О древнейших чеченских алимах (из архивов Багдадской библиотеки).
В течение многих лет российская и советская историография вела по ложному следу по фактам, касающимся истории чеченцев. И сегодня не утихают разговоры о том, что якобы чеченцы приняли ислам 200-300 лет тому назад. Многими псевдобогословами преподносится эта идея, как истина в последней инстанции. Поэтому еще и еще раз необходимо напомнить о том, что истоки мусульманский религии чеченцев настолько глубоки, что многим покажется фантастическим данное заключение: Ислам проник на территорию Чечни и Дагестана спустя 100 лет после смерти Великого Пророка Человечества Мухаммеда (алейху салату ва салам), Это вовсе не голословное заявление. Оно подкрепляется достоверными источниками исторических трудов арабских летописцев ал-Балазури, ат-Табари, византийского хрониста Себеоса, а также, что удивительно, и российскими учеными - академиками Б. Б. Пиотровским и О. Г. Большаковым. Дальнейшее развитие ислама на территории Чечни и его связь с исламским миром более чем 1000 лет с опубликованием имен и фамилий древнейших чеченских алимов приведены в сенсационных материалах архива Багдадской библиотеки, которые мы предлагаем вашему вниманию. Из чеченцев вышло немало прославленных ученых и писателей, принявших участие в распространении знаний среди человечества, внесших выдающийся вклад в развитие мировой исламской цивилизации.
1. Абубакар Мухаммад ибн Амий Исмаил аш-Шашани, известный под прозвищем "Великий
Ключник", родился в Чечении в 904 году Христианского Летоисчисления. Отличался глубоким знанием
мусульманского богословия. Чтобы расширить свои познания в исламских науках, он переехал в Хорасан, а
после перебранен в Багдад, который в то время являлся столицей Халифата. В Багдаде в те времена собирались, ученые со всех концов обширного мусульманского мира. Чеченец продолжил обучение у этих ученых, после этого он вернулся на родину и стал общепризнанным лидером в богословских науках шафийского мазхаба, мусульманского правоведения, в толкованиях Корана, в познаниях хадисов и арабского языка. В свое время он часто упоминался в произведениях ученых, его цитировали, на него ссылались при решении трудных богословских проблем. Он оставил в наследство
немало богословских трудов. Вот некоторые из них: «Корни исламского правоведения (факиха)», «Прекрасные грани Шариата», «Толкование шафийской книги «Рисаля», «Обычай судей» и другие.
Он умер в 975 году. Да будет доволен им Аллах!
2. Имам Абубакар Мухаммед ибн Ахмад ал-Хусайн аш Шашани ал-Каффаль получил от современников почетный титул «Фахрул Ислам», - «Гордость Ислама». Родился в Багдаде, в районе, где проживало много чеченцев Муйафиркин, в 1027 году. Обучался у Багдадских ученых, у алимов Басры, Хорасана, Куфы, в центрах богословия и литературы. Учителя выделили его как лучшего, и поэтому ему было доверено преподавание в самом лучшем университете того времени в багдадском «Низами». Он был признан самым выдающимся ученым шафийского мазхаба. Ученики, подчеркивая праведность и богобоязненность чеченца и нарекли его именем «Джунайд». Он был прославленным энциклопедистом своего времени, и после него осталось 30 томов произведений по пяти различным наукам. Умер в 1114 году и похоронен рядом со своим учителем - устазом Абу Исхаком. Да будет доволен им Аллах !
З. Имам Абубакар Абдурахман ибн Ахмад аль-Каффаль аль- Марваний. Его прозвали «Каффаль младший», чтобы отличать его от «Каффаля Старшего», упомянутого нами в начале. Его современники, ученые и писатели говорили о нем как о «несравненном» и утверждали, что ученых, подобных ему, не было в прошлом и не может быть в будущем. Он был величайшим шейхом Ирака и Египта, у него прошли обучение многие выдающиеся шейхи и имамы. умер в Египте в 1026 году. Да будет доволен им Аллах!
4. Шайх А6дул-Хасан Амий ибн ал -Хажиб Шашани. Родился и первоначально обучался в Чечении. Затем посещал Хорасан, Ирак, Сирию, Хиджаз, углубив свои познания в этих научных центрах, вернулся на Родину, где проповедовал ислам. Умер в Чечении.
5.Шайх Абу Якуб Исхак ибн Ибрахим аш-Шашани. Родился в Чечении, там вырос и
там постиг исламские науки. Посетил Египет и остался в этой стране в качестве судьи. Написал труд под названием «Основы исламского права», который прославил его имя в мусульманском мире. Эту книгу называли «Шаш баххаш» «Чеченские основы», подчеркивая чеченское
происхождение ученого. Умер в Египте в 937 году. Да будет доволен им Аллах!
6. Шайх Ахмад ибн Абдуллах ибн Мухаммад ибн Ахмад аш-Шашани. Родился и обучался наукам в Чечении. Внук ученого, о котором мы ранее упоминали, Абубакара Мухаммда аш-Шашани. Был преподавателем Багдадского университета «Низами». Умер в 1180 году. Да будет доволен им Аллах!
7.Шайх Абдул - Махасин Мухаммад ибн Юсуф ибн Абдул - Касим аш -Шашани. Жил в Багдаде. Прославленный поэт.
8.Шайх Умар ибн АХМАД ибн ал-Хусейн аш-Шашани. Родной брат имама Абубакара
Мухаммада аш-Шашани, «Гордости Ислама». Умер в 1155 году.
9.Шайх Абдуллах ибн Мухаммад ибн Ахмадаш аш-Шашани. Родился в Чечении в 1088 году. Умер
в Багдаде в 1135 году и похоронен рядом со своим отцом.
10. Шайх ал-Хафиз Абу-Саид ал -Хансам ибн Кулайб аш-Шашани. Учился у знаменитых ученых своего времени и сам был учителем прославленных знатоков ислама. Сохранился его труд под названием «Ал- Муснад». Умер в 946 году. Да будет доволен им Аллах!
В дополнение ко всему следует упомянуть о некоторых данных из чеченской истории, имевших место относительно недавно. После депортации чеченцев в 1944 году был вывезен архив и ценнейшая библиотека известного чеченского ученого Сугаип - муллы (Хайба) в город Тбилиси. Возвращение бесценной сокровищницы знаний на свою историческую Родину - высокий долг каждого мусульманина, каждого чеченца и гражданина Чеченской Республики! Да поможет нам Аллах в этом святом деле!