Меня смущает, когда рок-музыканта более-менее владеющего инструментом и обладающего своим характерным почерком причисляют к числу великих, выдающихся, гениев и пр. С таким подходом количество "гениев" просто зашкаливает.
Я давно определился со своим кругом "гитаристов-небожителей": Jimi Hendrix, Jimmy Page, John McLaughlin, Bert Jansch и Jeff Beck. Многовато, конечно, но вычеркнуть ни одного из них не поднимается рука.
Пейдж, как видно, лишь один из пяти из этого списка, но в моем представлении в заслугах у него еще вот что: именно его детище - Led Zeppelin является воплощением лучшего, неким абсолютом рок-музыки. Сутью и солью, квинтэссенцией. Ну, примерно, так же, как J.S.Bach является воплощением музыки эпохи барокко.
Пейджу несказанно повезло, он смог создать группу, каждый в которой был уникален, виртуозен, идеально сочетаясь в творческом плане со всеми остальными участниками. Они собрались в один день, выпустили много альбомов, каждый из которых - музыкальное совершенство, где вы не найдете ни одной сомнительной ноты или такта. И прекратили существование со смертью одного из них.
В рок-музыке несказанное количество прекрасного, разного, не подходящего ни под какие классификации и описания. Как правило, нечто художественно особенно ценное начинается на грани рок-музыки, стыке стилей и культур. А Led Zeppelin оказались уникальными, неповторимыми и совершенными, находясь в самом мейнстриме. Их основой был блюз, корневой жанр, в рамках которого они позволяли себе самые смелые эксперименты. И даже пресловутые "заимствования" Пейджа, в которых его не обвинял только ленивый - также суть и характерная черта рок-музыки.
Да, манеры игры Пейджа - грязная, неровная, чрезвычайно далекая от академичности. Но в этом отходе о академичности и есть тот смысл рок-музыки как бунта. Огромное количество гитаристов, пытающихся играть партии Пейджа, в сравнении с ним - утомительно правильны, предсказуемы и педантичны. В этих невоспроизводимых отклонениях от такта - настоящая жизнь, непосредственность, которую невозможно повторить (попробуйте сыграть соло в Heartbreaker, и вы поймете, о чем речь).
Наверное, именно поэтому, когда из океана остальной музыки я вдруг опять возвращаюсь к Zeppelin, неизменно возникает одно и то же чувство: лучше этого ничего быть не может.
70 лет. Удивительная судьба - быть в центре ярчайшего явления культуры в течение десятилетия, проявив себя незаурядным музыкантом и композитором, чтобы потом периодически выпускать материал средней выразительности. Однако сделанное им во времена Zeppelin - то, над чем потомки еще долго будут ломать голову. Уж слишком много там тайн, загадок и недосказанности.