Когда-то, в 2012 году, я писал у себя в ЖЖ пост о том, что экоактивисты, да и вообще любые неравнодушные к Природе и Родине люди не могут поддерживать Путина. Вторым пунктом списка был неоценимый вклад Путина в разорения природного чуда мирового масштаба - озера Байкал.
Напомню, что именно он, еще (уже) будучи премьером,
подписал постановление, которым разрешил сброс промышленных стоков целлюлозно-бумажного комбината в легендарное озеро и складирование опасных отходов в его охранной зоне.
Иркусткие экологи тогда проводили акции протеста и пытались направить письмо с разъяснением недопустимости подобных разрешений не куда-нибудь, а в общественную приемную Путина. "Однако в общественной приемной Путина письмо экологов принять отказались, сославшись на то, что регистрируют обращения только «по партийной линии»" (
источник). Вот и все, что вы хотели знать по поводу реального мнения Путина о диалогах с обществом. Об общественном контроле, без которого решение экологических (да и любых других) проблем технически нереально.
Сам же Путин, верный своему образу (образу?) дорвавшегося до власти уголовника, ответил "Надо смотреть на всю проблему, в целом изучать ее, смотреть внимательней, без визга, без шума, по-государственному". Надеюсь, эту фразу в подарочный цитатник включить не забыли?
И, соответственно, начал решать.
Решение проблем дошло до того, что Байкал в этом году
не было видно из-за бушующих вокруг него лесных пожаров, которые никто не мог потушить.
Как оказалось - не мог потому, что власти
не давали команды тушить лесные пожары. Как выяснилось в сентябре, политическое решение было
не тушить лес, а ждать, когда он догорит и погаснет сам. Где же был борец за байкалы Путин? Видимо, всеми мыслями в Сирии. Подвязавшись перекраивать карту Ближнего Востока, решать проблемы с пожарами вокруг озера в собственной стране он и за полгода не собрался - не до того. Вместо него решали, как умели, всякие другие придатки госаппарата.
Минприроды, например,
подготовило поправки в правила тушения лесных пожаров, как раз и гласящие, что лесные пожары можно не тушить, если рядом нет никаких важных объектов. И дым Отечества нам сладок и приятен.
Ну зашибись. Зато
задокументировано тушение пожаров священником. Не считая местных волонтеров и добровольных пожарных дружин "Гринписа", который
мечтает запретить ГосДума.
Однако, вернемся к Байкалу.
Ранее уже
награжденный титулом главного врага царь-озера, Путин под конец минувшего года встретился со своим Народным фронтом и с удивлением узнал, что Байкал
гибнет, превращается в болото - вода загрязнена,
в ней размножается водоросль спирогира, деревья (кедры) по берегам больны. Кто же виноват? Может быть, тот, кто 5 лет назад разрешил сбра... а, нет,
виноваты фермеры:
"Необходим целый комплекс мероприятий, связанный с применением соответствующих удобрений при проведении сельхозработ, заявил президент РФ Владимир Путин. Он отметил, что основную проблему экологии Байкала создают сельхозработы в Бурятии"
При этом, однако, на той самой встрече с ОНФ речь шла не об удобрениях, а об очистных сооружениях.
"министерство природы России не контролирует ход реализации ФЦП "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы". Такой вывод сделала Счетная палата РФ после просмотра отчета о проверке финансирования охраны Байкала и развития природной зоны озера. На федеральную программу с 2013 года было выделено 7 млрд рублей, однако ни одно очистное сооружение так и не возвели"
Подробнее Я даже не буду иронизировать по поводу того, что встреча была посвящена проекту "За честные закупки - борьба с коррупцией". Нет, не удержусь. Поставьте ее курировать сыновей Чайки и Ротенберга, чтоб уж было совсем хорошо, ок?
Почему, спросите вы, я так саркастичен и злобен. А потому, дорогие мои, что сразу вспомнил, как все время, словно мантру или символ веры, у нас твердят, что экологи не должны лезть в политику. В нынешней России это технически невозможно - см. "Левиафан" Звягинцева, даром, что не про экологию.
Если потянуть за ниточки любой экологической проблемы у нас в стране, окажется, что начало и конец лежат именно в политической плоскости. Из-за политических причин принимается заведомо незаконное (напр., землеотвод под трассу через Химкинский лес) и неадекватное решение, которое не тормозит в зародыше ни один контролирующий орган, поскольку политическая воля состоит в том, чтобы контролирующие органы пребывали в искусственной коме и выходили из нее только по особым случаям, редко имеющим отношение к справедливости и закону. Затем начинается собственно проблема - вырубка, загрязнение, уничтожение, что угодно. Естественно, активная часть народа поднимается против и начинает всеми силами биться над решением проблемы... чтобы убедиться, что она упирается, опять-таки, в политику. Либо уничтожение основ нашей жизни необходимо, чтобы озолотился чей-то сын, друг, брат, сват и т.п., либо прискакивают какие-нибудь провластные экологические организации и начинают совать палки в колеса - выполняя заказ или просто в силу зловредности: как это так, что решением проблем занимаются какие-то голодранцы, а не они, уважаемые люди? Наконец, у нас работа с общественностью построена так чудесно, что идиотские и откровенно антигосударственные решения всплывают на поверхность и вызывают реакцию у населения уже на той стадии, когда все решения приняты, деньги попилены, маховик запущен и чиновники скорее зубами отгрызут себе руки, чем станут разворачивать этот бульдозер в другую сторону.
Уважающие себя экоактивисты не могут поддерживать Путина как раз в силу того, что Путин, путинская автократия и "блатные" принципы руководства и есть главная экологическая проблема России. Вся его карьера на государственных должностях - это история уничтожения и слива за рубеж природных богатств ради набивания карманов. Вспомните материалы, собранные
Мариной Салье, и подумайте - может ли вылезший из криминального мира чиновник, сделавший себе имя и состояние на "частно-государственном партнерстве", продаже иностранцам леса, икры, нефтепродуктов - всего, чем пока еще богата наша земля, иметь хоть какие-то представления о ценности этой самой земли и ее охране?
Особенно, если учесть, что методы "частно-государственного воровства" после прихода Путина к власти стали применяться на широкую ногу - вспомнить, хотя бы, ту же
историю с трассой через Химкинский лес.
"Частно-государственное партнерство" цветет и на Байкале. Пока его берега мелеют, леса вокруг горят, гибнет нерпа и размножаются вредители - с Китаем заключено очередное соглашение. "Пекинская международная торговая компания "Колодец Земли" намерена стать лидером на рынке питьевой воды в Китае, продавая воду из Байкала" -
рапортует Бабр. Сейчас уже идет проектирование китайского предприятия, которое будет выкачивать из Байкала воду миллионами кубометров в год.
Конечно, власти гарантируют, что китайцы не нанесут озеру экологического вреда -
как уже не нанесли сибирским лесам.
Этот пример очень хорошо показывает, что и с Байкалом, и с лесами делается искренне, умелой рукой, на совесть, по петербургской схеме - а что на отвали и для виду, как доставание амфор.
Отчего-то я совершенно не сомневаюсь, что - буде ничего не изменится с нынешним политическим курсом - китайцы свою фабрику построят, и наше сокровище-озеро будут увозить на продажу колоннами фур. Не сомневаюсь, что все разногласия китайской компании с экологами, народом и даже редкими честными проверяющими будут разрешаться по левиафановскому сценарию.
Не сомневаюсь также, что программа сохранение Байкала, вокруг которой водит хороводы Народный фронт Путина, и дальше будет жрать деньги и топтаться на месте, чтобы ОНФ мог и дальше срывать покровы на телекамеры, вопрошая "
А кто это сдееееееееелал??"
Просто потому, что у нас это по-другому не работает.
Не могут нормально сохранить нашу страну и нашу природу люди, вся жизнь которых посвящена уничтожению и того, и другого - причем я не думаю, что это злонамеренное уничтожение, скорее "государственно-частное партнерство", практикуемое годами, формирует своеобразные представления о своей стране, ее природе, ее земле, и ценности жизни людей, которые на этой земле живут.
Больно только, что и до Байкала добрались загребущие лапы с их концессиями.
Байкал - древнее и величественное, святое и священное озеро. Срок жизни одного обезумевшего от жадности бандитского царька в сравнении со сроком жизни Байкала - пыль, но, тем не менее, именно это пугающее турецкие помидоры создание способно древний Байкал погубить.
Байкал, как и Путин, в мире всего один - но только, в отличие от Путина, Байкал и нам, и всему миру, очень и очень нужен.
Фото - Greenpeace
Читать подробнее на сайте Активатика