В некоторых заметках я затрагивал проблему изменения самосознания и социального положения художников в эпоху Возрождения. Важную роль в этом процессе сыграли гуманисты, которые восхваляли художников и в своих текстах постепенно утверждали их статус как творцов и их равенство с поэтами, тем самым доказывая, что живопись, архитектура и скульптура - не ремесла, но, как и поэзия, - искусства. Именно этим объясняется, что одной из высочайших похвал художнику в эпоху Раннего Возрождения становилось сравнение его таланта с талантом поэта.
Ярким фактом, свидетельствующем о возрастающем социальном положении художников, об их постепенном восприятии как представителей творческой элиты общества, стало появление трактата гуманиста Бартоломео Фацио “О выдающихся мужах” (1456 г.), один из разделов которого посвящен художникам. Предлагаю Вам прочитать в моем переводе маленький фрагмент оттуда, посвященный Пизанелло.
Пизано из Вероны
Пизано из Вероны приписывали почти что талант поэта в изображении форм вещей и в передаче чувств. Но в изображении лошадей и других животных он, по мнению знатоков, превзошел всех. В Мантуе он расписал капеллу и еще несколько высоко оцененных произведений. Во Дворце в Венеции он нарисовал Фридриха Барбароссу, императора Римской Священной Империи, и его молящегося сына, и в том же месте большое количество придворных в немецких одеждах и с немецкими чертами лиц, священника своими пальцами искривившего себе лицо, и некоторых мальчишек, смеющихся над этим, [нарисовал] так замечательно, что это изображение вызывает хорошее настроение у смотрящих на него. И в церкви Сан Джованни ин Латерано он дописал то, что Джентиле [да Фабриано] оставил незаконченным в истории Св.Иоанна Крестителя; но, как я слышал от него, эта работа была впоследствии почти полностью уничтожена сыростью. Другие примеры его таланта и искусства - это многочисленные изображения на досках и пергаменте, среди которых есть картина со Св.Иеронимом, поклоняющимся Распятому Христу и вызывающим благоговение благодаря своему достоинству и величественному лику; а также с дикой местностью [на фоне], в которой видно много животных самых разных видов, которых можно счесть живыми. К своей живописи он добавил искусство скульптуры; его работы из свинца и бронзы есть у короля Альфонсо Арагонского, герцога Филиппо из Милана, и у многих других государей Италии, которые так чтут его за совершенство его искусства.
Пизанелло. Фрагмент синопии фрески в герцогском дворце в Мантуе. 1440-ые.