Деньги - это всего лишь универсальное право осуществить какую-то цель. Но что стоит ваше право без самой возможности, используя деньги, реализовать его? Ничего. Считать право выше возможностей его осуществить глупо. Так не бывает.
Приведу два примера. В начале нулевых годов правительство страны вдруг увидело, что рыболовецкий флот страны естественным образом убывает, и нет пополнения флота новыми судами. Было выделено беспрецедентно большое количество денег на строительство новых судов. И что же вы думали? Деньги были, а новых судов не появилось. На предприятиях, которые раньше этим строительством занимались, не осталось людей, которые способны были бы эту работу выполнить. Те, кто постарше, ушли на пенсию, а те, кто моложе, подались в «челноки» или еще куда-то на заработки. Значит, деньги не решают всего, нужны еще возможности их реализовать. В данном случае нужна человеческая рабочая сила с определенным опытом работы, являющейся главной частью производительных сил.
Еще пример. Лидер ливийской джамахирии разве не имел денег внутри страны? Конечно же, они у него были и в гораздо большем объеме, чем те, что потратили страны НАТО на свою агрессию. Но чем все это кончилось, мы знаем. Он не смог воспользоваться своими деньгами. Значит, и в данном случае получается, что наличие денег не может решить всего.
Я здесь не открою большой Америки, если скажу, что состояние государства и людей, в нем проживающих, определяется не величиной заначки, а уровнем развития производительных сил. Ну, что вы об этом не знаете, это еще полбеды, но ведь и руководители государства думают приблизительно так же, как и вы. А вот это уже беда, которая преследует страну два десятилетия.
Из всех производительных сил я опущу ту часть, которая связана с простым трудом, которому быстро можно научиться. Например, да простят меня, дворники, сантехники, таксисты и др. При разрушении этой части производительных сил ее можно быстро и безболезненно восстановить. Но есть такая человеческая деятельность, для обучения которой нужны специальные школы - производственные и научные. Эти школы впитывают в себя опыт всех предыдущих поколений, когда старшие передают опыт молодым. Так происходит развитие школ. И если вдруг школа по какой-то причине умирает, то для ее восстановления нужно с самого начала пройти весь тот путь, который прошли предыдущие поколения. Другими словами, возрождаются они сложно, долго и мучительно и далеко не всегда. Вот эти научные и производственные школы, не поддающиеся быстрому восстановлению, во многом определяющие уровень производительных сил и есть самое ценное. Другими словами, самое ценное - это люди, способные развивать и совершенствовать производительные силы. Простое наличие денег не способно многое создать без людей, которые только и могут это сделать.
Приведу в подтверждение своих слов яркий пример. Германия 30-40-х годов прошлого века обладала прекрасной школой самолетостроения. Достаточно вспомнить Мессершмитт-109, самый массовый самолет Второй мировой войны, который обладал для своего времени прекрасными летными качествами. После поражения Германии в войне развитие этой школы оборвалось, и она уже не восстановилась. Бурно развивающийся Китай сейчас копирует многое из сложной техники, разрабатываемой в других странах, но сам разработать не может, т.к. его собственные школы находятся в стадии становления. Если, например, в нашей стране погибнет школа создания самолетных двигателей, то убытки от этого для страны будут невосполнимыми. Мы этим самым погубим труд предыдущих поколений людей. Это во много раз страшнее, чем финансовые трудности.
В заключение повторю: самое ценное не деньги, а люди, способные развивать и совершенствовать производительные силы страны. Катя, учите матчасть - марксизм. Ничего лучшего все равно человечество не придумало. Во время написания школьного реферата о В.И. Ленине тринадцатилетняя внучка пришла ко мне и говорит: «Я прочитала «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса, дай мне почитать книжку Маркса «Капитал». Я стал отговаривать ее, говоря, что ей еще рано, что это не просто книжка, а научный труд, который надо изучать так же, как физику и математику. Предложил ей лучше прочитать Джека Лондона «Железная пята». Здесь впервые в художественной форме раскрыта тема олигархии. Впечатление от прочитанного у ней было сильное. После прочтения такой книжки, я думаю, человек ни за что не скажет, что деньги определяют все.
ссылка