Вновь избранный президент США Д. Трамп неоднократно заявлял о своей решимости посадить Москву и Киев за стол переговоров, чтобы закончить боевые действия на Украине. Обе стороны уже озвучили свои контуры будущего мирного соглашения.
Президент РФ В.В. Путин 14.06.2024 потребовал от Киева вывода ВСУ с территории Донецкой, Запорожской, Луганской и Херсонской областей с их передачей в состав России в административных границах 1991 года; объявления нейтрального, внеблокового, безъядерного статуса Украины; её демилитаризацию и денацификакцию; фиксацию статусов Крыма, Севастополя, ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей как российских регионов в международных договорах; отмену всех западных санкций против Москвы.
Президент Украины В.А. Зеленский, в свою очередь, настаивает на возвращении Киеву всех территорий в границах 1991 года; предании международному суду военных преступников, ответственных за развязывание войны; компенсации ущерба и принятии его страны в состав НАТО.
Российское информационное z-пространство с момента избрания Трампа преисполнено надеждами на завершение им СВО на приемлемых для Москвы условиях, так как, лишившись в случае несговорчивости поддержки США, Киев не сможет продолжать войну. Однако реалии на поле боя, в экономической и геополитической сферах таковы, что при любом раскладе переговоров в выигрыше окажется именно Киев, а не Москва.
По каждому пункту российских требований Украина имеет простую и чёткую систему возражений.
Руководитель Офиса Президента А.Б. Ермак 26.11.2024 назвал предпосылкой к началу двусторонних переговоров возвращение к ситуации по состоянию на 23.02.2022. Речь в данном случае идёт о возобновлении хотя и не ратифицированного парламентами РФ и Украины, но де-факто соблюдавшегося ими Второго Минского соглашения (2015), по которому неподконтрольными Киеву территориями объявлялись отдельные районы Донецкой и Луганской областей (ДНР, ЛНР). Поэтому в ответ на требования Москвы передать ей кроме Донецкой и Луганской областей также Херсонскую и Запорожскую области Киев будет апеллировать к незаконности данных претензий, как противоречащих ранее достигнутым соглашениям. Что выберет Трамп - оспорит желание Киева вернуть ситуацию к нулевому довоенному уровню, или пойдёт навстречу конфликтогенным требованиям Москвы - вопрос риторический.
Российские аналитики почему-то забыли, что американский президент в первую очередь бизнесмен, а уже во вторую - политик, и разговаривать с ним Зеленский будет на понятном тому языке: «У нас были разногласия с конкурентом по 2 новостройкам, но мы заключили временное соглашение об их совместном владении. Однако сейчас он требует передачи ещё 2 соседних отелей, которые отстроены нами без чужого участия. С чего вдруг мы должны делиться своими активами?» Если же российская сторона начнёт упирать на результаты референдумов 23-27.09.2022 в Запорожской и Херсонской областях, это будет однозначно воспринято Вашингтоном как демонстрация слабости, так как на 41-й день вхождения данных регионов в РФ Москва устами С.К. Шойгу заявила о добровольном выводе войск из Херсона.
Нельзя исключать, что Киев на переговорах напрямую увяжет вопрос передачи Курской области с возвращением ему левобережья Днепра и Запорожья. В случае отказа Москвы и её попыток принудить Украину зафиксировать государственную границу по текущей линии фронта Киев незамедлительно проведёт референдум в Судже о присоединении этой части Курщины на правах автономии, результаты которого будут признаны практически всеми странами-членами НАТО (кроме Венгрии и Словакии) при нейтральной позиции КНР и Турции.
Мертворожденным следует также считать требование о денацификации и демилитаризации Украины. Киев уже неоднократно ссылался по этому поводу на Закон 317-VIII от 09.04.2015 и ст. 436-1 Уголовного кодекса Украины о запрете нацизма, а также на ст. 10 Конституции о свободном развитии, использовании и защите русского языка. Возможно, что с началом переговоров им будет организована работа международной комиссии (с участием, например, представителей Казахстана, Беларуси и Азербайджана) по изучению соблюдения прав русскоязычного населения Украины с предсказуемым результатом.
Вопрос сокращения своей армии Украина напрямую увяжет с аналогичным уменьшением Вооружённых сил РФ, причём высока вероятность того, что Киев выдвинет требование об уравнивании военных потенциалов двух стран под предлогом предотвращения нападений независимо от площади и численности населения государств: например, по 250 - 300 тысяч военнослужащих, до 300 самолётов и 2 500 танков. Можно не сомневаться, что такая постановка вопроса найдёт самый горячий отклик в сердце вновь избранного президента США, для которого максимальное ослабление России и урезание военных расходов станут весомым аргументом во внутриполитической борьбе. Следующим за этим шагом будет требование Вашингтона к Москве поставить под международный контроль её ракетно-ядерный арсенал.
Вопрос отмены западных санкций - это вопрос внутреннего консенсуса между крупнейшими западными корпорациями, которые самостоятельно определят, в какой степени разрешить Москве вернуться на сырьевой рынок Европы и в каком объёме предоставить ей технологии. При этом часть выручки от внешней торговли РФ Вашингтон наверняка потребует направить на восстановление украинской экономики, а возвращение 5 миллиардов долларов замороженных в США российских активов (или примерно 1,8 % всех замороженных на Западе средств) растянется на долгие годы.
Таким образом, высока вероятность того, что Украина сумеет убедить посредников из США в необходимости:
- отвода войск к линии разграничения по состоянию на 23.02.2022 с возвращением в её состав Запорожской и Херсонской областей в обмен на передачу Москве захваченной части Курской области;
- обоюдного сокращения военных потенциалов двух стран до уровня «1:1» независимо от размеров их территорий и численности населения;
- введения на линию заморозки миротворческого контингента стран Евросоюза (Франция, Великобритания, Польша, Эстония) численностью до 50 тысяч человек;
- снятия санкций с Москвы на условиях восстановления за её счёт украинской экономики.
Выигранное таким образом время военно-политическое руководство Украины потратит на проведение перевыборов президента (на которых победит либо В.А. Зеленский, либо В.Ф. Залужный), завершение перевооружения армии (к середине 2025 г. Воздушные силы Украины будут иметь в своём составе 130 истребителей F-16, Mirage-2000-5 и Gripen, а производство крылатых ракет «Нептун» возрастёт до 3 000 ед. в год), восстановление энергосистемы и принудительное возвращение из Европы мужчин призывного возраста.
Нельзя исключать, что вне зависимости от объявления Украиной о безъядерном статусе, в ближайшие 3 - 4 года ею будет налажено производство специальных боевых частей для отечественных оперативно-тактических ракетных комплексов «Гром-2» и БПРК РК-360МЦ «Нептун».
Кроме того, за скобками возможного российско-украинско-американского соглашения остаются особая позиция Евросоюза (в частности, Германии, Франции, Великобритании, Нидерландов, Норвегии, Швеции, Дании, Польши и Чехии), который будет поддерживать Украину и её армию независимо от итогов челночной дипломатии Дональда Трампа, сможет практически полностью компенсировать европейским вооружением американские недопоставки и навряд ли снимет санкционные ограничения с Москвы, а также приписываемое вновь избранному президенту США горячее желание разрушить дружеские отношения между РФ и её главными военно-техническими партнёрами - ИРИ, КНДР и КНР.