Автор блога на Дзене Антон Наумкин - человек, который хорошо разбирается в вопросах истории армии и флота Японии первой половины XX в., - опубликовал пост следующего содержания (привожу с некоторыми сокращениями, неприязнь автора к доктору исторических наук А.И. Харуку не разделяю):
«Книга Виктора Муромова "Истребитель «Зеро». «Самурайский меч» японской авиации" издательства Эксо, первая в новой серии "Война в небе", поступила в продажу. Знакомство с этой продукцией оставило очень неоднозначное впечатление.
Японской авиации внимание у нас уделяется очень редко, по этой причине появление новой монографии порадовало. Однако "новая книга" является версией книги этого же издательства но только 2010 года "«Зеро». Лучший палубный истребитель", автор Андрей Харук.
Отличия в отредактированном тексте. Причем, редактирование заключается в переписывании другими словами абсолютно той же информации. Так как "редактирование" (или "переработка") осуществлялась некритично, то и ошибки и неточности "перекочевали" из книги 2010 года в книгу 2024 года. Например:
И в описании причин вынужденной посадки как старшины Тоясима 19 февраля 1942 года при ударе по австралийскому Дарвину ("ст." - с.43, "нов." - с.57), так и старшины Кога 4 июня 1942 года при ударе по Датч-Харбору ("ст." - с.53, "нов." - с.73) указываются: "пробит топливный бак" и "перебит бензопровод", хотя в обоих случаях причиной стала пробоина в масляном баке. Оба случая довольно известны, второй по результатам так вообще некоторыми сравнивается с "с победой в морском сражении". Если для "старой" книги подобные ошибки были простительны - для "новой" однозначно нет.
"После падения Филиппин ... возросло значение Тайваня...откуда осуществлялись атаки камикадзе" ("ст." - с.92, "нов." - с.113) - крайне спорное и неточное утверждение. Войска на Филиппинах завершили организованное сопротивление после капитуляции. Действия специальных отрядов с Тайваня в описываемый период (вторая половина января) была реакцией на рейд американских авианосцев. Из числящихся 18 летчиков морской авиации, погибших в специальных атаках в январе 1945 года при вылетах с Тайваня, только восемь вылетели на "Зеро" (в т.ч. один был в сопровождении). Повторяется и ошибка о том, что 21 января 1945 года авианосец CVL-27 "Лэнгли" был поражен камикадзе ("ст." - с.92, "нов." - с.113) - на самом деле бомбой.
Последний боевой вылет на "Зеро" указан 15 августа 1945 года ("ст." - с.100, "нов." - с.121), хотя 18 августа 1945 года "Зеро" атаковали, но не смогли сбить два бомбардировщика B-32 "Доминатор", совершавшие разведывательный полет над Токио.
Подобных спорных моментов в книгах много, досадно только то, что в "новой" ничего не исправлено и не добавлено, кроме перестановки слов.
Некоторые "ляпы" остались без изменений. Например, фотография взлетающего 26 октября 1942 года с авианосца "Сёкаку" А6М2 б/н EI-111 лейтенанта Синго Хидеки, командира истребителей авианосца в обоих версиях ("ст." - с.65, "нов." - с.85) подписана как "Лидерный A6M2 стартует с палубы "Сёкаку" на Санта-Крус". Что значит "лидерный"? Видимо это переводчик так увидел.
Из "новой" книги исчезла цветная вклейка с восемью цветными "боковиками" и четырьмя красивыми фотографиями сохранившихся до нашего времени "Зеро".
Объем "новой" книги больше на 16 страниц (в "старой" - 128, в "новой" - 144) за счет увеличения размеров и добавления нескольких фотографий. В "старой" книге я насчитал (без учета схем и картинок с обложки) 172 фотографии + 4 цветных снимка, в "новой" - 177 фотографий.
Таблицы тактико-технических характеристик - одинаковые. Чертежи абсолютно одинаковые - по 10 страниц. Собственно, как и все чертежи в этих сериях Эксмо, они могут быть применены только для ознакомления с внешним видом модификаций самолета. Для современных моделистов они по большей части бесполезны. Деталировка незначительна, "внутренностей" кабины - нет (не считая фотографии приборной панели), масштаб - примерно 1:90. Хотя я подобные отсканированные чертежи переводил в 144-й масштаб, распечатывал и пользовался для проверки соответствия моделей геометрии, но не более того.
В конце книги есть раздел "Литература". Теоретически, библиографический список называется "Литература" когда в него "включается вся изученная автором литература, независимо от того, использовалась она в работе или нет". Прямо скажем, перечень литературы не очень велик - в "старой" книге всего 16 позиций. В "новый" больше на два пункта: некие "материалы сети Internet" и собственно "старая" книга нашего не друга Харука!
Общий вывод после прочтения "новой" книги и ее сравнение со "старой" могу сделать следующий:
Книгу В.Муромова "Истребитель «Зеро». «Самурайский меч» японской авиации" необходимо приобрести если:
а) "старой" книги у Вас нет, других тоже, а интерес к японской авиации есть, то в качестве начальной "базы" нормально (даже хорошо!) - читать и просвещаться;
б) если "старая" книга есть, но Вы "больны" японской авиацией на всю голову и любая книга по теме в Вашей коллекции нужна в любом случае, поставить на полку и иногда тыкать пальцем.
Без выполнения этих условий - не рекомендую.
По состоянию на середину октября 2024 года цена на книгу в интернет-магазинах - от 1240 до 1800 рублей (есть еще дороже)».