Чиновники тоже люди. Авторское кино: "Воскресенье", реж. Светлана Проскурина

Sep 16, 2019 14:20


Авторское кино - искусство нежное, как роза. Оно требует особого к себе отношения, потому что личностный взгляд режиссера на мир, на жизнь, на нас самих, нуждается в очень тонкой сонастройке со зрителем. Зритель в авторском кино подобен антенне, ловящей радиоволны. Если происходят помехи на «линии передач», то идея, которая тщательно и любовно вкладывалась в фильм, будет донесена в искаженном виде. Ускользание смысла означает, что авторский мессидж будет не понят, зритель его прочитает на свой лад. С одной стороны, свобода восприятия есть несомненный канон, с другой, отсутствие спасательного круга создаёт трудности понимания. Кинокритик Антон Долин на предпремьерном показе фильма режиссёра Светланы Проскуриной "Воскресенье", очень кстати выступил в роли переводчика с авторского «киноязыка» на доступный зрителю.



Фильм «Воскресенье» затрагивает сложные нравственные проблемы, не погружаясь в них глубоко, а очерчивая контур и точечно обозначая «галочкой». В фильме очень много крупных планов, к которым надо привыкнуть. Много узнаваемых социальных, бытовых, психологических паттернов, по которым режиссёр пытается наикратчайшим путем достать до зрителя. События утрамбованы в рамки одного выходного дня. Главного героя - чиновника Дмитрия Терехова угрожают убить. За что и кто - ответа не будет, только записка с угрозой окажется тем символическим камнем на шее, который вместе со всеми трагедиями, случившимися именно в этот день, попробует потянуть Терехова на дно. Найдутся ли силы у героя, сумеет ли он выплыть - ответы придётся искать зрителю, как и попытаться увидеть связь фильма с «Воскресением» Толстого.

Терехова играет прекрасный актер Алексей Вертков. Киноманы запомнили его по фильму "Белый тигр" Карена Шахназарова, а театралы по спектаклю "Северный ветер" Ренаты Литвиновой. Вертков не использует стандартные приёмы и краски для того, чтобы показать своего героя, который сидит в чиновничьем кресле небольшого российского города, ставит свою подпись на всех важных документах, радикально влияющих на жизнь местных граждан, участвует в коррупционных схемах, имеет развод и школьницу дочку, положенную любовницу, а в жены ему намечена дочь другого влиятельного чиновника с приданым в виде вертикальной карьеры. По словам режиссёра Светланы Проскуриной, она не ставила целью обличить чиновничество, напротив, Терехов живёт в довольно скромных бытовых условиях, не соответствующих его статусу, на руках у него больная мать, да сам он постоянно нуждается в инсулиновых уколах. И деньги он тратит тоже "неправильно", не "по понятиям".

Великолепная драматическая линия у Веры Алентовой. Следует отметить, что актриса заслуживает награды «За мужество». В этом фильме у неё тяжёлая, возрастная роль. В такой роли существовать и по-человечески, и по-актёрски неприятно, нелегко, но, боже мой, до чего хороша сцена на лестнице. Удар в солнечное сплетение, когда ни вдохнуть, ни выдохнуть, а только пульсирующая обнаженная эмоция - щемящая жалость к её героине, погружение в сумасводящее одиночество, сочувствие ко всем заброшенным старикам мира. Мать Терехова вроде бы умирает, по крайней мере, она постоянно озвучивает эту мысль, и даже просит сына заранее подыскать ей место на кладбище. Но финал зарождает сомнения, что именно болезнь, а не обескураживающее жестокосердие вроде бы близких ей людей, сына Мити и домработницы Ани (Елена Мольченко), укорачивает её земной путь.

Прекрасна мрачным гофманианским стилем сцена семейного ужина в доме у более высокопоставленного чиновника (Владимир Ильин), дочку которого (Мария Леонова) неделикатно и унизительно навязывают герою в жены. За столом Терехов делится своими переживаниями и рассказывает об анонимной «черной метке» - записке со словами «Скоро умрёшь». Когда фальшивое сочувствие меняется на «черный юмор» циничного обсуждения средств и способов того, как можно убить человека, жующие и смеющиеся люди внезапно становятся похожими на людоедов. Жену чиновника блестяще сыграла Марина Брусникина.

После авторского кино всегда возникает много вопросов и к режиссёру, и сценаристу. Например, Светлана Проскурина на обсуждении фильма после предпоказа обозначила отношнение к главному герою: «Терехов это я», но, вот, интересно, насколько «Терехов это Вертков»? Насколько чиновнику, которого он играет, «к лицу» все разнообразные оттенки рефлексии, которые, конечно, Вертков показывает непревзойденно, когда психофизика у него "не чиновничья"?
Режиссер предложила снивелировать диссонанс и фокусироваться не на профессии героя, а на его внутреннем мире. Но в этом есть какая-то несостыковка, поскольку тема коррупции хотя и не является лейтмотивом фильма, невидимой нитью прошивает все сцены, служит каркасом всего сюжета.

Сцена разделки то ли живого, то ли мёртвого барана также вызвала неоднозначную реакцию. Хотя Антон Долин виртуозно пытался обнулить социальность действия и перенаправить внимание на ассоциативную связь между животным и затравленным жизненными обстоятельствами главным героем. Но всё же, провокативный текст, вложенный в уста водителя (Максим Битюков), сразу заставляет вспомнить незабвенного Данилу Багрова, перечёркивая даже слабую возможность увидеть в этом акте ритуальное «жертвоприношение агнца». И вот здесь, внимание, серьёзный вопрос - тема национальностей да ещё в связке с религиозным праздником, транслированная при помощи кино, не преднамеренно ли ставит целью нажать на спусковой курок раздора? Понятно, что торпедируя подобные сложные наболевшие вопросы, режиссёр с одной стороны высказывает то, что накипело в душе, но с другой, осознанно берет на себя весомый груз ответственности за все возможные реакции. Быть может это своего рода дань хайпу, ведь шум вокруг «Матильды» утих совсем недавно, подарив картине отличные кассовые сборы?

Авторское кино, конечно же, оставляет очень много вопросов и ищет особого зрителя, желающего и способного найти ответы.
В "Воскресенье" можно долго обсуждать и гигантское одиночество, и человеческие черствость, алчность, глупость, недолюбленноть, нереализованость. В "Воскресенье" можно увидеть интересные актерские работы. Авторское кино можно долго обсуждать и спорить, и смотреть его нужно - обязательно.

Жанр - драма
Страна - Россия
Режиссёр - Светлана Проскурина

В главных ролях:
Алексей Вертков
Вера Алентова
Владимир Ильин
Александра Ребенок
Илья Викторов
Максим Битюков
Елена Мольченко

Фестивальная история
Московский Международный Кинофестиваль 2019
© 2013-2019 ПРОвзгляд


















Благодарю за аккредитацию livejournal

ЖЖ, МОСКВА, я/Кино-Театр/Цирк-Концерт

Previous post Next post
Up