История эта случилась совсем недавно. После всех скандалов связанных с РЖД в данной структуре произошло много изменений. Безбилетников перестали так часто бить, а контролеров выкидывать с поездов. Стало возможным оплачивать проезд непосредственно в поезде, а если есть основания, то и без штрафа. Контролеры стали опрятнее, культурнее и выдержаннее. Но некоторые "болячки" РЖД не касаются обслуживания или просто вежливого отношения, они имеют глубокий системный характер и как их не камуфлируй они все равно рано или поздно вылезают наружу.
Итак я взял билет от станции N до станции Y, взял его в автомате. Так как раньше со мной никаких историй с продажей билетов не приключалось, и подумать не мог, что необходимо проверять правильность выданного вам в автомате билета. Сев на станции N я поехал до станции Y. В пути меня проверили контролеры и поставив галочку на билетике пошли дальше.
Выйдя я подошел к автоматам и попытался выйти, но не тут то было. Попробовав билет во втором автомате я решил проверить и сам билет. Удивлению моему не было предела, билет был выдан от станции N до станции X, которая находится в противоположном направлении от моей станции отправления. Можно было бы предположить, что я ошибся и нажал не ту станцию в автомате, но два факта упорно говорят о другом развитии событий. Сумма на билете была аналогичной той которую я должен был заплатить для совершении данной поездки, а расстояние от одной станции до другой на дисплее автомата, значительное. Естественно контролеры предложили мне купить билет на выход. Так как я был полностью уверен, что я не мог ошибиться при выборе станции, да к тому же билет был взят в обе стороны (то есть я и так терял сумму равную одной поездке), я естественно отказался от столь очевидного предложения. Вместо этого я позвонил в линейный отдел полиции, а после и в саму компанию и предложил им самим предложить мне приемлемый выход из создавшейся ситуации исходя из 2-ух условий. 1) Ошибку совершил их автомат при выдаче мне билета. 2) Денег нет.
Не буду подробно описывать все переговоры, достаточно сказать, что приехавшая полиция, взяв с меня объяснения, выпустила меня со станции. А потом перезвонивший мне сотрудник компании объяснил, что возврат денег был бы возможен, если бы я заметил ошибку непосредственно возле автоматов ( в чем я так же искренне сомневаюсь). Но суть не в этом. Перейдем к сути проблемы.
1) У РЖД не прописано в правилах последовательность событий в случае, если пассажир прибывший на станцию назначения просто не в состоянии заплатить за выход. Случиться это может по любому поводу, он потерял билет, проехал свою станцию ( а пересадок на многих станциях на противоположную платформу сейчас не существует), потерял деньги, его обокрали или же как в моем случае автомат выдал неправильны билет и я принципиально не желаю платить еще 150-200 рублей за не оказанную мне услугу. Итак какие варианты существуют в данном случае у человека?
1) Вызов МЧС, Полиции, Скорой помощи ( то есть любой службы способной вызволить вас со станции)
2) Прыгать на рельсы и искать выход в любом другом месте.
3) Прыгать через турникеты..
4) Попробовать собрать деньги на выход непосредственно у самих автоматов.
5) Смириться и попытаться начать жизнь заново на той платформе куда занесла вас судьба....
Варианты написаны мной с учетом их вероятной реализации в случае неудачи с предыдущим. В моем случае сработал первый.
Исходя из всего вышеизложенного могу констатировать факт, что компания создала условия при которых пассажиров попавших в сложную или спорную ситуацию вынуждают идти на нарушения других правил ил законов, так как законного выхода из данной ситуации, компания просто забыла прописать. Мало того компания сама провоцирует данные нарушения. Прыгнув один раз с платформы (что и предлагали мне контролеры) человек во второй раз может пойти тем же путем. Раз сама компания не против такого развития событий, почему бы тогда не делать это постоянно?
Давайте рассмотрим ситуацию теперь чисто с юридической точки зрения. Все споры между субъектами, которые не могут быть разрешены в рамках соглашения 2-ух сторон, должны решаться в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ. Ну то есть, если у меня отсутствуют деньги за проезд (на выход, на вход или куда там еще по их мнению), должна быть вызвана полиция и оформлен протокол об административном правонарушении (ну или нарушении правил оплаты проезда). Далее мне на руки выдается копия, и я спокойно жду повестку в суд (если заранее не согласился с предъявленными мне требованиями и не подписался их возместить). Это первый логичный вариант который приходит мне в голову.
Но контролеры этого никогда не делают. Почему? Думаю, ни один суд не узаконит право о поборах «на выход», они никак финансово необоснованны. Так же, как и ни один перевозчик не сможет в суде доказать, сколько именно станций я проехал. А в суде нужна точность. Единственное, что обо мне известно, что я как то оказался на станции. Все. Даже, если суд признает факт моего проезда на электричке, он будет вынужден опираться на мои собственные утверждения, с какой именно станции я приехал, и размер компенсации будет мизерным (собственно говоря, ничтожным.) Все это создает условия, при которых компании РЖД невыгодно идти по пути соблюдения законодательства, а выгодно создавать собственный произвольный свод правил, фактически берущий вас в заложники до возмещения вами суммы, которую они пожелают с вас поиметь. Невольными соучастниками тут становятся контролеры вынужденные выступать в роли рекетиров.
Но я не хочу обвинять компанию в злонамеренном создании таких условий. Они искренне считают, что исправить ситуацию нельзя и, что они вынуждены действовать в рамках существующих реалий.
А теперь давайте попробуем нарушить эти реалии путем несложных размышлений. Что именно мешает контролировать расстояние, которое проехал гражданин и взимать с него фиксированную плату, безо всяких дополнительных поборов или ограничений? Под ограничениями я имею ввиду как раз такой случай, когда формально человек заплатил деньги, но не может выйти той станции, на которой хочет, потому как в билете указана другая. Как сделать так , что бы человек чувствовал себя так же комфортно, как в метро. Там вы можете выйти на любой станции, развернутся и поехать совсем в другую сторону, потом передумать и вернуться обратно. Но при этом необходимо соблюсти интересы, как перевозчика, так и пассажиров. Тут я думаю выход один, отказаться от ценовой сетки построенной на зонах, и перейти к поминутной оплате проезда. Думаете это сложно? Ничего подобного.
Итак, представим, что РЖД рано или поздно полностью перейдет на пластиковые карты оплаты. Они могут быть и именные, непосредственно привязанными к вашему паспорту, и в случае ее утери можно будет ее восстановить и все потерянные средства. Вы проходите по этой карточке на станции N и фиксируете время захода. После этого вы можете ехать, куда вам угодно и сколь угодно долго находится на территории РЖД после выхода вы проводите карточной по валидатору и с вас списываются средства за N-ое количество проведенного вами времени на территории РЖД. Теперь конкретные ситуации, если ваша электричка опоздала или ее отменили, а вы не желает через суд возмещать 5 рублей украденный у вас РЖД за время ожидания следующей электрички. Поняв что ваша электричка будет еще не скоро вы просто выходите с платформы, если вы сделали это в течении 10 минут средства с вашей карточки не списываются. Если прошло уже 11, то вы будите платить как за проезд в соответствии с установленным тарифом. Предположим, я еду от одной станции до другой 40 минут, и плачу при этом 80 рублей. То есть минута поездки будет стоить 2 рубля. То есть 11 минут стояния на платформе обойдутся вам в 22 рубля минус 5 минут на посадку и 5 минут на высадку, итого всего вы заплатите 2 рубля. Два часа поездки будет стоить уже 240 рублей, минус 10 минут (посадка, высадка). Что примерно соответствует сегодняшней картине оплаты проезда.
(Данные могут быть устаревшие)
Вы спросите «А как же зональность» ведь сейчас проезд в некоторых зонах стоит дороже, а в некоторых дешевле в зависимости от близости к Москве. А никто не мешает оставить эти различия, при прохождении контроля в определенных зонах вам будет сделана скидка, если вы едите с Москвы до Рязани, то скидка будет составлять 10 %, а если с Казанского до Электрозаводской, то скидка будет другой, или ее вообще не будет.
При этом время проведенное вами в пути неумолимо будет увеличивать эту сумму. И если вместо положенных 2.5 часов вы ехали, 4,5, то скидка даже в 10% вас уже вряд ли обрадует.
Вы спросите, что это даст пассажирам и вам лично. Это даст вам возможность не думать о том в каком направлении вам ехать, вам не надо будет выходить и менять билет (покупать другой), если ваши планы внезапно изменились. Если же вы приехали на станцию и ожидаете пересадки, то вы сможете выйти через автоматы и вновь зайти, что даст вам лишние 10 минут, но учтите, что карточка после вашего выхода сработает на вход так же только через 10 минут. Поэтому бегать с электрички и «гасить» карточку таким образом у вас не получится.
Что касается Экспрессов, то тут все так же просто, наценку за проезд в нем с вашей карточки спишут уже контролеры, проходящие по составу, а при выходе вы оплатите такую же сумму как если бы ехали на обычной электричке.
Билеты же необходимо будет покупать, только до той станции, где кассовые аппараты отсутствуют, так как погасить проезд там вам не удастся, и с карточки спишут сумму равную тому времени, как если бы вы катались на электричке все время до окончания работы депо. При чем спишут ее уже при следующем входе, а если баланс при этом будет имеет отрицательное значение, автомат вас на платформу уже не пустит.
Есть множество нюансов, которые можно было бы обсудить в этой статье, но я уверен, все они решаемы. Реализовав данный проект в полном объеме, мы бы получили качественно новую систему оплаты, что несомненно бы улучшило, как удобство пользования пригородными поездами, так и имидж компании в глазах потребителей.
Плюсы:
1) Отсутствие необходимости в обслуживании большого количества автоматов по продаже билетов и расходных материалов.
2) Уменьшение конфликтных ситуаций при оплате проезда
3) Повышения комфорта передвижения
4) Возможность блокирования средств на своем счету с их последующим восстановлением.
5) Повышения имиджа компании в глазах потребителей.
6) Возможности более гибкой ценовой политики
Минусы:
1) Разработка и обслуживание программы ведущую учет и обработку данных пользователей компании. (Первичные затраты)
А Теперь вернемся к началу разговора. Если вдруг на платформе оказался человек без билета и карточки проезда, то у него должно быть как минимум 2-а выхода
1) Вызов полиции и оформление административного правонарушения
2) Покупка карточки проезда.
Все. Никаких «Прыгайте с платформы» «Мы не знаем, что вам теперь делать»
Один вопрос «Способны ли вы оплатить карточку проезда? Замете не штраф, а карточку на балансе которой уже будет 300 рублей (предположим она будет стоить 300 рублей) То есть человеку не предлагают просто так отдать им деньги. Ему будет предложено оплатит свои будущие поездки, и спокойно выйти с платформы при этом активировав карточку. Что делает его их клиентом, а не «зайцем» прыгающего по путям (просто потому, что РЖД не против). Никаких штрафов, только через суд, если человек действительно непонятно как оказался на платформе. Никаких других конфликтных ситуаций при этой системе оплаты возникнуть просто не может. Если при выходе на карточке оказалось меньше средств, чем было вам начислено за проезд, вы все равно покинете платформу, при этом баланс на вашей карте будет минусовой. Что сделает невозможным ваши дальнейшие поездки без его пополнения.