Война с Японией. 15 августа 1945 г.

Aug 15, 2011 09:14

В три часа ночи 15 августа мы сели в машины и колонна тихо покинула город. Через час ночная мгла стала рассеиваться, серые сумерки предвещали восход солнца. Вокруг расстилалась равнина, на всём пространстве которой были видны бугорки земли, расположенные метрах в 20-15 друг от друга. Что это такое? Окопы? Но почему они выкопаны чуть ли не в шахматном порядке?

Колонна остановилась и мы бегом бросились осматривать бугры, которые начинались в 30-40 метрах от дороги.

Подбегаем и видим - в яме лежат две двухсотлитровые бочки с бензином. Отовсюду раздаются крики солдат:

- И здесь! И здесь! И здесь!

На всём видимом пространстве равнины под каждым бугорком лежат бочки с бензином, так необходимым для наших машин. Тут же по рации доносим о найденных трофеях. Комбриг приказал - одну машину нагрузить бочками с бензином и отправить обратно в город Таонань. Ночному отряду продолжать выполнение боевой задачи.

В каждую машину дополнительно ставим по одной-две бочки с бензином, освобождаем одну машину, нагружаем её бочками с бензи-ном и отправляем обратно.

Через час наша колонна снова мчится по пыльной проселочной дороге на восток. Вокруг нас расстилаются возделанные поля, на которых растут гаолян, чумиза. В 2 часа проезжаем уездный городок. Без остановок проносимся через деревни, застроенные убогими фанзами - домами китайских крестьян. Часа в четыре дня снова уездный городок. На центральной улице останавливаемся. У танкистов кончилось горючее.

Заходим в соседнюю фанзу, построенную из природного камня, как и большинство домов в деревнях и городках. Внутри небольшой комнаты прилавок, заваленный различными тканями. Солдаты прицениваются, объясняясь с продавцом-китайцем жестами. Достают деньги различных государств - советсткие, чешские, румынские и другие.

Китаец впервые видит такое изобилие различных валют. С особым недоверием рассматривает он советские бумажные деньги. Боится продешевить! И тут один из солдат достает пачку наших облигаций государственного займа.

Китаец тотчас обеими руками хватает облигации и отпускает ему различные отрезы. Все солдаты прячут деньги, счастливчики достают облигации. Торговля в самом разгаре прерывается командой:

- По машинам!

В машинах смех и оживленные разговоры:

- Ну и страна! Ну и чудной народ эти китайцы !

Уже без танков колонна машин продолжает путь в безбрежных зеленых просторах полей. Повсюду на полях растет гаолян, очень похожий на кукурузу с густыми метелками зерен вместо початков, высотой до четырех метров, и чумиза, выбросывающая вверх метелку зерен, до 300 штук на одном стебле, очень похожих на пшено.

Вечером небо заволокли тучи и пошел дождь, усилился ветер. Крупные капли ливневого дождя, резкие порывы ветра вымочили нас насквозь.

Стемнело, но колонна машин продолжала движение. Мы торопимся домчаться до цели, пока не раскисли под дождем грунтовые дороги. В 23 часа проезжаем деревню, ещё три-четыре километра, и передние машины упираются в полотно железной дороги Чаньчунь - Мукден, у разъезда в 72 километрах от Чаньчуня.

Мимо нас через каждые пять минут проходят японсике эшелоны. Без света, в темноте ночи гулко проносятся вагоны. Каждый из них мы встречаем огнём. Но огонь в упор из автоматов и пулеметов не может их остановить.

Артиллеристы отцепляют 76-мм пушку, выкатывают её на переезд и первым же выстрелом, глухо разнесшимся по безмолвной равнине, поражают паровоз приближающегося эшелона. В темноте ночи слышен свист выпускаемого паровозом пара.

Беспрерывно идёт дождь. Снимаем с машин минометы и метрах в 150 от дороги, в поле, покрытом чумизой, отрываем огневую позицию. Приводим минометы в боевое положение. Земля ещё не успела пропитаться водой. Роем окопы-щели и к утру, выставив часовых, засыпаем.

Беспрерывно всю ночь идёт дождь. Ночь прошла спокойно, но спать больше двух часов не удалось.
Previous post Next post
Up