Н.В. Потапова, планирующая выступить на Всероссийской научной конференции «Войны и военные конфликты на восточных границах России в первой половине XX в.» с докладом «Сведения о начале создания японской авиации в разведывательных сводках Штаба Морских Сил Дальнего Востока (1932-1935 гг.)», уже озвучивала в 2020 г. доклад по схожей тематике - «Подготовка Японии к войне на Тихом океане (1932 - 1935 гг.): по материалам Российского государственного архива Военно-морского флота», на III Международной научной конференции «Уроки Второй Мировой войны и современность» (Южно-Сахалинск, 02.09.2020):
«В канун празднования 75-летия окончания Великой отечественной и Второй мировой войн военно-историческая тематика приобретает особую актуальность. Советско-японская война, или вторая Русско-японская война, став последним этапом Второй мировой войны, началась 9 августа 1945 г. и закончилась разгромом Японии и подписанием ею акта о безоговорочной капитуляции 2 сентября 1945 г. на борту американского линкора «Миссури» в Токийской бухте. Эти события завершили глобальный конфликт. Несомненно, изучение событий предвоенной и военной истории в Азиатско-Тихоокеанском регионе является важным элементом сохранения исторической памяти о Второй мировой войне. Этому способствует дальнейшее исследование и введение в научный оборот новых исторических источников.
Хранилищем ценнейших документов по предыстории войны на Тихом океане является Российский государственный архив Военно-Морского Флота (г. Санкт-Петербург). Уникальные рассекреченные материалы фонда Р-1090 (Штаб Тихоокеанского флота г. Владивосток (1932-?), Штаб Морских Сил Дальнего Востока (март 1932-январь 1935 г.), Штаб Тихоокеанского флота) позволяют в определённой степени реконструировать историю подготовки Японии к войне в Азиатско-Тихоокеанском регионе, ознакомившись с той частью информации, которая была известна руководству военно-морскими силами СССР на Дальнем Востоке. Наибольший интерес для нашей темы представляют документы Оперативного отдела (1932-1940 гг.), сосредоточенные в первой описи. Это - разведывательные сводки IV Отдела, справки, схемы о составе и состоянии военно-воздушных сил, морской авиации и военно-морского флота Японии.
В отечественной [1, 2, 3] и зарубежной [4, 5, 6, 7, 8] историографии вопрос об экономической, финансовой, научной, военно-технической подготовке Японии ко Второй мировой войне, в части войны на Тихом океане, представляется недостаточно проработанным. Исследования относятся прежде всего непосредственно к участию Японии во Второй мировой войне, носят в основном идеологическо-конъюнктурный характер, отличаются ограниченностью, неполнотой источниковой базы, однобокостью оценок и т.п. В современном фундаментальном исследовании в пятом томе 12-ти томной книги «Великая Отечественная война 1941-1945 годов». «Победный финал. Завершающие операции Великой Отечественной войны в Европе. Война с Японией», изданной в 2013 г. изучаемая тема также не разрабатывается [9]. В связи с этим введение в научный оборот новых, рассекреченных данных по исследуемой теме и дальнейшее изучение поставленной исследовательской проблемы являются насущной необходимостью.
В 1930-е годы в связи с осложнившейся международной обстановкой встала необходимость укрепления дальневосточных морских границ СССР, повышения обороноспособности региона, одновременно - появилась и необходимость получения информации о подготовке к войне вероятных соперников в регионе. Переломным стал 1932 г., к этому времени в результате японской агрессии в Китае, создания на северо-востоке Китая марионеточного государства Маньчжоу-Го военно-политическая обстановка в регионе обострилась. По решению Советского правительства в марте-апреле 1932 г. началась организация Морских Сил Дальнего Востока (МСДВ). 30 марта 1932 г. был сформирован Штаб МСДВ в составе 4-х отделов. К концу года формирование Штаба было закончено, в состав его вошли: оперативный отдел (1), организационно-мобилизационный (2), военных сообщений (3), разведывательный (4), служб (5), ПВО (6), связи (7), шифровальный (8), распорядительно-строевая часть и хозяйственная команда. В последующем структура менялась, штаб подвергался реорганизации [10]. 11 января 1935 г. МСДВ переименованы в Тихоокеанский флот (ТОФ) [11].
Сводки о подготовке Японии к войне начинают поступать в Главный штаб МСДВ с октября 1932 года [12, л. 2] с регулярностью один раз в месяц. В документах периода 1932-1935 гг. не ясен способ поступления разведывательной информации в штаб, а также её авторство. Информация, содержащаяся в сводках была разделена на рубрики, которые в основном повторялись в каждой сводке: боевая подготовка японского флота (состав эскадр, предстоящие маневры флота); строительство флота; строительство портов; усиление обороны побережья; бюджет; развитие авиации (строительство воздушных потов, авиабаз, аварии самолётов, централизация авиастроения, усиление противовоздушной обороны Японии и т.п.). Кроме того, в этих сводках находилось место и для важных аналитических выкладок, относящихся к области геополитических процессов в регионе.
В первой сводке IV отдела Штаба по Японии за октябрь 1932 г., находящейся в документах данного фонда, кроме данных о составе эскадр (1-я эскадра, 2-я эскадра, 1-я флотилия авианосцев; 1-я заграничная эскадра; 3-я заграничная эскадра; учебная эскадра), приводится и боевое расписание флота Японии на 1932 г. [12, л. 2]. Кроме того авторы сводок большое внимание уделяют учебным маневрам (в контексте подготовки Японии к войне), даются подробные данные о них: «С 25 октября в течение 10 дней в районе Осака и Кобе намечены большие соединенные маневры Армии и Флота. Район маневров - о. Киуоко с центром в южной части о. Сикоку, захватывает большую часть Тихого океана…», с указанием руководителей маневров, участников (с участием, кроме морских, также сухопутных и воздушных сил) [12, л. 2]. Подробнейшая дислокация кораблей военного флота Японии по восьми базам их приписки (Иокосука, Куре, Сасебо, Майдзуру, Оминато, Цинкай, Мако и «в Китайских водах»), с указанием их названий, классов, видов, количества была дана в следующей, ноябрьской сводке [12, л. 8].
Особое внимание уделяется в сводках достаточно подробной информации о строительстве и модернизации японского флота. Так, в октябре 1932 г. сообщается: «Закончены оборудованием крейсера: «Такко» - в мае с.г., «Атаго» - в марте с.г., «Циока» - в июле с.г., «..ая» - в июле с.г. Эти крейсера являются последними кораблями, водоизмещение которых 10.000 т., скорость 88 у., орудий - XII - 20.0 с.м., IV - 12.0 с.м. зенитных, VIII - 53.3 с.м. торпедных аппаратов, длина 192 м., ширина 19 м., средняя осадка 5 м.. Эти орудия отличаются от типа «Мьоко» только 2-мя зенитными орудиями и 4-мя торпедными аппаратами, которых у «Мьоко» больше. Внешний вид в основном одинаков, но надстройки у мостика и рубки … и более сложной формы. … По плану постройки военных судов Морского министерства из 4-х крейсеров 1-го класса, два уже заложены в октябре 1931 г. на военном заводе в г. Куре, 1 - в декабре 31 г. на судостроительном заводе Мицубиси в Нагасаки. Водоизмещение их 8,5 т., XV - 15.0 см. орудий, установленных по 3 пушки в 5 башнях. Имеются взлётные и посадочные площадки для самолётов, которых на судно можно взять 39 штук /последнее сомнительно/. Предполагающийся к постройке САСШ (США - Н.П.) их 10.000 - тонный авианосный крейсер имеет IX - 15.0 см орудий и площадку для взлёта и посадки 36 самолётов, которые берёт на борт» [12, л. 3-4]. Подобная информация повторяется в последующих сводках, позволяя выявить динамику строительства и модернизации японского флота.
Большое внимание в документах уделялось строительству портов, усилению обороны побережья, особенно восточного, так как главным противником на море были США. Автор сводки сообщал в октябре 1932 г.: «Проводимое сейчас интенсивное строительство и расширение портов позволяет Японии в случае войны обеспечить… переброску войск и питание армии, выброшенной на материк». Согласно этим данным, в 1932 г. было намечено строительство 9 портовых сооружений [12, л. 4]. Далее сообщалось: «В связи с обострением отношений с США ведутся работы по укреплению Курильских, Заонинских и Ликейских (Рюкю - Н.П.) островов» [12, л. 4].
Немало внимания уделялось и общим вопросам подготовки к войне Японского государства. Так, в октябре 1932 г. информатор сообщал некоторые данные по формированию военного бюджета Японии: «Морское министерство предполагает выступить на сессии парламента с требованием ассигнованные на судостроение и авиацию средства. Выдать ранее срока в сумме 43.000.000 иен. Министерство финансов согласилось на отпуск 15.000.000 иен на авиацию и 8.500.000 иен на судостроение. Не удовлетворяясь этим, морское министерство требует отпуска ещё не менее 20.000.000 иен. …Вынесенный на рассмотрение внеочередной сессии парламента Японии дополнительный бюджет Морского министерства в сумме 10.500.000 иен, …распределяется на 3 статьи (а/ средства на постройку боевых кораблей, б/средства на усиление авиаотрядов и в/ средства на постройку прочих мелких судов» [12, л. 4-5].
Особое место в донесениях в Главный штаб занимали сведения о начале создания японской авиации. Говоря о её развитии, автор сводки сообщал: «В последнее время правительство Японии проводит широкую агитационную компанию за постройку мощного воздушного флота. Организуются сборы средств среди населения и субсидируются значительные суммы на строительство самолётов и аэродромов. Испытывается ряд моделей тяжелых бомбовозов. Значительное внимание уделено развитию истребительной, гидро- и корабельной авиации». Далее, приводятся весьма подробные данные о планах государства по развитию японской авиации: «Министерство связи наметило создание воздушных портов в Сендае, Аомори и Саппоро. Отпущено на них 1.100.000 иен. В этом году решено немедленно начать строительство их. Морское министерство приступило к созданию маневренной авиабазы на о-ве Сайер-то /южная оконечность Кореи/ и строит крупную авиабазу на острове Парамушир. Также решено построить аэродромы на о-ве Хоккайдо в Немуро и Обасири для защиты северных берегов со стороны Тихого океана. Для исследования местности в Обасири прибыл капитан 2-го ранга Адаци. Расширяются аэродромы в Нагоя, Хиросима, Фукуока и на Ликейских островах (Рюкю - Н.П.). Отпущено на них около 10.000.000 иен. Приводимая таблица дает перечень последних моделей самолётов типа «Хококу», стоимость которых каждого из них обошлась в 75.000 иен». В разведсводке содержалось и подробное описание самолётов 1932 г. постройки, стоящих на вооружении Японии: гидроразведчиков и корабельных истребителей, их количества (7), где и когда сделаны, где размещаются, в каких операциях участвовали. Тут же автор отмечал, что тактические данные этих самолётов тщательно скрываются. Акцентировал внимание читателя информатор и на успехах военной подготовки Японии, отмечая, что «построена и испытывается гигантская летающая лодка модели № 90, могущая совершить полёт вокруг Японии в 1 день. Судно… «Комои» поставлено в док для переделки под вспомогательный авианосец. Производимый усиленный сбор средств у населения под лозунгом укрепления национальной обороны протекает успешно. На его средства построено 37 самолётов и в Осака собрано 1.000.000 иен. Наряду с этим и строительством авиабаз развёртывается авиационная промышленность. Все заводы, имеющие приспособления для производства аэропланов, работают круглые сутки. К новому, 33 году заводы Мицубиси выполняют заказ на 19.000.000 иен, Накадзина на 8, Исикадзима на 4.000.000 иен. Выполнение заказов даст Японии 300-320 самолётов». [12, л. 5]
Не обошёл сниманием автор сообщения и информацию о централизации авиастроения, отмечая, что «Военное министерство для совершенствования и форсирования авиастроения организовало центральный орган по руководству авиастроением. Пущенный 1-го апреля сего года в Иокосука на Умканай-Хана военный авиазавод объединит руководство исследовательской работой в авиастроении, проектирование самолётов и производство практических опытов. Моторный цех Хиросимского Военного завода, Отдел практического испытания самолётов в Иокосука, Испытательная станция самолётов в Касумигаура - объединены под руководством нового завода. Кроме того этот завод, установив тесный контакт с авиаисследовательской станцией Имперского Университета, в Негуро /пригород Токио/, проводит испытания и постройку лучших типов самолётов. Но большинство самолётов будет главным обрафзом заказываться на гражданских заводах. Хотя завод и подчиняется Адмиралтейству в Иокосука, но по линии технического руководства получает указания от Начальника Авиационного департамента Морского министерства» [12, л. 6].
По неполным данным на ноябрь 1932 г. дислокация японской морской и сухопутной авиации с авиабазами и крупными аэродромами представляется, в частности, по крупнейшим авиабазам, в следующем виде:
«Базирование морской авиации.
Список основных морских авиабаз:
1. Касумигаура. Представляет огромную и основную школу для подготовки лётного состава. Она имеет:
Разведчиков: в учебных отрядах - 24 самолёта, 1 опытный отряд - 8 самолётов
Бомбардировщиков - 1 отряд - 8 самолётов
Гидро-разведчиков - 2 отряда - 16 самолётов
Всего в строю - 7 отрядов - 56 самолётов и 56 запасных самолётов
Воздухоплавательный отряд - 4 дирижабля - 2 полужестких по 7.500 к/м и 2 мягких по 3.500 к/м
2. Оппама. Расположена близь Иоксука. Она имеет:
Разведчиков - 1 отряд - 8 самолётов
Истребителей - 1 отряд - 8 самолётов
Бомбардировщиков - 1 отряд - 8 самолётов
Гидро-самолётов: 2 отряда - 16 самолётов
Всего в отряде - 40 самолётов и 40 запасных самолётов
Воздухоплавательный отряд - имеет 10 привязных аэростатов
Имеются сведения, что количество самолётов в последнее время увеличено
3. Татеяма. Расположена при входе в Токийскую бухту. Она имеет:
Истребителей - 1 отряд 8 самолётов
Гидроразведчиков - 1 отряд - 8 самолётов
Гидробомбардировщиков - 1 отряд - 8 самолётов
Всего в строю 3 отряда 24 самолёта и 24 бомбардировщика…» [12, л. 9-10].
Данные по передовым морским аэродромам и их строительству выглядят так:
«1. Найдзуру. Передовой аэродром превращается в крупную авиабазу. По данным, требующим уточнения, на нем расположен морской авиакорпус. 2. Кусиното. Крупный передовой морской аэродром. 3. Оосима. Аэродром расположен на острове перед входом в Токийский залив. 4. Хачидзе-зима. Расположен на острове к югу от залива Токио, сейчас ведётся строительство передовой гидроавиабазы. 5. Аккеси. Ведутся работы по оборудованию гидроавиабазы. 6. Оминато. Начало строительства постоянной авиабазы. 7. Немуро. Строится авиабаза. Начато строительство новых ангаров. 8. Залив Саоки /о. Кююсию/. Намечено оборудование авиабазы на 5 отрядов 40 самолётов и 40 запасных самолётов. 9. Сайсюто. Расположен на острове Сайсюто, находящемся к Зюйду от Кореи. Начато строительство аэродрома. 10. Обасири. Решено строить аэродром. 11. Ю. Сахалин. Намечено создать постоянную авиабазу. 12. о. Парамушир. Второй к Зюйду от Камчатки. Строится авиабаза. Построен аэродром и радиостанция начато строительство ангаров. 13. Кония. Аэродром расположен на о. Оосика группы Риу Киу (вероятно, Рюкю - НП). 14. Мако, о…. в настоящее время аэродром расширяется. 15. Чичидейна. Бонинский архипелаг. Строится крупная авиабаза. Кроме перечисленных мораэродромов Япония имеет на своих островах ещё 10 более мелких гидроаэродромов. …намечено расширение авиабаз, обеспечивающих главные морские базы флота… В Иокосука намечено оборудовать научно исследовательский институт авиации с аэродромом» [12, л. 10].
Относительно дислокации сухопутной авиации сообщалось, что она базируется в следующих основных авиабазах: «1. Тацикава: расположен 5-й авиаполк, разведчиков 5 рот - 72 самолёта и 20 самолётов в запасе. 2. Кагамигахара: расположены 2 полка: 1-й авиаполк (разведчики - 1 рота, 18 самолётов, истребителей - 6 рот, 74 самолёта. В строю 92, в запасе 39 самолётов); 2-й авиаполк (разведчиков - 2 роты - 38 самолётов; истребителей - 2 роты 24 самолёта. Всего в строю - 62 и в запасе 26 самолётов. 3. Хамамацу. Расположен 7-й авиаполк (разведчиков - 1 рота, 9 самолётов; бомбовозов: 5 рот, 48 самолётов. Всего в строю - 57 самолёта, в запасе 32 самолёта). 4. Нокаити. Расположен и3-й авиаполк (истребителей - 3 роты, 54 самолёта; разведчиков - одна рота, 8 самолётов. Всего в строю - 62 самолёта, в запасе 32 самолёта). 5. Тациарай. Расположен 4-й авиаполк (разведчиков 4 роты - 32 самолёта; истребителей - 4 роты, 36 самолётов. Всего в строю 68 самолётов, в запасе 20 самолётов). 6. Хейто /о. Формоза/. Расположен 8-й авиаполк. (разведчиков - 1 рота, 18 самолётов; истребителей: 2 роты - 24 самолёта, бомбардировщиков - 1 рота, 12 самолётов. Всего в строю 54 самолёта, в запасе 32 самолёта). 7. Чиба /у Токио/ Расположен воздухоплавательный отряд 2 роты. 8. Сакай. Расположен воздухоплавательный отряд» [12, л. 10].
Информация о крупных сухопутных аэродромах и их строительстве представлялась следующая: «1. Симосидзу. Авиационная школа готовит лётчиков для разведывательной авиации. Имеет отделение по фотографированию и радиосвязи. Обучалось до 32 года 90 человек. Преподавателей и инструкторов 56 человек. 2. Токородзава. Расположенная вблизи Токио Авиационная школа готовит лётчиков, летнабов и механиков. Обучалось до 32 года 140 человек. Преподавателей и инструкторов 60 человек. 3. Акено. Авиационная школа… лётчиков истребительной и бомбардировочной авиации. Обучалось до 32 года 40 человек. Преподавателей и инструкторов 330 человек. 4. Асахикава. Строится аэродром. Начал формироваться авиационный полк. 5. Нобари… крупный аэродром. 6. Ойте… 7. Фукуока… 8. Сендай. Назначен для постройки. 9. Аомори… 10. Саппоро… К расширению намечены аэродромы в Токио, Хиросиме и на Ликейский островах. Кроме перечисленных аэродромов, Япония на островах имеет 24 более мелких сухопутных аэродромов» [12, л. 11-12].
Если добавить к этому информацию о развитии авиации (наращивании выпуска таких видов самолётов, как корабельный истребитель, гидроразведчик, корабельный штурмовик и др.) и расширении портового строительства, а в сводке отмечалось, что «в течение 32 года …ведётся усиленное портовое строительство, несмотря на отсутствие широких экономических перспектив их развития» [12, л. 12], то вполне закономерен вывод, что это развитие и расширение выгодно военному ведомству с целью переброски японских войск и для снабжения десантной армии, выброшенной на материк (порт Отару, Румрое, Немуро, Оминато, Фусики, Цуруга, Майдзуру, остров Парамушир) [12, л. 12-13]. Обращалось внимание и на то, что по неполным данным Япония имеет в Корее и намечает построить ещё 5 морских и 8 сухопутных аэродромов [12, л. 13-14].
Все данные говорили о том, что японская авиация сосредотачивается главным образом вокруг баз флота и промышленных районов Токио, Нагоя, Осака, Кобе и др. За 1932-1935 гг. заметно стремление Японии развить авиацию в пунктах, близких к СССР. Подтверждением тому служит строительство аэродромов в портах Кореи, Оминато, Аомори, а также Аккеси, Ю. Сахалина, Немуро и о. Парамушир. Близость их к СССР указывает не только на желание Японии защитить себя, сколько использовать авиацию в активных операциях против СССР. Вмести с этим в начале 1930-х гг. Япония стремится, прежде всего, обеспечить себя от нападения США по её Северному плану, поэтому усиленно строит базы флота в Немуро и на о. Парамушир, которые, как справедливо предполагали советские военные, также могли сыграть свою роль при войне с СССР как операционные базы флота. Попутно с этим в исследуемый период Японией усиленно ведётся работа по налаживанию собственной авиапромышленности. Новейшие типы самолётов подтверждают упорное стремление к развитию морской авиации. Мероприятия Японии по расширению портов западного побережья /Румое, Отару, Фусики и др./, по оценкам советских военных, главным образом были направлены на возможности быстрой массовой переброски войск на побережье СССР и в Корею и для обеспечения их питания.
Отмечая, что «обострение противоречий между САСШ (США - Н.П.) и Японией, захватившей Маньчжурию и этим начавшей раздел Китая, поставили их в положение основных противников в Тихом океане» [12, л. 16-17] и все действия Японии направлены прежде всего против США, советские военные специалисты, тем не менее, понимали, что «…Япония планомерно и усиленно готовится к войне». Обращалось внимание на следующие тревожные моменты: «Бюро ресурсов» Японии на последнем своём заседании с представителями военно-морских и др. правительственных организаций обсуждало вопрос о готовности к мобилизации всей промышленности Японии с целью представления правительству окончательного плана общей мобилизации всей промышленности в совершенном виде. За последнее время проводится спешная реорганизация армии с целью оснащения её совершенными техническими средствами. Формируются новые соединения мотто-мех частей. Организованы мотто-мех бригады при 5-й и 12-й дивизиях. Развёрнуты в полки 22 танковых батальона, организуются танковые роты при дивизиях. В Чехословакию передан срочный заказ /выполнение 2 месяца/на приготовление 4.000 пулемётов. Кроме этого 1.500 различных японских фирм заняты выполнением военных заказов., Большие работы ведутся по воссозданию воздушного флота строятся новейшие типы самолётов. К весне 33 года ожидается передача в строй 300 самолётов. Кроме этого подготовка ведётся по другим линиям /судостроение, морская авиация и т.п./» [12, л. 17].
Получаемая разведывательная информация давала руководству МСДВ основания заявлять, что, несмотря на то, что «за последнее время несколько сгладилось напряженное положение между Японией и СССР» и «заметно предупредительное отношение к официальным представителям СССР в Японии и Маньчжурии», а также, что «японцы стремятся завязать торговые связи с СССР покупкою нефти, леса/, урегулировать вопрос о рыбных промыслах и внешне показывает свою заинтересованность в заключении пакта о ненападении», а «японская пресса осторожно касается вопросов внешней и внутренней политики СССР, заявляя об отсутствии причин, могущих вызвать в данный момент вооруженное столкновение», агентурные данные «непрерывно указывают, что подобная политика Японии имеет основную цель замаскировать истинное намерение Японии: усыпить бдительность СССР на Дальнем Востоке, чтобы обстоятельно и серьёзно подготовиться и выполнить в кратчайший срок программу действий по подготовке маньчжурского плацдарма и обеспечить внезапность нападения» [12, л. 16]. Эти выводы, по оценкам военных, подтверждались «планомерной подготовкой к войне всей страны, действиями её в Маньчжурии, настроениями руководящих военных кругов и фашистских элементов» [12, л. 16].
Иными словами, создавая видимость миролюбивого отношения к СССР, Япония проводила интенсивную подготовку всей страны к войне. В подготовке к войне на Тихом океане Япония взяла упор на развертывание авиации, собственное производство материальной части которой успешно налаживалось в стране. Интенсивная боевая подготовка флота подтверждала наличие огромного внимания Японии к десантным операциям. Система береговой обороны Японии была прежде всего рассчитана на оборону своего тыла от США, особенно северного направления, указанием на что служило создание береговых укреплений в строящихся базах в Немуро и на о-ве Парамушир. Строительство Расина1, как основного порта и базы военно-морского флота говорило о стремлении Японии приблизить базирование своих военно-морских сил к границам СССР для обеспечения надежной и быстрой выкачки ресурсов из Маньчжурии и для военно-морских операций против СССР [12, л. 18-20].
И действительно, в последующие годы в сводках о ситуации в Японии сообщалось: «Провокация войны. Обработка общественного мнения за неизбежность войны с СССР идёт неослабным темпом. По-прежнему провоцируются слухи о якобы усиленной подготовке к войне Советского Союза, необычайной концентрации сил Красной Армии на Дальнем Востоке, численность которой превышает 30 % всей РККА. …Также провоцируется о различных восстаниях на Дальнем Востоке и даже среди частей Красной Армии. Проводя политику захвата КВЖД, яппрессой указывается, что крушение поезда 15.12 было произведено под руководством русских с криками «бей всех японцев» [13, л. 30]. Об обострении обстановки в регионе к 1934-1935 гг. свидетельствует и рост количества нарушений границ территориальных вод СССР, отмечавшийся в документах Главного Штаба МСДВ [14, л. 23-42; 15].
В целом, исследуемые документы представляют собой весьма информативный, объемный и в значительной степени ещё не введённый в научный оборот комплекс материалов по истории японского милитаризма и подготовке войны на Тихом океане, как части Второй мировой войны, позволяющий раскрыть малоизвестные и неизвестные страницы предвоенной истории.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гельфонд Г. Советский флот в борьбе с Японией. - М.: Воениздат, 1958. - 190 с.;
2. Сафронов В.П. Война на Тихом океане. - М.: МППА БИМПА, 2007. - 448 с.
3. Севостьянов Г. Н. Подготовка войны на Тихом океане (сентябрь 1939 - декабрь 1941 гг.). - М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. - 590 с.;
4. История войны на Тихом океане / Под общей редакцией Усами Сэйдзиро, Эгути Бокуро, Тояма Сигэки, Нохара Сиро и Мацусима Эйити. Т.1. - М.: Издательство иностранной литературы. 1957. - 416 с.;
5. Гери Ч.Б, Денлингер С. Война на Тихом океане. - М.-Л.: Воениздат РКВМФ СССР. 1939. - 216 с.;
6. Клавинг В. Япония в войне 1931-1945. - СПб.: Ольга, 2000. - 352 с.;
7. Масатакэ Окумия, Дзиро Хорикоси. Зеро! История боев военно-воздушных сил Японии на Тихом океане 1941-1945. - М.: Центрполиграф, 2003. - 384 с.;
8. Хаттори Такусиро. Япония в войне 1941-1945. - М.: Воениздат, 1973. - 629 с.
9. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 12 т. Т. 5. Победный финал. Завершающие операции Великой Отечественной войны в Европе. Война с Японией. - М.: Кучково поле, 2013. - 864 с.
10. Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). - Ф. Р-1090. - Оп. 6. - Д. 5. (неопубликованный).
11. РГА ВМФ. - Ф. Р-1090. - Оп. 6. - Д. 28. (неопубликованный).
12. РГА ВМФ. - Ф. Р-1090. - Оп. 1. - Д. 31. (неопубликованный).
13. РГА ВМФ. - Ф. Р-1090. - Оп. 1. - Д. 104 (неопубликованный).
14. РГА ВМФ. - Ф.1090. - Оп. 1. - Д. 135. (неопубликованный).
15. РГА ВМФ. - Ф. Р-1090. - Оп. 1. - Д. 137. (неопубликованный)».