С появлением альбуминовой печати техника литографии стала неизменным спутником фотографии.
Сам литографический способ появился в России в 1813 году. Сначала процесс был трудоемким - граверам приходилось подолгу вырезать формы из дерева или металла. Позднее все упростилось, когда на смену пришел литографический камень (кусок плотного известняка, тщательно отшлифованного).
Так вот, бумага для альбуминового снимка была очень тонкой. И при высыхании скручивалась. Чтобы избежать этого, ее стали наклеивать на кусок картона, вырезанного чуть более самого снимка. И как только фотография ступила на коммерческую стезю, на обороте этого картона (впоследствии бланка) стали ставить штампы с обозначением фамилии фотографа. А иногда и с адресом. Понятно, что еще и на дагерротипах некоторые мастера наклеивали бумажные наклейки с выходными данными.
Все изменилось в 1862 году... когда встав вопрос о цензуре над фотографическими заведениями. Сначала содержателей этих заведений подчинили общим правилам о типографиях, литографиях и т.п. заведениях. А 6 апреля 1865 года вышел Закон о печати "... объявить с подписками всем содержателям фотографических заведений, чтобы они, под опасением ответственности по закону, не выпускали бы из своих заведений произведений светописи без обозначения фирмы фотографии..."
С этого момента и начался период расцвета производства литографических бланков для фотографий. Подняв некоторые экземпляры до уровня высокохудожественного.
Но, в первую очередь, бланк превратился в рекламную площадку. Помимо обязательных данных, фамилии и адреса, на нем стали появляться награды и звания, сроки сохранения негативов, расценки на фотографические работы...
Владельцы фотографических заведений по разному относились к бланкам. Некоторые использовали один-два варианта в течении всего продолжительного периода работы, а некоторые изменяли довольно часто. Некоторых подталкивало к этому частая смена адресов (таких как Страхов, Клювер, Андерсон в Петербурге)
Вот об одном из них, об Андерсоне, и пойдет речь.
Карл Карлович Андерсон, дерптский мещанин, в середине 1860-х работал в Санкт-Петербурге переплетчиком. Помимо этого продавал фотографические принадлежности, бристольский картон, фотографические аппараты по адресу: Никольская площадь дом 4, где и проживал. Кстати, его часто путают с Карлом Фридрихом (Карловичем) Андерсоном, архитектором, жившим в то же время в Петербурге.
Так вот, согласно просьбе в марте 1868 года Карл Андерсон получил разрешение на открытие фотографии во 2 участке Коломенской части за Аларчиным мостом в доме Крамера (№ 168).
Видно, что дела у него пошли неплохо... и в следующем, 1869 году, он приобретает заведение у Михаила Красильникова по Большой Садовой, что на углу Гороховой улицы в доме 36. О чем немедленно сообщает об этом на новом бланке. В этом же году он объеденяет оба адреса и использует один общий бланк. Так и будет далее происходить... будут меняться адреса на бланке, но бланк будет единым для всех заведений.
В сентябре 1870 года у, уже успешного Андерсона, открывается третья фотография. Теперь это уже центр Столицы - Невский проспект 56.
Пару лет не происходит изменений, поэтому этот тип бланка довольно распространен. А ровно через два года, в сентябре 1872, Карл Карлович открывает еще одно, уже четвертое, заведение.
Теперь по адресу: Офицерская улица дом 4, что почти на углу с Вознесенским проспектом.
Судя по бланку, Андерсон в том же, 1872 году, покупает в Новой Деревне дачу. И начиная с 1873 года на летний период открывает там фотографическое заведение.
В следующем, 1874, году происходят изменения, которых доселе не было. Открывается сразу два салона. Вернее, фотографию из дома Крамера у Аларчина моста Андерсон переводит на Английский проспект 29
и открывает еще одно заведение на Невском 61.
Последнее свое заведение Карл Карлович открыл на углу Невского и Литейного проспектов в доме 76/59 во второй половине 1878 года. Точнее, перевел фотографию из дома 61 на Невском проспекте.
Почти все заведение Андерсона закрылись в начале 1881 года. Возможно это связано со смертью хозяина.
Снимок сделан в 1873 году с окна салона на Невском 56.