И такие бывают Педагоги!

Nov 21, 2013 20:17

Оригинал взят у anna_psy в И такие бывают Педагоги!

Порой встреча с мудрость настигает нас в самых неожиданных местах. Одним из таких мест, где я меньше всего жду этой встречи, является телевизор. И вот, на днях, в пространстве ток-шоу, сериалов, рекламы и новостей, я услышала Живые Слова, затем увидела глаза их говорящего, и не смогла пройти мимо. Это была передача на телеканале с забавным названием - “Радость моя”. Я сидела и слушала, как завороженная, об обучении слепо-глухих детей, о том, что “все люди - люди”, о том, что роль взрослого в жизни ребенка - помогать…


Мое открытие того дня - Борис Бим-Бад. Педагог! Обычно, это слово меня пугает, но не в этот раз.

Мне захотелось оставить у себя кусочки мудрых мыслей, найденные на его сайте.

“Достоевский однажды ответил на письмо родительницы одной, что она может сделать для своего ребенка, чтобы тот правильно вырос. Он написал ей: "Просто будьте доброй к нему. И знайте так же, что это самое большое, что Вы можете для него сделать, и он это запомнит навсегда и тоже будет добрым".”


“Когда наблюдательный учитель замечает, что ребенку трудно, плохо, учитель коротко беседует с ним наедине. «Скажи мне, почему тебе плохо. Скажи мне, я всё пойму». Когда затем учитель будет смотреть в глаза этому ребенку, между ними установятся отношения всё понимающих заговорщиков, и ребёнок сможет жить дальше.”
“Родители должны уметь сотрудничать с преподавателем, не подкупая и не устрашая его, а пытаясь понять. И, конечно же, дополнительно давая что-то свое. Например, необходимо поддавать жару любознательности ребенка. «Ты говоришь, что тригонометрия - это измерение углов? А когда оно нужно? А я читал, что без синуса, тангенса и котангенса невозможен прибор, удерживающий корабль на плаву… Почему это волчок вертится и не падает? Гироскоп похоже работает. Как это происходит?». То есть папа или мама помогает учиться, обращая внимание на практическое приложение непонятных для ребенка абстрактных материй.”

“Родителям надо постоянно задавать себе вопрос: «Зачем это вдалбливают моим детям?». И задавая вопрос себе, отвечать на него вместе с ребенком. Потому что ребенок охотно учится, когда ему понятно, где и как это пригодится. Из каких загадок человеческой деятельности родилась эта область знания, чему она помогает. Учить не потому, что велено, не потому, что дядя решил за тебя, что это нужно («Вырастешь, Саша, узнаешь, зачем тебе нужна тригонометрия!»). А ты посмотри, как дом напротив строится! Нужны ли здесь прямоугольники, треугольники и овалы? «Правильный родитель» покажет своему ребенку математику вокруг него, физику вокруг него, химию вокруг него. Покажет, как меняется вещество при нагревании, покажет, что есть опасные превращения веществ, и как это можно предусмотреть.

Мысль, которую он пытается донести до ребенка: ищи науку в вещах тебя окружающих; смотри на мир как на сплошную загадку; учись для разгадывания этой загадки, а не для того, чтобы ответить на экзамене. Хотя ответить на экзамене ты сможешь не хуже других, а то и лучше, если так будешь относиться к учебе. То есть от родителей требуется не только взаимодействие с «затюканной» школой. Им нужно, как это делали великие педагоги, учиться вместе с ребенком. И самим смотреть на мир, как на сплошную загадку.”

“- Что посоветуете родителям, которым не хватает времени для того, чтобы заниматься с ребенком?

- Им важно знать, что для хорошего, правильного участия в жизни их детей много времени не надо. Не надо бросать работу и заниматься только ребенком, вместе с ним делать уроки, ходить по театрам, в походы, изучать природу. Это было бы роскошно, но в этом даже нет нужды. Для того чтобы ребенок доверял взрослому, мог дружить с ним, делиться своими трудностями, достаточно чрезвычайно простых вещей. Достаточно один раз поцеловать ребенка в лоб, чтобы он чувствовал, что его любят. Достаточно десяти-пятнадцати минут, чтобы попробовать с ребенком решить какую-то математическую головоломку, или сыграть с ним в настольную игру, скажем, в шахматы. И еще одно. Способность видеть в ребенке хорошее, видеть прогресс в его росте и оценивать это, не захваливая. “

Всех благ вам!

размышления, педагогам и родителям, перепост

Previous post Next post
Up