двумя лучами света, двумя спектаклями - шедевральной ирландской драмой «Поле» и грузинской музыкальной комедией «Мачеха Саманишвили».

Понятно, что прямая ассоциация с Грузией - это жар лезгинки, острый кинжал за поясом черкески, кучерявая папаха, южные застолья с речистым тамадой, поднимающим стакан вина в руке. Понятно, что, покупая билеты на грузинский спектакль, зрители ждут от него фейерверка жизнерадостности и состояния легкого приятного опьянения, как после молодого виноградного вина. Всё перечисленное имеется в наличии сполна, и лучшего подарка для того, чтобы создать себе рождественское и новогоднее настроение, чем билеты, на «Мачеху Саманишвили» придумать невозможно.



(с) фото Ольга Швецова



Как всегда, у Федотова скрупулезно воссозданный сценический антураж, на этот раз имеретинской деревни, затерявшейся где-то среди увитых богатой растительностью гор. К тому же спектакль вкусный в буквальном смысле слова - на сцене артисты аппетитно вкушают и чачу, и свежее утреннее мацони, и лобио, и ароматные пучки зелени. Поскольку у Федотова всегда всё настоящее, то натуральная достоверность живописных натюрмортов на столе почти 100%, а «почти» - относится только к чаче (или всё-таки?..). А насчет лобио поговорим попозже и отдельно, поскольку оно сыграет немаловажную роль в жизни героев.

Если кратко пересказывать сюжет спектакля, то он о том, как взрослые дети вдовца Бекинэ Саманишвили, сын Платон и его жена Мелано, дочка Дарико с мужем Кириле, при содействии плутоватого соседа Аристо, подобрали бездетную невесту, мачеху Аристо, по имени Элинэ, чтобы избежать в дальнейшем дележа наследства. Но всё идет не так, как замыслили люди, а как решило Провидение.



(с) фото Ольга Швецова



(с) фото Ольга Швецова



(с) фото Полина Королева

Удивительно, но спектакль цепляет совсем не своей комедийностью и удалой весёлой грузинской беспечностью, а наоборот, не солнечной, но теневой стороной, тем, что остаётся невысказанным открыто. Прячась за спину шуток, танцев и застольных речей, спектакль наводит фокус на неудобные и взрывоопасные материальные отношения внутри большого рода.

Никто из героев не живёт безбедно, у каждой семьи своя история. Кириле, зять Бекинэ, ищет любой повод, чтобы крепко выпить, сосед Аристо - неисправимый игрок. С одной стороны, очень забавно отдана дань кавказским традициям - похищению невесты из дома братьев Аристо, Самсона и Мераба, но, что бы стало с Элинэ, останься она прислуживать семьям пасынков и их ленивым и сварливым жёнам Тамаре и Манане? Что стало бы с самим Бэкине, ещё вполне крепким мужчиной, будущее которого в силу возраста и одиночества было предопределено медленным угасанием?

Если задуматься, то можно ли назвать комедией историю про любовь? Такую любовь, которая не должна была случиться, если бы герои смирились со своей участью?

Когда люди находят друг друга, не важно в каком возрасте и при каких обстоятельствах, комедия ли это? Когда в той любви рождаются дети?

Быть может, алхимическое соединение таких несовместимых качеств, как терпение и смирение Элине, и непокорность и вызов судьбе Бекинэ, и сделало возможным союз этих двух людей, подарив им возможность искренних отношений?



(с) фото Ольга Швецова

Мачеха Элине делает сложный выбор между самопожертвованием и любовью. Ведь долг всегда тяжкие камни, но любовь на то и любовь, чтобы биться с трудностями. Пропуская в свою жизнь свет любви невозможное становится возможным. Не от того ли одна из самых сильных сцен спектакля, статичная и безмолвная, когда Бекинэ ждет на дороге свою Элинэ? Не от того ли к финалу подкатывает комок к горлу? Ведь через любовь восстанавливается и нарушенное взаимопонимание с близкими, и совершенно мистическим образом в доме Саманишвили воцаряется лад. Ещё очень хороша своей неловкостью, как будто подглядываешь за чем-то сокровенным, сцена их первой встречи и первого разговора меду ними.

А какова же роль лобио, вспомнит внимательный читатель? Да самая что ни на есть ключевая! Будьте начеку, уважаемые зрители, мачеха Элине невзначай обмолвится секретным ингредиентом, в котором точно заключается секрет её приворотного лобио, пленившего привередливого Бекинэ Саманишвили. А ведь собрался с большим арбузом в гости к другой невесте!



(с) фото Ольга Швецова



(с) фото Полина Королева



(с) фото Полина Королева

Как можно объять в одной лёгкой, весёлой и музыкальной комедии столько сложных важных тем, остаётся загадкой, но режиссёрский почерк Сергея Федотова остаётся незыблемой константой - в финале любого его спектакля всегда есть свет, который греет сердце. Вот так и в «Мачехе Саманишвили» главный посыл - ищите любовь! Если вы не попробуете её поискать, даже когда силы и желания вроде совсем исчерпаны, вы обязательно пожалеете. Пробуйте, пока есть силы.



(с) фото Ольга Швецова



(с) фото Ольга Швецова

Белинэ - Владимир Ильин

Элинэ - Марина Шилова

Платон, его сын - Илья Бабошин

Мелано, жена Платона - Екатерина Пономарёва

Дарико, его дочь - Алёна Войтенко

Кириле, муж Дарико - Дмитрий Мурзаев

Аристо, сосед - Василий Скиданов

Самсон, брат Аристо - Иван Железняков

Мераб, брат Аристо - Ильназ Яруллин

Тамара, жена Самсона - Милена Хмылова

Манана, жена Мераба - Полина Телицина

(с) фото Ольги Швецовой и Полины Королевой

Пермский театр «У Моста», группы театра в Фейсбуке, ВК, Инстаграм и видео-канал на Youtub-e

Следите за графиком гастролей Пермский Театр "У Моста" на сайте/страничке Театромания

Пермский театр "У Моста"

"Мастер и Маргарита", Пермский театр "У Моста", реж. Сергей Федотов
А ведь хлопотливая, черт возьми, вещь «Женитьба»! Пермский театр «У моста»
«Везде - люди… Сначала - не видишь этого…" | «На дне», Пермский театр «У моста»
«Мертвая баба, щепка тебе в язык!» | Пермский театр «У моста» привёз в Москву «Вия»
МакДонах & Федотов. Ирландия vs Пермь. "Калека с Инишмана"

Приглашение в театр от сообщества московских блогеров ЛЮБЛЮ МОСКВУ moskva_lublu

ТЕАТР, я/Кино-Театр/Цирк-Концерт

Previous post Next post
Up