Мало кто обратил внимание на сделанное 06 марта 2024 года командующим Сухопутными войсками ВСУ генерал-лейтенантом А.А. Павлюком заявление о намерении украинской армии создать ударную группировку и провести в этом году контрнаступательную операцию. Реакция большей части специалистов была снисходительной и сводилась к высказываниям типа «провалилось одно наступление, провалится и другое».
А зря. Ведь ещё 19 февраля 2024 года, то есть за 2,5 недели до выступления А. Павлюка, начальник Главного оперативного управления ГШ ВС РФ генерал-полковник С.Ф. Рудской заявил в интервью газете «Красная звезда»: «ВСУ всё ещё сохраняют боеспособность к ведению активных действий. В последующем, в случае масштабной военной помощи Запада, нельзя исключать очередной попытки контрнаступления».
Вооружённые силы Украины действительно сохраняют высокую боеспособность. После вклинения весной - осенью 2023 года в оборону группировок войск (сил) «Днепр» и «Восток» на запорожском и южнодонецком направлениях они не стали вводить в бой стратегические резервы для развития успеха, справедливо решив, что, даже проломив эшелонированную, насыщенную минно-взрывными заграждениями, усиленную беспилотными ударными авиакомплексами, армейской и оперативно-тактической авиацией оборону противника, они, при несоизмеримо высоких по сравнению с затраченными усилиями потерях, не смогут зайти в Крым или надёжно изолировать оставшиеся на левом берегу Днепра российские войска. Ключевым фактором, заставившим военно-политическое руководство Украины перейти от контрнаступления к обороне на запорожско-южнодонецком направлении, стало осознание важности завоевания господства в воздухе для проведения любого наступления против не испытывающего проблем с пополнением живой силой врага.
Поэтому до прибытия на Украину первых F-16 ВСУ перешли к обороне. Ставка сегодня сделана на постепенное уничтожение Воздушными силами самолётов ДРЛОиУ А-50, истребителей Су-35, зенитно-ракетных систем С-400, прикрывающей Крым ПВО Черноморского флота, растаскивание сосредоточенной на Украине российской группировки ЗРВ за счёт нанесения массированных авиационных ударов по военным объектам и объектам критической инфраструктуры на европейской части Российской Федерации.
Несмотря на начавшееся с октября 2023 года активное давление Объединённой группировки войск (сил) ВС РФ на различных участках фронта, ВСУ сохранили устойчивость обороны, при необходимости разменивая небольшие населённые пункты на стачивание о них общевойсковых армий. Массированное применение российской авиацией КАБ и УМПК не наносит критического ущерба украинской обороне и при невысокой точности и замедленной скорости прохождения разведывательной информации приводит к износу материальной части авиапарка ВКС. По огневым возможностям Сухопутные войска ВСУ сегодня сравнялись с Объединённой группировкой, в ходе осенне-зимней кампании ни одна из украинских бригад не была уничтожена или окружена, стратегический резерв Украины - не менее 3 танковых, 6 механизированных, 1 егерской, 1 пехотной бригад, 5 бригад морской пехоты, не считая Сил территориальной обороны и войск Национальной гвардии, - так и не был задействован. Кроме того, произошла заменена верховного командования украинской армии, в результате которой в центральные органы военного управления пришла большая группа офицеров и генералов с практическим, а не теоретическим опытом боевых действий.
Также следует критически отнестись к утверждениям ряда экспертов о том, что задержки или прекращение американской военной помощи ставят ВСУ на грань катастрофы. По наиболее оптимистичному сценарию, который был озвучен российскими СМИ, с приходом в ноябре 2024 года к власти в США Д. Трампа он прекратит финансирование Украины и тем самым заставит её сесть за стол переговоров с Москвой на выгодных для последней условиях, а блокирование республиканцами в Конгрессе пакта военной помощи Киеву на 60 миллиардов долларов уже привело к жёсткому лимитированию ВСУ боеприпасов.
Во-первых, военно-промышленный комплекс США мало чувствителен к предвыборным и послевыборным заявлениям глав государств. Даже в случае прекращения американским правительством оказания финансовой помощи Украине уже сегодня на Западе запущены механизмы изъятия замороженных российских активов, которые кратно превышают все ранее выделенные Киеву средства и с большой долей уверенности в ближайшее время будут пущены на закупку оружия для ВСУ, в том числе в Штатах.
Во-вторых, после ряда заявлений Трампа о возможном отказе США от соблюдений гарантий безопасности для Европы по линии НАТО или выходе Вашингтона из Североатлантического альянса, Евросоюз начал проработку различных вариантов оказания военной помощи Украине и мобилизации континентального ВПК. Также нельзя исключать сценарий, при котором межвидовая группировка войск НАТО будет развёрнута на украино-белорусской и украино-российской границе, что позволит ВСУ высвободить всё ещё находящуюся там оперативно-стратегическую группировку войск «Север».
И, в-третьих, шансы Трампа на избрание - 50/50. Кроме того, в бытность его возможного правления парламентская оппозиция может провернуть такой же фокус с президентскими законопроектами, который сейчас демонстрируют республиканцы. А это - поле для торга, особенно когда речь идёт о баснословной выгоде для американского ВПК.
Каким же образом ВС РФ могут купировать планируемое украинское контрнаступление? В случае расчистки украинцами воздушного пространства и массированных поставок им ВВСТ и боеприпасов западными союзниками сделать это будет кратно сложнее, чем летом - осенью 2023 года.
Пожалуй, единственный шанс - это упредить ВСУ, проведя стратегическую наступательную операцию по захвату левобережья Днепра. Но такого рода действия должны сопровождаться либо нанесением массированных ядерных ударов вглубь территории противника, либо созданием численно превосходящей его группировки войск.
Первый вариант - исключён.
Второй жизнеспособен только в ситуации объявления второй волны частичной мобилизации и доведения численности Объединённой группировки войск (сил) ВС РФ с нынешних 500 000 до хотя бы 1 000 000 человек. Проводимые сегодня набор добровольцев и мелкомасштабная мобилизация позволяют только компенсировать санитарные потери и удерживать численность группировки войск на юго-западном стратегическом направлении на постоянном уровне. Не вызывает сомнения. что на предстоящих президентских выборах победит В.В. Путин с примерно 80 % голосов избирателей, причём это будут действительные, а не нарисованные на пеньках цифры. Однако, надо понимать, что из 80 % поддерживающих В. Путина граждан активная часть - 30 %, остальные представляют собой болото, которые голосуют по принципу «коней на переправе не меняют». Их поддержка действующей власти целиком определяется стабильностью социально-экономической обстановки и ходом боевых действий - от восторженного поклонения до демобилизационно-революционных настроений.
И здесь у военно-политического руководства РФ возникает дилемма: либо отбить неизбежное контрнаступление ВСУ наличным нарядом сил с риском провалиться в воздухе или загнать боевые действия в стадию позиционных при сохраняющемся санкционном давлении, негарантированном расколе западной коалиции и ухудшении экономической обстановки, либо провести 1 - 2 волны мобилизации, организовать решительное наступление с неизбежно высокими потерями, выйти на границы Донецкой и Луганской областей с немедленным предъявлением ультиматума Киеву «мир в обмен на Днепр» и попыткой надавить на США в вопросе снятия санкций.