Jun 25, 2009 00:12
Произошедшие за последние недели убийство политического оппонента Рамзана Кадырова Сулима Ямадаева , убийство министра внутренних Дагестана и покушение на президента Ингу-шетии Евкурова не были восприняты официальными властями,средствами массовой информации и рядовыми гражданами -насколько это можно судить по блогосфере- как звенья одной цепи. Вместе с тем, все эти три события, если из рассматривать в совокупности,имеют следующие общие отличительные черты:
-скоординированность по месту -их ареной стали наиболее нестабильные республики Северного Кавказа;
-скоординированность по времени-иначе говоря ,среднее время,прошедшее между этими событиями ,как минимум на порядок меньше ,чем периодичность аналогичных покушений в прошлом ,от убийств Кадырова-старшего и Руслана Ямадаева их отделяют месяцы и годы ,а не дни и недели;
-высокий профессионализм исполнения ,судя по имеющимся данным, во всех трёх случаях решающую роль в успехе покушений сыграла имевшаяся у организаторов агентура в окружении объектов покушений;
-очевидная нацеленность покушений на интересы федерального центра- во всех трёх случаях целью террористов были наиболее лояльные Москве представители местных силовых структур;
-отсутствие явной корреляции с какими-либо политическими процессами внутри РФ -за последние 10 лет ни один этнический конфликт и ни один передел собственности не порождал такой букет терактов против деятелей такого уровня;
Внутриполитическая ситуация в России ,при все её сложности и противоречивости характеризуется отсутствием каких-либо принципиальных конфликтов внутри правящей элиты ,могущих обусловить подобные формы противоборства и отсутствием каких-либо внесистемных группировок, могущих бросить открытый вызов федеральному руководству .Вполне очевидно, что возможностей существующего силового аппарата более чем достаточно, чтобы быстро разгромить в открытом противоборстве любую этническую, политическую или олигархическую группировку, более того в рамках существующей политической системы открытый силовой вызов заранее обрекает того ,кто его бросил, на изоляцию и последующее поражение- независимо от имеющихся ресурсов и целей ,иначе говоря ,такой способ борьбы характеризуется наихудшим соотношением риск-прибыль, которое не может быть компенсировано скоростью и внезапностью, как это часто бывало в 90-е годы. Следует также учесть, что дестабилизация обстановки на Северном Кавказе полностью обесценит любой политический результат ,который может быть получен той или иной властной группировкой от изменения баланса сил между элитами -попросту говоря, увеличение доли пирога будет с лихвой компенсировано сжатием самого пирога. Остаётся сделать вывод, что заказчиком и организатором покушений является внешняя сила-поскольку ни одна внутри-
российская сила не располагает адекватными организационно-техническими
возможностями.
При рассмотрении версии о внешнем следе северокавказских покушений следует учитывать следующие наиболее вероятные последствия:
-ощутимая дестабилизация обстановки в регионе с последующим значительным отвлечением ресурсов федерального центра;
-быстрая и жёсткая реакция федерального центра с неизбежным резким ослаблением местной оппозиции и подполья;
-усиление позиций силового блока в местном и федеральном политическом раскладе;
-политическая изоляция всех антифедеральных сил на Кавказе на внешней и внутренней арене вследствие использования ими террористических методов борьбы;
-возможная ответная реакция российского руководства в тех или иных точках ближнего и дальнего зарубежья;
На основании сказанного можно сделать вывод , что стоящие за рассматриваемыми событиями силы преследовали своей целью добиться некоего среднесрочного ослабления влияния России в регионе ценой потери большинства долговременных позиций, а сам способ достижения поставленных целей ,каковы бы они ни были, идёт в разрез с традиционными для англо-американской внешней политики косвенными финансово-политическими методами влияния на ситуацию с максимальным задействованием заинтересованных группировок. Иначе говоря, в данном случае речь идёт о неких исключительно важных краткосрочных целях -при одновременном отсутствии традиционных адекватных средств их достижения.
В настоящий момент просматриваются три политических процесса, могущие обусловить существенные трения в российско-американских отношениях:
-коррекция политического режима в Иране;
-смена власти в Украине;
-кризис правящего режима в Грузии ;
Для всех трёх вопросов характерны следующие особенности:
-определяющая значимость российской позиции для их разрешения в любой форме;
-критическая их важность для США в плане сохранения влияния в соответствующих регионах;
-крайний дефицит со стороны США средств достижения поставленных целей ввиду отсутствия или ослабления прозападных сил в названных странах;
Представляется ,что именно подобное невыгодное для США соотношение целей и средств могло привести к столь жёсткому шагу , как упреждающий террористический удар, поскольку ,во-первых, все его негативные долгосрочные последствия представляются для организаторов покушений менее значимыми, чем краткосрочные цели ,во-вторых, острый дефицит финансовых и политических ресурсов делает неизбежным применение относительно избыточного силового ресурса и в-третьих, неизбежная потеря антироссийской агентуры на Кавказе делает неизбежной попытку её максимально быстрого и полного задействования.