Тиле и ...

Oct 09, 2018 20:32

Что только не приходится фотографировать на своем веку фотографу...

Вот и в далеком 1878 году в Саратове местному фотографу Петру Михайловичу Ушакову по поручению судебного следователя было предложено сделать снимок глаз. И это не какие-нибудь глаза черноокой красавицы, а как следует из протокола "...оба глаза Якова Белоусова  были вынуты и переданы фотографу г. Ушакову в Саратове для фотографического снятия с прозрачной роговой оболочки могущего быть на ней изображения" и далее (ужас продолжается!) "...левый глаз Анны Белоусовой, как лучше сохранившийся, был вынут и отослан фотографу Ушакову для фотографического снимка".  Все дело в оптографии, нашумевшей в начале 1870-х в Европе и России. Так называли явление сохранения последних изображений на сетчатке глаза. Учитывая, что в декабре 1878 года было совершено убийство четы Белоусовых, то изображение должно было остаться - убийцы.

Продолжение этой истории всплыло, неожиданно, спустя много лет. В 1891 году в Петербурге Общество Распространения Технических знаний устраивало фотографическую выставку. На ней некто Фортейль представил экспонат в виде увеличенного диапозитива с того самого снимка глаза убитой Белоусовой. Аннотация гласила, что лицо убийцы было явственно и благодаря этому он был пойман.

Тут же на эту тему в газете «Сын Отечества» была дана заметка. Все это подтолкнуло некоторых к поиску истины. Так доктор Талько, выяснив обстоятельства дела (кстати, было прекращено за нерозыском преступников), в своей статье сделал заключение "Оптография в деле судебно-медицинской экспертизы есть не более как неосуществимая мечта".

Другой, фотограф Р.Тиле, после выставки написал "...главным аргументом моего признания его продуктом вымысла, именно - довольно грубая ретушь, доказавшая мне, что этот псевдопортрет просто-напросто сделан от руки без всякой фотографической подкладки, в чем я вполне удостоверился, рассмотрев его внимательно под увеличительным стеклом". Его статью по данному вопросу печатали несколько московских газет. Позднее, в ноябре 1892 года на заседании Московского отдела Русского технического общества Тиле выступает с рефератом по теме «Возможно ли получение в глазу убитого оптограммы убийцы?» И в этом же году опубликовывает отдельным изданием.

Это была не первая его работа. Еще в 1888 году в Москве издается труд под его авторством «Руководство к печатанию фотографии жирными красками фотоавтокопистом. Перевод с французского языка с добавлением личных опытов фотохудожника Р. Ю. Тиле».

Итак, что нам известно о нем...



Рихард Юльевич Тиле, саксонский подданный, родился в 1843 году. Учился в Дрезденской Академию художеств. По окончанию, в первой половине 1860-х, переехал в Россию. Здесь, в Москве, поступает ретушером в фотографическое заведение "Шерер, Набгольц и Ко".



Собрав запас знаний и средств, он пишет прошение на имя московского губернатора о желании открыть фотографическое заведение на Кузнецком мосту, в доме Гагарина. 30 ноября 1879 года ему выдано свидетельство за № 1537. Буквально через год, он уже становиться главным фотографом Общества русских врачей и фотографом Московского общества любителей художеств.

В июне к Рихарду Тиле присоединяется классный художник Франц Опитц. Они получают совместное свидетельство на содержание фотографии за № 1931. Содружество просуществует до конца апреля 1886 года. Под вывеской "Тиле и Опитц". В этот период они становятся фотографами Короля Саксонии Альберта. На Всероссийской фотографической выставке 1882 года о их работах хорошо отозвался В.И.Срезневский в своей обзорной статье.



Но, Тиле все более тяготеет к техническим вопросам фотографии, выходящим за пределы ателье, Опитц же, как художник, - к портрету. Возможно это повлияло на их разъезд. 5 мая 1886 Франц Осипович Опитц получает новое разрешение и открывает фотографическое заведение в Пассаже Попова на Кузнецком мосту. Но что-то не устроило его на новом месте и уже в следующем году он меняет помещение. "... покорнейше прошу обращаться исключительно в мое фотографическое заведение на Петровке, в дом г-жи Самариной, против Петровского монастыря." Так значится его новый адрес. До 1904 года, пока не поменялся хозяин ателье.

Рихард Юльевич же продолжает искать новые способы применения фотографии. В конце 1887 года он сообщает о моментальном способе съемки портретов при свете магния. Им же пытается снимать театральные сцены во время спектаклей. Хотя они и были признаны на выставке не очень удачными. На фотографической выставке 1889 года в Петербурге Р.Тиле присуждена медаль Императорского РТО  за "... интересные фотографии, относящиеся к физиологии (развитие зародыша, различные состояния гипнотизированного и пр."

В следующем, 1890 году Тиле Р.Ю. вступает в купеческое сословие по городу Воскресенску. 25 июня получает второе свидетельство на открытие фотографии для работы в летний период в селе Всехсвятском Московской губернии и пользуется им до своего отъезда в 1896 году.

1892 ознаменовался для него открытием фототипии и сменой адреса - угол Петровки, дом Михалкова.



Не позднее этого периода Рихард Юльевич познакомился с воронежским мещанином Серебриным. Они не просто познакомились, а стали родственниками. Дочь Тиле, Юлия Рихардовна, вышла замуж за Александра Ивановича Серебрина.

24 ноября 1894 года в канцелярии Воронежского губернатора им было выдано свидетельство № 3117 на открытие фотографического заведения по Большой Дворянской в доме Дурасевич.



Уже без компаньона, в 1897 году, А. Серебрин открыл фотографию в Липецке, которая работала в летний период.



Тиле Р.Ю. тем временем заканчивает свою фотографическую деятельность в Москве. Сначала, в мае 1895 года продает заведение варшавскому жителю Леонарду Карашевичу , а в следующем году закрывает ателье во Всехсвятском. Возможно уже тогда ему поступило предложение заниматься фототопографическими работами в Министерстве Путей сообщения. В 1896 году он перебирается в Петербург. Затем, для изучения нового для себя дела, Тиле командируется за границу. Вернувшись, Рихард Юрьевич публикует собранный материал в журнале МПС, а в 1898 году выходит отдельной брошюрой - "Практическая фототопография"

В 1897 совместно с инженером Щуровым выполнил фототопографическую съемку в Забайкалье и Маньчжурии, в 1898-99 с ним же съемку при изысканиях железных дорог в Закавказье, в 1902 вдоль русла реки Припять, в 1903 - Черноморского побережья, в 1904 году - съемку строительства С-Петербургского порта. Читал лекции, изобретал. Итогом большого пути стал выпуск трехтомного издания  «Фотография в современном развитии».



16 декабря 1911 года прекратило биться сердце "пионера аэрофототопографии и инженерной фотограмметрии в России" (как сказал о нем К.Чибисов). Похоронен на Введенском кладбище.

Но не прекратило существовать фотография под фирмой "Тиле и Серебрин". Александр Иванович не плохо справлялся... и не только в ателье. Делал снимки музейных предметов и археологических находок. Для генерала Н.Махотина сделал альбом с видами Воронежа. Делал снимки для книги «Юбилейный сборник Михайловского Воронежского кадетского корпуса». Снимал приезд Великого Князя Михаила Александровича в Воронежскую губернию в 1903 году по приглашению Принцессы Ольденбургской, что и отразилось на бланках. В 1905 году Серебрин Александр Иванович, которому было тогда чуть более 40, - умирает.

15 июля 1906 года, в Иркутске на Амурской улице в доме Лоскутова открывается фотографическое заведение "Тиле и Серебрин", - сообщалось в газете. Хотя разрешение было выдано лишь в августе месяце, вернее два: на имя Серебриной Юлии Рихардовны, вдовы и на имя иркутского купца - Лейбовича Бориса Яковлевича. Или же Юлия Рихардовна сама уехала в далекий Иркутск (возможно этому способствовал отец), или же Лейбович, благодаря своей купеческой жилке нашел ее в пределах европейской части России и уговорил на открытие ателье. Когда-нибудь об этом нам поведают недра архива...



«13 августа 1911 года придворная фотография Тиле и Серебрина купила у владельца электротеатра «Мираж» Угрюмова право на аренду помещения, и с этого числа принимает своих клиентов» сообщили летописцы. Новый адрес: Большая улица, угол Тихвинской.

Где закончила свой жизненный путь Серебрина Юлия Рихардовна, урожденная Тиле пока не известно.

При использовании материала ссылка обязательна.

Иркутск, Тиле и Серебрин, старая фотография, Воронеж, Тиле и Опитц

Previous post Next post
Up