4-е измерение Джона Маклафлина

Nov 18, 2012 15:07

2-ая встреча с Музыкантом в этом году. И совершенно в иной ипостаси.

Если совсем обобщать, то модальность встречи была совсем другая.  Если на Remember Shakti это был перенос в космос, полная потеря чувства реальности и времени, трансцендентальное путешествие, то здесь было все по-другому. Некое очень изысканное музыкальное удовольствие без потери разума. Не думаю, что это следствие формирующейся привычки к исполнителю (все-таки второй раз уже за последние 6 месяцев), а результат иной художественной задачи музыкального материала.

Что сам Маклафлин?  Здесь опять возникло то невероятное наслаждение от живой гитарной игры, было это неизменное ощущение - how everything still turns to gold - каждый отдельный звук, каждая фраза, извлекаемая пальцами Маэстро, сияла особенной красотой. Кажется, Маклафлен давно уже не состоянии играть не то, что плохо, а невыразительно. Даже случайное соприкосновение со струной будет таить в себе смысл и завершенность. Спокойно расхаживающий по сцене с беспроводной гитарой, в пиджаке, с некоторой изящной дистанцированностью от аудитории: вот четверо музыкантов, у них там что-то такое происходит, а вы, слушатели, имеете счастье наблюдать это в непосредственном соприкосновении.

А что другие музыканты? Хочется сразу отметить безупречное чувство вкуса и чутье Маклафлина на первокласснейших музыкантов. Что с Remember Shakti было ощущение постоянной высокой напряженности, из-за того, что каждая музыкальная партия была партией виртуоза (Шринивас на мандолине, Закир Хусейн с таблой), то же самое было и здесь. Также было очевидно, какое удовольствие Джону доставляет игра его коллег, было ощущение какого-то особенного равенства и единства музыкантов. Каждый одинаково наслаждался и собственной игрой, и игрой своих музыкальных друзей.

Уровень музыкантов - просто невероятный! Когда видишь, что у тебя на глазах творит басист Этьен МБапе, как он тонко взаимодействует с самим Маклфалиным, то просто поверить не можешь, что такое вообще возможно. Очень интересным в живом звук оказалось взаимодействие Джона с клавишником Гари Хазбандом - одинаковые фразы с запаздыванием на такт, партии, разложенные параллельно на большие и малые терции, виртуозные ходы, проигрываемые в унисон (надо всего лишь ВОВРЕМЯ нажимать на клавиши, говорил И.С.Бах) - все то, что не так очевидно было раньше в записи. Идеальное взаимодействие музыкантов с ударником Ранджитом Баротом - абсолютно четкие синкопы, акценты, игра с полиритмией - ух, как же это все было невероятно вкусно!
Кстати, о полиритмии. Вся эта игра с музыкальным временем, размерами - важнейший компонент эстетики Маклафлина. Поражаешься, как же эти сложнейшие вещи у него с музыкантами происходят легко и органично. (без всякой головной боли от сложной музыкальной математики, как у некоторых проггеров).

Вообще, было ощущение какой-то правильной джазовой уютной камерности (маленький симпатичный зал, аплодисменты после удачных партий), прекрасный звук, отличное читаемые инструменты в прекрасном балансе. Было ощущение настоящего искусства, а не шоу динозавров-ветеранов (с исполнением обязательных хитов и прочего набившего оскомину материала 40-летней давности), игрались вещи из разных пластов творчества, но было много вещей с последнего альбома. И завершение - 
       - когда я начинал знакомиться с творчеством Маклафлина, меня не покидало ощущение, как он духовно близок Джону Колтрейну. И только потом я узнал, о том, какое влияние Колтрейн оказал на Маклафлина, об альбоме Love Devotion Surrender и пр. -
                             - и в завершение, на бис была исполнена A Love Supreme. Вот вам и духовное родство.
Кстати, вот эта духовная составляющая (вещь абстрактная, сложно ощущаемая и трудно доказуемая) - то, что определенно выделяет Маклафлина среди прочих. Как и его особенный индивидуальный творческий базис - видимо, то что отличает гения от обычного виртуоза.

Полтора часа - и весь концерт. Безупречное чувство меры проявилось и здесь. Это как выпить пару бокалов очень изысканного вина. Ровно столько, чтобы ощутить весь букет, не притупляя вкусовых ощущений, и чтобы на следующий день голова осталась свежей.

john mclaughlin, концерт, 4-th dimension, ethienne m'bappe, gary husband, ranjit barot, приключайся с ай-пипом

Previous post Next post
Up