Киев. Древняя липа, Бабин Торжок и Святая София

Nov 03, 2013 19:49


Из рассказа «Киев в месяце «листопад»…Сразу выхожу на огромную древнюю липу. Она такая древняя, у неё такой толстенный бугристый морщинистый ствол, что к нему даже подставили специальную мощную доску-подпорку. Говорят, что эта липа видела самого князя Владимира, а может даже и княгиню Ольгу ( Read more... )

УКРАИНА/Киев

Leave a comment

ya_rinka November 4 2013, 13:49:42 UTC
НАдо же, а я на эту липу как-то раньше внимания не обращала. Надо будет зайти, когда зимой в Киеве будем (если ничего не помешает, конечно).

Ну, и погодка вам досталась! В такую только по музеям ходить! ;)))

"У мозаiцi зберiгся архангел у блакитных (голубых) шатах (?), iншi (которого) майстерно виконанi (выполнил) М.Врубель наприкiнцi (в конце) 19ст.».

Перевод такой: "В мозаике сохранился архангел в голубых одеждах, остальное (кроме названного, т.е., кроме архангела) мастерски выполнено Врубелем в конце 19 века."

Фресок Врубеля в Софийском практически нет. Он в свое время написал эскизы внутреннего убранства собора, но их отклонили из-за несоответствия канонам. Вроде бы ему удалось там сделать несколько орнаментов, но где они (или остались только на эскизах) я не знаю. Зато в соборе осталась работа Врубеля-реставратора. Поскольку на барабане купола осталась только фигура Архангела, остальные фигуры и нарисованы, и выложены мозаикой уже именно Врубелем.

Зато чудесные фрески Врубеля остались в Кирилловской церкви. Эта церковь не так уж известна, и весьма не удобно расположена, но там сохранились и оригинальные фрески 12 века и работы Врубеля.

Reply

pamsik November 4 2013, 15:10:16 UTC
Большое спасибо за перевод, у меня как-то не вышло складно перевести.
Честно говоря, у меня возникает некое внутреннее чувство отторжения при виде фресок в храмах, написанных художниками.
Красиво, но они слишком очеловечены, приземлены.
В Абрамцево церковь Спаса Нерукотворного, в Киеве Владимирский собор - росписи выглядят красиво, конечно, но по музейному. Меня это отвлекает. И Врубель, мне кажется, совсем не церковный художник, ну вот совсем.
Хотя посмотреть интересно.
Будем в Киеве (когда же мы снова будем в Киеве?) обязательно найду Кирилловскую церковь.

Софийский собор впечатлил. И Михайловский Златоверхий. Помню золотые потолки.

Липа очень древняя. Когда к таким деревьям подходишь близко, почему-то кажется, что она тебя слышит и понимает. )

Reply

ya_rinka November 4 2013, 15:48:41 UTC
Ну, не зря же я все-таки в Украине живу. ;)))

А кто должен фрески писать??? Насколько я знаю, они всегда художниками написаны. Ведь иконописец - то тоже художник. И мы видим иконы его глазами. Или тебя останавливает светскость живописца? Меня же всегда наоборот напрягает некоторая искусственность канонических икон. Ведь понятно, что все эти образы изначально совсем не с оригиналов писались.
И всегда не понятно, почему было решено канонизировать именно эти изображения, а не какие-то еще...

Как-то в киевском музее русского искусства видела выставку где были представлены эскизы к фрескам Врубеля для этой Кирилловской церкви. Как же было интересно следить за работай художника и видеть как оттачивается каждый образ.

Как-то в Черновицком художественном музее видела иконы написанные богомазами (язык не поворачивается назвать тех деятелей иконописцами) из какого-то глухого карпатского района. Вообще-то считалось, что они именно из православной церкви, но они совершенно не имели отношения к православным каноническим иконам. Но это не мешало им выполнять функцию икон в местных церквях, и даже в музее ощущалось насколько они намоленные.

Да, есть такое дело. А еще общаясь с древними деревьями меня почему-то не покидает особенно острое ощущение собственной сиюминутности в этом мире.

Reply

pamsik November 4 2013, 17:44:29 UTC
Храмы расписывают специально обученные художники - иконописцы. И дело даже не в знании канонов иконографии, и не в том, что все они имели церковный чин, а в той энергетике, которую они сообщали изображениям. Все они перед началом росписи соблюдали строжайший пост, а это своего рода отключение от суеты внешнего мира, и наоборот подключение к силам невидимым. Не все иконописцы, конечно, такие, могущие передать дух, силу, через образ. Но Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий - это запредельно прекрасные работы. Возвышенные, одухотворённые, чистые. Художники и близко не подходят к ним по "энергетичности" что ли (не могу подобрать определения).
На Украине процветает своя иконографическая стилистика, её можно назвать примитивной в хорошем смысле, она яркая, узорчатая, цветистая (страна то какая плодородная)). В Киевской Лавре надвратная церковь примерно подобный образец. Мне нравится. И даже они, вот такие цветочные богомазы лучше искусных художников. На мой взгляд, конечно. )

Reply

ya_rinka November 4 2013, 18:06:47 UTC
Ну, про иконописцев я в курсе. ;)

Ну, если говорить о перечисленных тобою мастерах, то это действительно изумительные работы. К тому за прошедшие века они столько энергетики собрали, что мало, кто с ними сравниться может. А вот если сравнивать расписанное современными иконописцами, ну или иконописцами позапрошлого века, то я,наверное, выберу все-таки Врубеля. Но это, уже на мой взгляд.

Reply

pamsik November 4 2013, 18:15:20 UTC
Да я не учу, что ты), просто начало такое. Мысли)
На меня сильно повлияла "Роза мира" Андреева. И вот он пишет, что Врубель уводит не в те слои, другими словами, он не поднимает, не возвышает, а опускает, принижает. С ним как на лифте спускаешься вниз. У него душевная организация такая - дёрганая, неопределившаяся, сомневающаяся. А как художник мне он нравится, вернее нравился. Я часто зависала в его зале Третьяковке, но очень уж там все фиолетовое. В смысле грустное, нерадостное.

Reply


Leave a comment

Up