"Шел кобзарь в далекий Киев,
шел и сел дорогой." (поэма "Екатерина")
"В 11 часов утра «Кн. Пожарский» положил якорь против НижнегоНовгорода. Тучки разошлися, и солнышко приветливо осветило город и его прекрасные окрестности. Я вышел на берег..." написал в своем дневнике Тарас Шевченко 20 сентября 1857 года.
После 10 лет отбывания воинской провинности он стремился в Москву и Петербург, но разрешения, как и указа об отставки еще не было и чтобы не ехать в Оренбург за оным, он, по совету знакомых, притворился больным и остнался в Нижнем.
Дни проходили в рисовании, чтении, визитах и спектаклях... 13 октября: "...после обеда отправились в театр. Спектакль был хоть куда: Васильева, в особенности Пиунова, была естественна и грациозна. Легкая, игривая роль ей к лицу и по летам."
Портрет Пиуновой, написанный Т.Шевченко.
Пиунова так вспоминала эту встречу, записанную с ее слов позднее сыном Анатолем: «Это было в 1857 году. Во время одного рядового спектакля, в котором я была занята и в водевиле с пением «Простушка и воспитанная», после последнего акта драмы в антракте, перед водевилем, наш антрепренер пришел за кулисы с каким-то незнакомым человеком в смазных сапогах и показал ему закулисное устройство нашего театра: наши уборные, бутафорскую и другие помещения сцены.
«Этот незнакомец был великий украинский поэт Т. Г. Шевченко. С некоторыми актерами антрепренер познакомил Тараса Григорьевича. Была ему представлена и я. Я сделала перед Тарасом Григорьевичем реверанс - он протянул мне руку, глаза его пристально и ласково смотрели на меня. Он улыбнулся и сказал:
- Вами-то я всегда любуюсь, когда вижу вас на сцене.
Под гримом я покраснела до ушей. В смущении я что-то пробормотала, не зная, что мне нужно сказать, чтобы выразить ему свое удовольствие, свою радость по поводу знакомства с ним…»
Почти три месяца Шевченко не упоминает ее в своем дневнике. А потом...
«3 февраля 1958. ..Вчера я уведомил Пиунову об этом с намерением увидеться и поговорить с нею, но политика не далась. Возлюбленная моя явилась, поздравила именинницу и через полчаса уехала. И я успел, и то в передней, пожать и поцеловать ей руку и не проговорить ни слова. Лукавое создание! Теперь я тебе не западню, а капкан поставлю. Посмотрим, кто кого перехитрит.
5 февраля 1958. После музыки зашла речь о театре и о таланте моей возлюбленной Пиуновой. Сначала слушал я с удовольствием расточаемые ей похвалы, но потом так мне грустно стало...Не ревность ли?
_______________
18 февраля 1958. Какое возвышенное прекрасное создание эта женщина (Марко Вовчок)! Не чета моей актрисе (Пиунова). Необходимо будет написать ей письмо и благодарить ее за доставленную радость чтением ее вдохновенной книги.
_____________________
22 февраля 1958. Третий раз вижу ее (Пиунову) во сне и все нищею... Сегодня представилась мне она грязною, безобразною, оборванною, полунагою и все-таки в малороссийской свитке, но не в белой, как прежде, а в серой, разорванной и грязью запачканной. Со слезами просила у меня милостыни и извинения... Я, разумеется, простил ее и, в знак примирения, хотел поцеловать, но она исчезла...
______________________
24 февраля 1958. У меня все как рукой сняло... Дрянь госпожа Пиунова! От ноготка до волоска дрянь!»
Так что же случилось? Случился тот самый шаг от любви до ненависти.
Девушка дала решительный отказ, после того как Тарас Григорьевич попросил руки у ее родителей.
Из воспоминаний Пиуновой:
«Ведь мне еще шестнадцати лет не было! Ну что я понимала! Мне казалось, что в Тарасе Григорьевиче жениховского ничего не было. Сапоги смазные, дегтярные, тулуп чуть ли не нагольный, шапка барашковая самая простая, и в патетические минуты Тараса Григорьевича хлопающаяся на пол в день по сотне раз... Да, только все это представлялось и вспоминалось, а душевном мире, об уме великого поэта позабыла, разуму не хватило!»
А ведь ему уже 45! Неравный брак во всей красе )
Екатерина Борисовна Пиунова родилась в 1843 году в театральной семье, еще ее бабушка играла в крепосном театре. Детство прошло на подмостках. По рекомендации Живокини и Самарина ее приняли в Московскую театральную школу.
Живокини
Самарин
В 1860 году вышла замуж за актера Максимилиана Карловича Шмидтгофа, который умер в 1879 году. Было два сына - Анатоль и Николай. Оба пошли по стопам своих родителей.
Николай.
Анатолий.
Почти до конца 1890-х годов Екатерина Пиунова-Шмидтгоф колесила по стране, играя в разных театрах.
В декабре 1907 года в Петербурге хоронили ее старшего сына, Анатолия. В это время сама она проживала в Москве и, вероятнее всего, из-за болезни не смогла проводить его в последний путь.
Именно так выглядела Екатерина Борисовна Коморовская в дни скорби. Да, нигде не упоминается, что в конце жизни она Коморовская.
Е.Б.Пиутова-Шмидтгоф-Коморовская.
Фотография подарена сестрам Любарским. «...на добрую память о несчастной убитой горем матери дорогого незабвенного Анатолия Шмидтгоф...
А через два года не стало и ее. Театральный мир скромно простился с ней.