Деньги - превращенные общественные отношения
Более 200- лет тому назад Аристотель, исследуя природу денег, сказал, что деньги - это договоренность между людьми. С тех пор в их природе ничего не изменилось. Изменяются сами договоренности, меняются они ежеминутно, ежечасно. В сферу этих договоренностей входит то одно, то другое, но сама сущность оставаться деньгам всего лишь договоренностями от этого не меняется.
Несмотря на то, что наблюдения, которые провел Аристотель, и выводы, которые он из них сделал, достаточно очевидны, прилагаются колоссальные усилия, для того чтобы эту сущность денег скрыть. Даже беглый анализ “экономической” литературы показывает, что в современном мире это так. Что договорную сторону денег тщательно скрывают. Правда, скрывают “всего лишь” от обывателя - народа. А профессионалы это знают и, естественно, своим знанием пользуются. Для того, чтобы скрыть знание от непосвященных вводят различные “определения” денег, за которыми исчезает их родовая сущность:
- деньги - это товар особого рода;
- деньги - это всеобщий эквивалент;
- есть деньги, и есть финансы;
- ..........и т.д.
Одним из основных приемов является сочетание метода “замалчивания” (не упоминания) с методом “ложных (частных - в суде) определений”.
Метод замалчивания (не упоминания), сегодня широко применяемый в PR-технологиях, заключается в том, что элемент, который желательно вывести из сферы внимания, не упоминается ни в положительном, ни в отрицательном ключе. Эта рекомендация основана на древнем знании психологии человека и свойств его мозга, строить модели мира из элементов имеющихся в памяти.
Метод ложных определений заключается в придании частным функциям - “функциональным проекциям”, которые не отражают всей полноты свойств объекта, - видимости исчерпывания. При этом отвлекается внимание субъекта от тех следствий, которые следуют, или могут последовать в результате наличия этих “скрытых возможностей” системы.
Анализ явления производится не с нуля, что позволяет задавать новые “начальные условия”. В “разрывах” между моделями легко прятать сущность явления. При этом у “жертвы” формируется “мозаичность” мышления и, соответственно, действия.
Рассмотрим некоторые “превращения” общественных отношений, связанных с деньгами.
Позиция 1. Деньги - договоренность о чем-то. Договоренность регулируется системами (нарастающими по силе): морали, права, войны.
Позиция 2. Деньги - договоренность о том, что человек, имеющий их, имеет право что-то делать. Соответственно, человек, не имеющий денег, не имеет права чего-то делать (сделать).
Позиция 3. Деньги - договоренность о том, что человек, имеющий их, имеет право в сфере распределения товара:
Позиция 4. Деньги - договоренность о том, что человек, имеющий их, имеет право в сфере производства товара:
Позиция 5. Деньги - договоренность о том, что человек, имеющий их, имеет право в сфере производства продукта:
Позиция 6. Деньги - договоренность о том, что человек, имеющий их, имеет право в сфере распределения продукта:
Позиция 7. Деньги - долговые обязательства (в том числе как вынужденное зло).
Позиция 8. Деньги элемент комфорта и дискомфорта (удобство и неудобство).
Позиция 9. Негуманоидные проявления денег и денежных отношений (необходимость формализации - основное свойство).
- Взять себе тот или иной товар, обратив его в продукт, или оставив в виде товара. На принятие решения, обращения товара в продукт или сохранение его в виде товара (сокровища) дается определенное время. Это время определяется как в явном виде (налоговыми службами), так и естественными механизмами морального или физического старения. В ряде случаев товар является ресурсом, поэтому наблюдается обратная тенденция (желание превращать ресурс в товар).
- Взять себе тот или иной ресурс: землю, территорию, воду (средства существования) - вопрос регулируется войнами…
ссылка