ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗНОСТИ...

Jun 04, 2017 15:40

Начитавшись других, насобирав кой-никакого материала... решил: а почему бы и мне не удариться в "писанину". Все будет вокруг фотографов и владельцев фотографии до 1917г. Естественно, придется использовать и сторонний материал (о чем сразу же и предупреждаю). Итак, начнем издалека...


Все вы конечно же знаете этот город, но не все знают, что в этом городе находится Национальная библиотека Бразилии. Появилась она там, как ни странно, благодаря Наполеону. Спасаясь от его нашествия, португальцы вывезли свою библиотеку в Бразилию. После же вернулось обратно не все. Это "не все" и стало началом Бразильской Национальной библиотеки. Помимо всего прочего в ней находится коллекция Терезы Кристины Марии, жены императора Педру II и названная им же в ее честь.


Так вот в этой коллекции собрано более 20 тысяч фотографий. Там же хранится альбом фотографий, сделанных Адольфом Эразмовичем Боярским во время экспедиции Сосновского Ю.А. в Китай (1874-75гг). О самой экспедиция писать не стану, кто хочет, - может прочесть (благо материалы сохранились) книги Пясецкого П.Я., доктора медицины и Сосновского Ю.А., капитана генерального штаба, начальника экспедиции.


А раз тема у нас - фотография, то и разговор пойдет о Боярском Адольфе Николае Эразмовиче. К слову, Боярский попал в экспедицию благодаря случаю. Изначально, частным образом был приглашен Сосновским другой фотограф. Которого порекомендовал академик Иван Андреевич Гох. А уж он-то знал толк в фотографии. Еще в конце 1850-х годах он отрыл свое фотографическое заведение на Большой Морской 26 в Санкт-Петербурге. В 1867 году он перевел ее на Невский проспект 20, которую содержал до самой своей смерти в 1878г.



Кого из фотографов Гох посоветовал Сосновскому, к сожалению выяснить не удалось. Пясецкий в своей книге обозначил его буквой М. Так вот, когда часть экспедиции прибыла в Омск, фотограф заболел и надо было срочно искать замену. Решили найти местного мастера. Боярский Адольф Николай (скорее всего католик, учитывая двойное имя), одесский потомственный дворянин, уже год как содержал фотографию в Омске. Как он туда попал -
думаю, вопрос для будущих исследователей истории фотографии в Омске.


Фото Юшкова Н.Н. из Тобольского музея-заповедника (Боярский А., Омск 1873-74)
Ему-то и предложил Сосновский место фотографа. Он согласился. Все организационные вопросы походной фотографии были решены еще предыдущим фотографом. Все закупалось в Петербурге у Ширля. Хоть и не все гладко. Так Пясецкий, в своей книге, писал: "Впрочем, мы должны помянуть Тюмень добром: там были изготовлены для экспедиционной фотографии до пятнадцати ящиков превосходной работы, со всевозможными удобствами и приспособлениями. Труды по этому взяли на себя Канонников и Высоцкий. Эта услуга тюменцев была очень большая, потому что если бы фотографические принадлежности мы повезли в петербургских ящиках, упаковки Ширля, от всего осталось бы только щепки, да толченое стекло."
Человек, взявшийся за это дело, был сведущ в фотографии. Высоцкий Константин Николаевич, отставной коллежский регистратор, одним из первых, в 1868 году, открыл фотографическое заведение в Тюмени.


Портрет Высоцкого К.Н. из публикации Льва Боярского
Покинув Тюмень, через Омск, Томск и Кяхту, экспедиция в составе девяти человек вошла в монгольские степи.
Для Боярского началась "жаркая" пора. Не легко нам, владеющих "цифрою", представить все тяготы фотографа того времени.
"Боярский пробовал фотографировать, но никак не мог добиться неподвижного стояния монголов и их лошадей..., не имеющим понятия о фотографии, монголам никак не могли втолковать что от них хотят.... Сидят. Фотограф приготовил стекло, открыл камеру и считает моменты действия света, вдруг кто-нибудь из позирующих встает и идет посмотреть в объектив, что там происходит..."


Богатым китайцам приходилось платить за то, чтобы фотографировать их


Часть фотоматериала погибла, когда перевернулась лодка на порогах.


Но, в конечном итоге, экспедиция закончилась благополучно, и в Петербурге было привезено более 200 снимков.
По возвращении, Адольф Эразмович получил орден Станислава и медаль Императорского Русского Географического Общества.


Информацию об этом он впоследствии использовал на своих фотографических бланках. А их у него было не мало.


Уже известный фотограф... ну не сидеть же ему где-нибудь в Сибири. И летом 1876 года Боярский подает прошение на открытие фотографического заведения в Москве в Тверской части в доме Шаблыкина. Свидетельство на содержание фотографии №1063 12 августа того же года было получено.


Все для него складывается хорошо. В 1878 году - он участник Всемирной выставки в Париже. За свои фотографические работы получает почетный отзыв.


В феврале 1879 года он передает в управление фотоателье Анзимирову В.А., участнику народнического кружка "Земля и воля". А в начале марта в Москве в гостинице был убит тайный агент III Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, мещанин Николай Рейнштейн.
"Обыски в Москве провели не только у тех, на кого донес в III отделение Рейнштейн. У Московского Жандармского Управления был свой список «преступных пропагандистов». Из знакомых Лизы Дурново в ней оказались бывший студент Петровской академии Сергей Ламони, а также Адольф Эразмович Боярский, фотограф. У И. Слёзкина были сведения, что в его «фотографии по Газетному переулку имеется литографический станок, который приспособлен для снятия оттисков с запрещенных сочинений, печатей для фальшивых паспортов. Уловить эту работу нельзя: негатив сразу смывается». Жандармское управление еще в начале февраля 1879 г. знало, что Боярский продал фотографию В. Анзимирову, тем не менее, Боярский в ночь на 7 марта тоже был арестован вместе со своей любовницей, «ретушеркой Феклой Бутаковской».
За недоказанностью Боярский был отпущен, но оставаться в Москве не пожелал. И в июле 1879 года он получает разрешение на открытие фотографии в Ростове-на-Дону. Московской фотографией управляет по доверенности некто Черкасов. В июле 1880 он сдает заведение в аренду Соболеву, губернскому секретарю. Когда закрылась фотография Боярского в Москве не известно. На бланках этого периода он указывает оба адреса



Еще почти 20 лет владеет фотографией Боярский А.Э., периодически перемещаясь в пределах Области Войска Донского. То в марте 1883 открывая фотографию в Таганроге, то в 1891 году в станице Нижне-Чирской.


Последнее упоминание о фотографическом заведении относится к 1898 году. В этом году он скорее всего закрывает или продает ателье в Ростове-на-Дону.
Но не бросает своего любимого дела. Уже позднее, Боярский объявляется в 1905 году.


Из справочника "Воздухоплавание и авиация в России до 1907г"
Возможно в Ростове на Дону и закончил свой жизненный путь Боярский Адольф Николай Эразмович.

#фотоателье, #старая фотография, #китай, #боярский

Next post
Up